Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат
Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10
Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27
Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33
Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37
Большой город – место, куда стремятся миллионы людей за получением хорошего образования, перспектив трудовой деятельности. Но, безусловно, не все люди – русские, и не все люди – американцы. Поэтому государство сталкивается с проблемами межнационального характера.
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.
Осенью 2006 года было проведено социологическое исследование, одной из целей которого явилось изучение этнического самосознания молодежи. Были опрошены 296 студентов Московской государственной медицинской академии [6].
Большинство студентов признает понятие национальности социально значимым. При этом 31% респондентов гордятся своей национальностью, 18% считают, что национальность объединяет людей и позволяет им добиваться общих целей, она дана человеку от природы или Бога и менять ее нельзя. И только каждый десятый опрошенный заявил, что не только в будущем, но уже и сейчас понятие национальности в значительной степени устарело.
Осознание значимости своей этнической принадлежности не является препятствием для общения с представителями других народов. По мнению студентов, национальность не имеет значения при выборе друзей (76%) и коллег по работе или учебе (68%). Смешанные браки осуждают только 7%, 67% относятся нейтрально, а 23% одобряют их. Однако 44% респондентов отметили, что есть национальности, к которым они испытывают неприязнь: люди, приезжающие с Северного Кавказа (45%) и из Средней Азии (32%). Этот момент связан с длительными боевыми действиями на территории Северного Кавказа и с возросшим в последние годы уровнем терроризма.
Тревожным
фактом национального самосознания
молодежи является и то, что 68% респондентов
готовы принять участие в конфликтах
в интересах своей
Скинхеды в России - явление фактически неизученное, хотя о них много говорят, пишут и выносят самые разные суждения. Респонденты считают, что скинхеды - крайние националисты, расисты (50%); бритоголовые (30%); бандиты, хулиганы, агрессивная молодежь (31%); молодежь, попавшая под дурное влияние (26%). Возникло заблуждение: ведь классическое движение скинхедов не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями. В России существует «искривленный» вариант данной группы. По мнению студентов, движение скинхедов в нашей стране возникло в результате социально-экономических проблем молодежи (безработица, трудности в получении образования, жилья и т.д.) (33%), подражания западным молодежным группировкам (32%), пропаганды насилия, культы силы на телевидении, в СМИ (28%) и слабого патриотического и интернационального воспитания молодежи (25%). Но стоит заметить, что подобное движение практически не встречается в маленьких городах.
Россия
- центр объединения мировых
Ненависть
к людям другой национальности не
имеет ничего общего с любовью
к своему народу. Тот, кто хочет, чтобы
его уважали другие, должен, прежде всего,
научиться уважать себя, жить в соответствии
с передающимися от поколения к поколению
нравственными идеалами. Залог межнационального
мира и единства не только России, но и
всех стран — в сохранении национальной,
культурной и духовной идентичности живущих
в ней народов.
Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков Москвы, Нижнего Новгорода и Нью-Йорка
III.1.
Цели, задачи и гипотезы
исследования
Как уже было отмечено ранее, целью моего исследования явилось определение характера влияния мегаполисов на нравственное развитие подростка и выявление трудностей, возникающих у подростков в процессе социализации.
В связи с установленной целью я поставила перед собой следующие задачи:
На основании изучения литературы и собственных наблюдений я выдвинула следующие гипотезы.
Можно предположить что:
1. Ценности
русских и американских
2. Подростки считают жизнь в мегаполисе полной перспектив и возможностей.
3.
Подростки в мегаполисе
Объектом исследования выступили подростки американской и русской школ.
Предметом исследования явилось отношение к личностным ценностям в подростковом возрасте.
Исследование проводилось в 2010-2011 году в школах Нью-Йорка, Нижнего Новгорода и Москвы, материалы по тестированию московских и нью-йоркских школьников взяты из Интернета.
В эксперименте приняло участие 15 школьников из Нью-Йорка и 40 школьников из Москвы и Нижнего Новгорода:
25 участников в возрасте – 15 лет – 45%
30 участников в возрасте – 16 лет – 55%
Средний возраст участников эксперимента
составляет 15,8 года.
III.2.
Описание методов исследования
В эксперименте применялись следующие методы и приемы исследования:
Э.
Штерн рассматривал подростковый возраст
как один из этапов формирования личности.
По его мнению, в формировании личности
важно то, какая ценность переживается
человеком как наивысшая, определяющая
жизнь.
Им описано 6 типов ценностей и
соответственно типов личности, которые
заметны уже в подростковом возрасте:
1) теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
3) экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с «наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;
4) социальный тип — «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;
5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;
6) религиозный тип — такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».
Испытуемым предлагалась следующая инструкция по проведению тестирования:
Тест состоит из 20 суждения. Прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «-4»):
«+4» - несомненно да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» - ни да, ни нет;
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Свои оценки Вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты.
Бланк ответов
1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
2. Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
3. Я способен с радостью выполнять разную работу.
4. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
5. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
6. Я смогу прожить счастливо, не создавая собственной семьи.
7. Я многим обязан своей стране.
8. Физический труд – удел неудачников.
9. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
10. Я считаю, что курение и алкоголь способны помочь расслабиться, снять напряжение.
11. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
12. Какое общение без бутылки «Клинского»!
13. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
14. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
15. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи
16. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
17. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
18. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
19.
Телевидение в первую очередь
должно быть средством
20.
Человеку свойственно никогда
и ничего не делать без
2. Исследование представлений подростков о жизни в большом городе.
Подросткам из нижегородской школы было предложено написать мини-сочинение на тему «Жизнь в мегаполисе - это…»
III.3.
Описание, анализ результатов
исследования и выводы
1. Методика Э. Штерна, описывающая типы личности. В результате тестирования подростков русской и американской школ были выявлены некоторые личностные особенности по типу ценностей по мнению Э. Штерна.