Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат
Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10
Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27
Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33
Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37
Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.
Центральным психологическим новообразованием
в подростковом возрасте является формирование
у подростка своеобразного чувства
взрослости как субъективного переживания
отношения к самому себе как к взрослому,
переживание готовности подростка жить
в коллективе взрослых в качестве полноценного
и равноправного участника этой жизни.
Исследования психологов (в первую очередь
Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой [4]) выявили
характерные черты чувства взрослости,
его содержание и формы проявления.
Формирование объективной взрослости
наблюдалось в социально-моральной сфере
(относительная эмансипация от взрослых,
наличие собственных взглядов и суждений),
в интеллектуальной деятельности (самостоятельность
в усвоении знаний), в интересах, в элементах
романических отношений (подражание взрослым),
в характере развлечений, во внешнем облике
и манере поведения (также подражание
взрослым). Чувство взрослости выражается
в отношении подростка к себе как к взрослому
и желании объективно утвердить свою взрослость.
Он претендует на такое же отношение к
нему окружающих, проявляет желание оградить
некоторые стороны своей жизни от вмешательства
взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения,
несмотря на противодействие взрослых.
Словом, как отмечает А. Г. Ковалев, подросток,
созревший для более активного социального
положения, начинает бороться за это положение,
ломая прежние к нему отношения, сложившиеся
в пору его детства.
Значительно реже в подростковом возрасте
обнаруживается противоположное качество
— боязнь ответственности, нежелание
чувствовать и отстаивать свою самостоятельность,
пассивность, стремление подольше побыть
в состоянии опекаемого и «водимого за
ручку» ребенка.
Сознание собственной взрослости
возникает у подростка не случайно. Он
чувствует общее нарастание своих сил
и энергии, видит, как быстро увеличивается
его рост, вес, физическая сила и выносливость,
замечает у себя появление вторичных половых
признаков. Подросток начинает осознавать,
что его знания, навыки и умения значительно
расширяются, что кое в чем он начинает
превосходить многих взрослых, например
своих родителей, а порой (в частных вопросах)
и отдельных учителей.
В
связи с анализом чувства взрослости
остановимся на одном вопросе, который
в последнее время начал привлекать внимание,—
на вопросе о так называемой феминизации
(от лат. femina — женщина) характера мальчиков-подростков.
Отмечают, что в последние годы в характере
мальчиков-подростков стали проявляться
такие черты, как неумение принимать серьезные
решения, боязнь ответственности, пассивность,
нежелание не только руководить, командовать,
но даже просто проявлять самостоятельность,
наблюдается слабоволие, чувствительность,
т. е. то, что не свойственно мужскому характеру.
Причиной этого явления считается феминизация
кадров преподавателей (80 процентов учителей
— женщины), а учительницы переносят на
работу с детьми материнские навыки. Мальчики-подростки
вырастают в окружении женщин (дома —
мать, в школе — учительница). Думается,
что в подобной характеристике мальчиков-подростков
есть явные преувеличения. Трудно согласиться
с тем, что наши мальчики-подростки вообще
становятся все более пассивными, не желающими
быть самостоятельными, командовать, что
они становятся более слабовольными. Вероятно,
общественная пассивность мальчиков в
школах есть их своеобразная реакция на
некоторые формы пионерской, общественной
работы, которые явно сковывают их инициативу,
самостоятельность.
Верно и то, что в организации воспитательной
работы с подростками надо больше полагаться
на их самостоятельность, активность,
инициативность, на их самоуправление,
освобождать их от ненужной опеки, назойливого
контроля. Такая организация общественной,
пионерской, комсомольской работы будет
оптимально соответствовать чертам формирующейся
личности подростка. Тогда наши мальчики-подростки
не уклонятся от руководства, от ответственности,
не будут проявлять пассивность и равнодушие
к коллективным делам в школе. Ведь не
секрет, что во многих школах воспитательная
работа строится на таких формах деятельности,
которые в гораздо большей степени отвечают
интересам, склонностям и потребностям
девочек-подростков. Почему бы шире не
развернуть в школах работу комсомольцев
из шефствующих учреждений и предприятий?
Они могли бы руководить кружками радиотехников,
автодела, фото - и кинокружками, стрелковым,
туристским, руководить духовым оркестром,
спортивными секциями. Ведь всюду, где
такая работа развернута, мальчики активно
в ней участвуют, являются организаторами
и помощниками руководителей этих кружков.
Мы уж не говорим о таких особенно интересных
мероприятиях, как военно-спортивные лагеря
типа «Юнармеец», «Юный моряк», «Юный пограничник»
или военно-спортивная игра «Зарница».
В основе дружбы и товарищества подростков
лежит очень ценное качество — взаимопомощь.
Но, как известно, часто подлинная помощь
заменяется ее суррогатом: друг дает списать
задание, подсказывает, выгораживает провинившегося
товарища, замалчивает и скрывает его
неблаговидный поступок. Все это не считается
у подростков предосудительным, а расценивается
как проявление подлинно товарищеской
солидарности. «Рассказать о плохом поступке
товарища? По-моему, это предательство
и подлость» (14 лет); «Я думаю, что мы правильно
делаем, когда выручаем товарища из беды
любым способом и при любых условиях»
(13 лет).
Бороться с подобными проявлениями дружбы — неблагодарная задача. Во-первых, это мало кому удается, а во-вторых, не надо забывать, что в основе этих проявлений лежит ценное качество — товарищеская солидарность. Поэтому следует не просто «бороться» с ними, искоренять их, а стараться перестроить эти отношения, сохранив их здоровую основу, здоровый мотив.
Направленное на себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований.
В
подростковом возрасте отношение школьников
к учебной деятельности претерпевает
серьёзные изменения. Прежде всего,
снижается их учебно-познавательная
мотивация. Для того чтобы школьник-подросток
относился к учебе более
Помочь подросткам стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к лично значимой может коучинг. Коучинг – форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочь ему прийти к этому осознанно. Как пишет Арсеньев А.С., «Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!» [1].
Коуч помогает подростку учиться на собственных ошибках, что даёт ему возможность получить новый ценный опыт в достижении цели, что позволит ему осознанно продвинуться вперёд. При этом создаётся активная атмосфера становления личности подростка, её нравственного самосознания и духовности.
Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом целенаправленного формирования чести и достоинства личности. Надо отметить, что процесс формирования проявляется на протяжении длительного времени и требует специального внимания, наблюдения и коррекции.
В критических ситуациях, как взрослые, так и подростки, не имея твёрдых моральных принципов, очень скоро на горьком опыте убеждаются в том, что равнодушие к морали, безнравственность в конце концов разрушают душевную гармонию, делают человека рабом собственных желаний.
Важно сегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно прожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильные поступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы, помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими и друзьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной, духовной.
Таким
образом, развитие личности подростка
и его социализация определяются
следующим: 1 — социальными условиями
крупных городов; 2 — внутренней позицией
подростка; 3 — особенностями динамики
подросткового развития.
II.3.
Инициации
Инициация — посвящение, введение в таинство, что позволяет перейти человеку из одного статуса в другой, с одного уровня развития на другой, например, с уровня инфантильного состояния на более высокий [6].
Инициации издревле происходили через индивидуальные и групповые испытания, преодоление трудностей. Инициации позволяют подростку (человеку) проверить и утвердить свои способности, контролировать свою волю, стойкость, почувствовать свою власть над собой, над обстоятельствами и проверить умение повести за собой. Инициации подтверждают рождение в человеке новых качеств, способностей, зрелость. Любые инициации являются социально-психологическими испытаниями общественно значимых качеств.
Социально-психологическая инициация в нашем понимании — инициация в реальном социальном пространстве. Во временных объединениях создаются специальные условия для повышения уровня компетентности и развития чувства личности подростка — моделирование системы самоорганизации. В основу моделирования системы самоорганизации была положена деятельность в рамках локального социального пространства, но неограниченно выходящая за его пределы.
Такие социальные объединения существуют в данный момент и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Нью-Йорке. Подростки, пытаясь любым образом выразить себя, порой забывают о реальном мире и переносятся в воображаемый мир субкультуры. Многие молодые люди создали свою субкультуру, частью которой были манера одеваться, музыка и представления о независимости. Подростков - эмо, готов, пинк можно встретить в любом большом городе. Они объясняют свои действия непониманием со стороны общества, которое «увязло» в своих проблемах. С одной стороны, это действительно серьезный вызов окружающему, отважная попытка изменить что-либо, с другой стороны мир все равно не станет лучше, к примеру, посредством самоубийств подростков – эмо.
Инициацией также можно считать любую общественную организацию, которая имеет схожие интересы и цели. Молодежь, стремящаяся в политику, интересующаяся общественной деятельностью, имеет свои специальные молодежные организации.
На
фоне подобных организаций особняком
стоит Молодежный парламент Москвы
– система молодежных консультативно-совещательных
органов, осуществляющих подготовку молодежи
к активному участию в
Участником проекта может стать любой активный молодой человек, небезразличный к жизни общества, в возрасте от 14 до 30 лет вне зависимости от своих политических предпочтений.
Молодежная палата при МГД является экспертным советом для обсуждения проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы в области прав и законных интересов молодежи.
Молодежная общественная палата при муниципальном Собрании создается органами местного самоуправления для участия молодежи в разработке молодежной политики ВМО и принятии управленческих решений. Кроме того, члены молодежной палаты участвуют в решении проблем молодежи на территории района, занимаются организацией районных акций, мероприятий, концертов и праздников.
С
2009 года над развитием молодежного
парламентаризма, общественной активности
и молодежной инициативы работает ГБУ
"Центр молодежного
Возможности,
предоставленные большим городом –
несравнимым творением
ума и рук человеческих, бывают обманчивы
и не совершенны. Пытаясь найти свое «Я»,
подросток сталкивается с огромным багажом
трудностей. Они связанны с непониманием,
бездуховностью общества, конфликтов
между национальными группами.
II.4.
Межнациональные конфликты
на фоне личностного
взросления