Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание

Личностное взросление подростка представляет собой очень сложный процесс, действие которого может почувствовать каждый современный человек. Самосознание подростка происходит не только в определенном городе, районе, области, стране, а по всему миру. Значит, оно требует определенного рассмотрения. Общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, социализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Мегаполисы, дающие необыкновенные перспективы молодёжи
I.1. Нью-Йорк: «столица мира»………………………………………………...5
I.2. Москва: мегаполис, дающий перспективы получения работы и образования………………………………………………………………..8
I.3. Нижний Новгород…………………………………………………………10

Глава II. Воспитание и социализация подростка в условиях большого города
II.1. Социализация личности. Общее понятие……………………………….11
II.2. Психологические аспекты социализации и самосознания подростка...15
II.3. Инициации………………………………………………………………...25
II.4. Межнациональные конфликты на фоне личностного взросления….....27

Глава III. Экспериментальная часть
Исследование личностных особенностей по типу ценностей подростков
Москвы и Нью-Йорка
III.1. Цели, задачи и гипотеза исследования…………………………………30
III.2. Описание методов исследования……………………………………….31
III.3. Описание, анализ результатов исследования и выводы………………33

Заключение..........................................................................................................36
Список литературы.............................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

исследовательская работа по психологии_.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    У русских подростков преобладает  социальный тип, который обусловлен стремлением к общению, любви, жизни  не только для себя, но и для другого  человека, семьи. Американские подростки принадлежат к эстетическому типу. Жизнью таких людей управляет идея пользы, а также стремление достигнуть наилучшего результата посредством собственного труда. Как отмечается в обследовании «Настроение американской молодежи», подростки «уделяют первоочередное внимание своему образованию и карьере. Хотя они полны больших надежд относительно будущего, они не питают ложных представлений о том, что они должны делать для осуществления своих мечтаний. Они сознают, что впереди их ждет тяжелая работа, и утверждают, что готовы принести жертвы, необходимые для достижения поставленных целей. 

    2. Исследование представлений  подростков о жизни  в большом городе.

    По  результатам анализа сочинений  можно сделать следующие выводы:

    а) 56% учащихся высказывают мнение, что жизнь в мегаполисе - это целеустремленный путь вперед, реализация своих планов и целей, а также лидерство в чем-то.

    б) 23% учащихся считают, что жизнь в мегаполисе - это счастливая жизнь без трудностей и проблем и получение от жизни самого лучшего.

    в) 21% учащихся предполагают, что жизнь в большом городе – это трудное испытание, которое может быть под силу не каждому подростку.

    Таким образом,  представления о жизни в мегаполисе у подростков отличаются, и если для одной части детей такая жизнь связана с движением вперед, шансом добиться поставленных целей, то для другой с преодолением трудностей и приложением необыкновенных усилий. 

        Общие выводы по применяемым  методикам

    По  результатам теста на определение  личностных особенностей по типу ценностей, по мнению Э. Штерна, были выделены отличительные особенности подростков русской и американской школ:

  • стремления русских подростков связаны с семейными ценностями, общением.
  • стремления американских подростков связаны с достижением наилучшего результата посредством собственного труда, выделением личной пользы.

    И были проанализированы  представления о жизни в большом городе  у подростков Москвы [8].

    Можно отметить, что психологическое тестирование показало, что в подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Ряд исследователей (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова [4]) склонны даже выделять общение с товарищами в особую сферу жизни подростка, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений. 
  Для подросткового возраста характерно заметное развитие чувства личной дружбы, настоящей потребности в дружеском общении. «Не представляю себе жизнь без дружбы»; «Дружба - это самое лучшее, что может быть у человека»,— считают подростки. Мотивы дружбы становятся более глубокими. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения и симпатии, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов.
 

    Общие выводы по экспериментальной части 

      В результате исследования я  пришла к следующим выводам:

    1. Ценности русских и американских  подростков существенно отличаются

        а) русские подростки, которые  в большей мере стремятся к  общению, близким семейным отношениям, пытаются таким образом реализовать  накопившийся потенциал.

        б) американские подростки более приспособлены к жизни в большом городе, так как из любой ситуации извлекают личную выгоду, они полны больших надежд относительно будущего в мегаполисе.

    2. Подростки в мегаполисе видят  следующие перспективы и возможности:  совершенные технологии, способность учиться в высшем учебном заведении для успешной будущей карьеры, свободное общение, многообразие развлекательных заведений.

    3.  Подростки в большом городе  сталкиваются с такими трудностями:

         а) непонимание со стороны общества (боязнь быть отвергнутым)

         б) нехватка достаточных денежных  средств

         в) получение высшего образования

    В результате проведенных экспериментов  по выявлению ценностных ориентаций подростков мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения  последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.

    Таким образомгипотезы, выдвинутые в начале работы,  являются полностью подтвержденными.

        1. Ценности русских и американских  подростков будут существенно  отличаться.

        2. Подростки считают жизнь в  мегаполисе полной перспектив  и возможностей.

        3. Подростки в мегаполисе сталкиваются с трудностями на пути социализации. 
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

      Итак, в моей работе я рассмотрела основное понятие социализации и пришла к выводу, что это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

    Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

    Мегаполис имеет достаточно сильное влияние  на формирование самосознания подростка. Как выяснилось, оно может быть и положительным, и отрицательным. С одной стороны большой город обладает значительным количеством возможностей и жизненных перспектив, но с другой стороны городская общественная жизнь порой лишена смысла, запутавшийся в себе самом и в мире человек желает спрятаться в «футляр» из штампованных фраз, тусклых мыслей, ненужных дел.

    Формирование  подростка требует от общества постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Главное в нем — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. 
   Воображение подростка «уходит в сферу фантазии», оно переходит в реальную городскую жизнь. Важно отметить, что, проживая в маленьком городе, подросток не может проявить все грани своего таланта за неимением возможных средств, напротив, в большом городе создано огромное количество условий для реализации потенциала подростка, хотя он может столкнуться с некоторыми трудностями.

    Список  литературы 
 

  1. Арсеньев  А.С., «Подросток глазами философа», С., 2004
  2. Белинская Е.П., «Психологические особенности социализации детей», М., 2000
  3. Выготский Л.С., «Проблема возраста», М., 2002 год
  4. Мудрик А.В., «Социализация человека», М., 2006
  5. Мухина В.С., «Возрастная психология», М., 2005
  6. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., «Возрастные и индивидуальные     особенности подростков», М., 2006
  7. Эриксон Э., «Детство и общество», С., 2003
  8. «The New Yorker», N.,2010
 

        Интернет-ресурсы:

  1. Материалы с сайта http://collegy.km.ru/
  2. Материалы с сайта www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psiho/
  3. Материалы с сайта www.molgvardia.ru/

Информация о работе Социализация русских и американских подростков в условиях крупного индустриального города