Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание

Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10

Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27

Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33

Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

исследовательская работа по психологии_.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

    Большой город – место, куда стремятся  миллионы людей за получением хорошего образования, перспектив трудовой деятельности. Но, безусловно, не все люди – русские, и не все люди – американцы. Поэтому государство сталкивается с проблемами межнационального характера.

    В многонациональном государстве  составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.

    Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.

    Осенью 2006 года было проведено социологическое исследование, одной из целей которого явилось изучение этнического самосознания молодежи. Были опрошены 296 студентов Московской государственной медицинской академии [6].

    Большинство студентов признает понятие национальности социально значимым. При этом 31% респондентов гордятся своей национальностью, 18% считают, что национальность объединяет людей и позволяет им добиваться общих целей, она дана человеку от природы или Бога и менять ее нельзя. И только каждый десятый опрошенный заявил, что не только в будущем, но уже и сейчас понятие национальности в значительной степени устарело.

    Осознание значимости своей этнической принадлежности не является препятствием для общения  с представителями других народов. По мнению студентов, национальность не имеет значения при выборе друзей (76%) и коллег по работе или учебе (68%). Смешанные браки осуждают только 7%, 67% относятся нейтрально, а 23% одобряют их. Однако 44% респондентов отметили, что есть национальности, к которым они испытывают неприязнь: люди, приезжающие с Северного Кавказа (45%) и из Средней Азии (32%). Этот момент связан с длительными боевыми действиями на территории Северного Кавказа и с возросшим в последние годы уровнем терроризма.

    Тревожным фактом национального самосознания молодежи является и то, что 68% респондентов готовы принять участие в конфликтах в интересах своей национальности, если это будет необходимо. Половина респондентов считает, что идею «Россия  для русских» неплохо было бы осуществить. Однако 26% категорически против данной идеологии, оценивают ее как национальный фашизм. Выше перечисленные обстоятельства могут свидетельствовать о сформировавшейся национальной предубежденности в нашей стране.

    Скинхеды  в России - явление фактически неизученное, хотя о них много говорят, пишут и выносят самые разные суждения. Респонденты считают, что скинхеды - крайние националисты, расисты (50%); бритоголовые (30%); бандиты, хулиганы, агрессивная молодежь (31%); молодежь, попавшая под дурное влияние (26%). Возникло заблуждение: ведь классическое движение скинхедов не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями. В России существует «искривленный» вариант данной группы. По мнению студентов, движение скинхедов в нашей стране возникло в результате социально-экономических проблем молодежи (безработица, трудности в получении образования, жилья и т.д.) (33%), подражания западным молодежным группировкам (32%), пропаганды насилия, культы силы на телевидении, в СМИ (28%) и слабого патриотического и интернационального воспитания молодежи (25%). Но стоит заметить, что подобное движение практически не встречается в маленьких городах.

    Россия - центр объединения мировых цивилизаций. Нужно ясно понимать, что культурное многообразие - важное преимущество России в современном мире. Сотрудничество религий и этносов способно обеспечить нашей стране мощнейший культурный потенциал для дальнейшего развития. Остановить распространение в нашей стране идей фашизма, агрессивного национализма, религиозной нетерпимости и сепаратизма, угрожающих единству и территориальной целостности России - задача современного поколения.

    Ненависть к людям другой национальности не имеет ничего общего с любовью  к своему народу. Тот, кто хочет, чтобы  его уважали другие, должен, прежде всего, научиться уважать себя, жить в соответствии с передающимися от поколения к поколению нравственными идеалами. Залог межнационального мира и единства не только России, но и всех стран — в сохранении национальной, культурной и духовной идентичности живущих в ней народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Экспериментальная часть

    Исследование  личностных особенностей по типу ценностей  подростков Москвы, Нижнего Новгорода и Нью-Йорка

    III.1. Цели, задачи и гипотезы исследования 

    Как уже было отмечено ранее,  целью моего исследования явилось определение характера влияния мегаполисов на нравственное развитие подростка и выявление трудностей, возникающих у подростков в процессе социализации.

      В связи с установленной целью я поставила перед собой следующие задачи:

  1. сравнить особенности крупных мегаполисов (Москва, Нижний Новгород, Нью-Йорк).
  2. раскрыть основное понятие: социализация и охарактеризовать его;
  3. изучить особенности подросткового возраста;
  4. изучить психологические аспекты самосознания подростка в условиях социализации большого города.

    На  основании изучения литературы и  собственных наблюдений  я выдвинула  следующие  гипотезы.

    Можно предположить что:

      1. Ценности  русских и американских подростков  будут существенно    отличаться.

        2. Подростки считают жизнь в  мегаполисе полной перспектив  и возможностей.

        3. Подростки в мегаполисе сталкиваются  с трудностями на пути социализации.

    Объектом  исследования выступили подростки американской и русской школ.

    Предметом исследования явилось отношение к личностным ценностям в подростковом возрасте.

    Исследование  проводилось в 2010-2011 году в школах Нью-Йорка, Нижнего Новгорода и Москвы, материалы по тестированию московских и нью-йоркских школьников взяты из Интернета.

    В эксперименте приняло участие 15 школьников из Нью-Йорка и 40 школьников из Москвы и Нижнего Новгорода:

     25 участников в возрасте  – 15 лет – 45%

      30 участников в возрасте – 16 лет – 55%

      Средний возраст участников эксперимента составляет 15,8 года. 
 

    III.2. Описание методов исследования 

    В эксперименте применялись  следующие  методы и приемы исследования:

  1. Методика Э. Штерна, описывающая типы личности [1].

    Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. 
  Им описано 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

    1)  теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

    2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;

    3) экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с «наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;

    4) социальный тип — «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;

    5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

    6) религиозный тип — такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».

    Испытуемым  предлагалась следующая  инструкция по проведению тестирования:

    Тест  состоит из 20 суждения. Прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «-4»):

    «+4» - несомненно да (очень сильное согласие);

    «+3» - да, конечно (сильное согласие);

    «+2» - в общем, да (среднее согласие);

    «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

    «0» - ни да, ни нет;

    «-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

    «-2» - в общем, нет (среднее несогласие);

    «-3» - нет, конечно (сильное несогласие);

    «-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

    Постарайтесь  быть искренними. Здесь не может  быть «правильных» или «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они  отражали Ваше личное мнение. Свои оценки Вы можете занести в специальный  бланк рядом с порядковым номером  утверждения анкеты.

    Бланк ответов

    1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

    2. Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

    3. Я способен с радостью выполнять разную работу.

    4. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

    5. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.

    6. Я смогу прожить счастливо, не создавая собственной семьи.

    7. Я многим обязан своей стране.

    8. Физический труд – удел неудачников.

    9. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

    10. Я считаю, что курение и алкоголь способны помочь расслабиться, снять напряжение.

    11. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

    12. Какое общение без бутылки «Клинского»!

    13. Для меня важно найти смысл собственной жизни.

    14. Хорошая учеба тоже серьезный труд.

    15. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи

    16. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

    17. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.

    18. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.

    19. Телевидение в первую очередь  должно быть средством развлечения  и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.

    20. Человеку свойственно никогда  и ничего не делать без оглядки  на собственную выгоду.

    2. Исследование представлений  подростков о жизни  в большом городе.

    Подросткам  из нижегородской школы было предложено написать мини-сочинение на тему  «Жизнь в мегаполисе - это…»

    III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы 

    1. Методика Э. Штерна, описывающая типы личности. В результате тестирования подростков русской и американской школ были выявлены некоторые личностные особенности по типу ценностей по мнению Э. Штерна.

Информация о работе Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города