Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат
Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10
Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27
Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33
Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37
У
русских подростков преобладает
социальный тип, который обусловлен
стремлением к общению, любви, жизни
не только для себя, но и для другого
человека, семьи. Американские подростки
принадлежат к эстетическому типу. Жизнью
таких людей управляет идея пользы, а также
стремление достигнуть наилучшего результата
посредством собственного труда. Как отмечается
в обследовании «Настроение американской
молодежи», подростки «уделяют первоочередное
внимание своему образованию и карьере.
Хотя они полны больших надежд относительно
будущего, они не питают ложных представлений
о том, что они должны делать для осуществления
своих мечтаний. Они сознают, что впереди
их ждет тяжелая работа, и утверждают,
что готовы принести жертвы, необходимые
для достижения поставленных целей.
2. Исследование представлений подростков о жизни в большом городе.
По
результатам анализа сочинений
можно сделать следующие
а) 56% учащихся высказывают мнение, что жизнь в мегаполисе - это целеустремленный путь вперед, реализация своих планов и целей, а также лидерство в чем-то.
б) 23% учащихся считают, что жизнь в мегаполисе - это счастливая жизнь без трудностей и проблем и получение от жизни самого лучшего.
в) 21% учащихся предполагают, что жизнь в большом городе – это трудное испытание, которое может быть под силу не каждому подростку.
Таким
образом, представления о жизни
в мегаполисе у подростков отличаются,
и если для одной части детей такая жизнь
связана с движением вперед, шансом добиться
поставленных целей, то для другой с преодолением
трудностей и приложением необыкновенных
усилий.
Общие выводы по применяемым методикам
По результатам теста на определение личностных особенностей по типу ценностей, по мнению Э. Штерна, были выделены отличительные особенности подростков русской и американской школ:
И были проанализированы представления о жизни в большом городе у подростков Москвы [8].
Можно
отметить, что психологическое тестирование
показало, что в подростковом возрасте
очень ярко проявляется стремление к общению
с товарищами, стремление к жизни в коллективе
сверстников. Ряд исследователей (Д. Б.
Эльконин, Т. В. Драгунова [4]) склонны даже
выделять общение с товарищами в особую
сферу жизни подростка, считая, что общение
существует как специфическая деятельность,
в которой происходит реализация чувства
взрослости, усвоение социально-моральных
норм отношений.
Для подросткового возраста характерно
заметное развитие чувства личной дружбы,
настоящей потребности в дружеском общении.
«Не представляю себе жизнь без дружбы»;
«Дружба - это самое лучшее, что может быть
у человека»,— считают подростки. Мотивы
дружбы становятся более глубокими. Дружат
уже не только потому, что сидят на одной
парте или живут в одном доме, как это часто
бывает у младших школьников, а на почве
общих интересов, увлечений, совместной
деятельности, взаимного уважения и симпатии,
доверия и понимания, родственных взглядов
и вкусов.
Общие
выводы по экспериментальной
части
В результате исследования я пришла к следующим выводам:
1.
Ценности русских и
а) русские подростки, которые
в большей мере стремятся к
общению, близким семейным
б) американские подростки более приспособлены к жизни в большом городе, так как из любой ситуации извлекают личную выгоду, они полны больших надежд относительно будущего в мегаполисе.
2.
Подростки в мегаполисе видят
следующие перспективы и
3.
Подростки в большом городе
сталкиваются с такими
а) непонимание со стороны
б) нехватка достаточных
в) получение высшего образования
В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ориентаций подростков мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.
Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале работы, являются полностью подтвержденными.
1.
Ценности русских и
2. Подростки считают жизнь в мегаполисе полной перспектив и возможностей.
3.
Подростки в мегаполисе
Заключение
Итак, в моей работе я рассмотрела основное понятие социализации и пришла к выводу, что это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
Мегаполис имеет достаточно сильное влияние на формирование самосознания подростка. Как выяснилось, оно может быть и положительным, и отрицательным. С одной стороны большой город обладает значительным количеством возможностей и жизненных перспектив, но с другой стороны городская общественная жизнь порой лишена смысла, запутавшийся в себе самом и в мире человек желает спрятаться в «футляр» из штампованных фраз, тусклых мыслей, ненужных дел.
Формирование
подростка требует от общества постоянного
и сознательно организуемого
совершенствования системы
Воображение подростка «уходит в сферу
фантазии», оно переходит в реальную городскую
жизнь. Важно отметить, что, проживая в
маленьком городе, подросток не может
проявить все грани своего таланта за
неимением возможных средств, напротив,
в большом городе создано огромное количество
условий для реализации потенциала подростка,
хотя он может столкнуться с некоторыми
трудностями.
Список
литературы
Интернет-ресурсы: