Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание

Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10

Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27

Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33

Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

исследовательская работа по психологии_.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

    Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

    Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

    Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм.

    В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации [4].  
 
 
 
 
 
 

    II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка 

    Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиарда людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга.

    В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик, а также автономная система, которая может быть не зависима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании [5].

    Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно чётко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются  многие факторы, которые будут служить  ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества.

    Важнейшей психологической характеристикой  подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.  
  Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении [3]. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей,— либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

    Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются  основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. 
Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника. 
Мы часто дискутируем, следует ли наказывать ребенка трудом.

    Поставим  эту проблему по отношению к подростку, и она станет еще более значимой. Ведь именно у подростка складывается определенная система нравственных убеждений, в том числе и отношение  к труду. Некоторые считают, что  трудом можно наказывать, и пытаются аргументировать это положение. Подросток, у которого по-настоящему начинает формироваться отношение к людям и к труду, пытается разобраться: из своего нравственного опыта он знает, что взрослые никогда не наказывают чем-то хорошим. Раз наказывают — значит чем-то неприятным! Если трудом наказывают, то в сознании подростка начинает складываться определенное представление: труд есть что-то неприятное, тягостное [6].

    Мы  считаем, что нужно вкладывать в  сознание школьника представление  о том, что труд есть дело чести, славы, доблести и геройства. Но эти слова останутся пустым звуком, а в сознании подростка будет укореняться другое убеждение. Подросток совершенно четко дифференцирует разные вещи. Если, играя на перемене, он сломал стул и должен в мастерской починить его, это не есть наказание. Если заставляют взять веник и подмести за собой, это тоже не наказание. Логика подростку ясна: это не наказание, а исправление последствий собственного проступка. Но вот другой факт. 
   В одной сельской школе ребята часто опаздывали на занятия и грубили учителям. В наказание директор обычно велел им пилить дрова для школы. Однажды, когда некого было наказывать, директор попросил старших подростков после уроков остаться пилить дрова. Все возмутились: «За что вы нас наказываете?» Никакие уговоры и разъяснения не помогли. И это понятно: едва ли подростки будут охотно пилить дрова, если они делали такую работу лишь в порядке наказания. 
   Все это хорошо знал А. С. Макаренко и умело использовал психологию ребят: если колонист провинился, его временно отстраняли от работы, лишали радости трудиться с коллективом. На первых порах наказанный был доволен, но когда он видел, как дружно, бодро, с шутками трудился коллектив, а он оставался вне коллектива, ему не доверяли трудиться вместе со всеми, это начинало на него действовать иначе. Вот при такой ситуации в сознании подростка, неизбежно будет укореняться мысль, которую мы и считаем необходимым сформировать: наказывают неприятным,— значит, лишение права трудиться в коллективе есть нечто неприятное, недостойное, следовательно, сам труд — очень привлекательная деятельность, вызывающая уважение, общественное признание. 
  Психологами была поставлена специальная задача изучить содержание нравственного сознания подростков, их нравственных понятий и представлений. Исследования показали в общем высокий уровень нравственного сознания подростков. Большая часть школьников правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях. Приведем несколько примеров. 
  «Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца» (12 лет); «Настойчивость развивается и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего» (12 лет). 
Степень глубины осознания, конечно, заметно повышается к концу подросткового возраста. 
   «Скромность — это умение трезво оценивать себя, критически относиться к себе и своим поступкам. Скромность и самореклама несовместимы... Скромный все время помнит, что окружающие его люди наделены достоинствами в не меньшей, а, может быть, в большей степени, чем он. Скромность — это простота и естественность во всем: в обращении, в поведении, костюме, манерах» (15 лет). 
   «Гордость — это радость именно, за успех, а не за превосходство над другими»; «Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо»; «Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (15 лет). 
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Это связано с широкими и глубокими общественными явлениями в жизни нашей страны, с реальной героикой современности. В последние годы мечты и представления подростков о героическом все больше связываются с людьми, посвятившими себя завоеванию космоса, ракетной технике, использованию новых видов энергии, исследованиям в области химии, физики, биологии и медицины.

    Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны, в общественно полезной деятельности. «Я мечтаю быть учительницей. Конечно, это не очень легкая профессия. Надо воспитывать ребят, а это не легко. Учиться надо долго и хорошо. Но вот я кончу педучилище, заочный пединститут и полечу на самолете в Москву. Я приеду в совсем новый город. Как здесь прекрасно! Дома высокие, каменные, всюду прекрасные парки, сады. Вот и мой первый урок: класс большой, светлый, всюду цветы. Я расскажу ребятам о старой Москве и об изменениях в стране» (15 лет). 
   Чувство интернационализма, дружбы, желание действовать, активно помогать борющимся за свободу народам ярко проявилось в стихотворении семиклассницы Веры К. [7].

             На Кубу

    Мальчишка готов к побегу:

    Единственный  рубль в кармане,

    Котлета, кусочек хлеба,

    Записка написана маме.-

    И вдруг разрушились планы,

    Напрасно  пропали старанья,

    Ох, уж эти мне мамы —

      Все они знают заранее.

    Ох, уж эти мне мамы...

      Зря его ждут кубинцы....

      Мальчишка глядит упрямо,

      От горя заплакать боится.

    Отец  с работы вернулся

    И, развернув газету,

      Выслушал все, улыбнулся 

    И мягко жене заметил:

    «Брось, не ругай ты парня,

    Зря ты его наказала.

      Я тоже бегал в Испанию 

    С Киевского вокзала».

    В мир детских снов и видений

    Реальность  врывается грубо,

    У каждого поколения 

    Есть  своя Куба. 
  Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности — качествах, очень ценимых подростками. 
  «Упрямство — это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» — тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем!»

    Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. Один из старших подростков в беседе с директором, который потребовал от него извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!» Все это представляет своеобразное моральное кредо!      Когда психологи познакомились с характеристиками подростков, чьи высказывания приведены выше, то нашли полное совпадение с поведением, т. е. нравственное сознание «прорастает» в поведение, определяет поведение.         Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценить себя: «Что я за человек? Какая от меня польза? Что у меня хорошего? Какие у меня недостатки?» У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. 
   Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. 
   Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, к качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. А. Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний — чувства превосходства над другими и чувства неполноценности. 
   Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания.

Информация о работе Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города