Социально-психологические аспекты управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены вопросы (управления персоналом и производством), изучения приёмов взаимодействия с персоналом, улучшения стиля управленческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Социально психологические аспекты управления фирмой.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

Аннотация.

    В данной работе рассмотрены вопросы (управления персоналом и производством), изучения приёмов взаимодействия с  персоналом, улучшения стиля управленческой деятельности.

    Говорится о конфликтах и причинах из возникновения. Рассматриваются вопросы этики деловых отношений.

    Представлен подробный анализ схемы структурного управления предприятия. Разработаны  мероприятия по совершенствованию  менеджмента на предприятии и  рассчитан экономический эффект от их внедрения.

    Курсовая  работа написана на 48 листах, включает 2 рисунка, одну таблицу и 11 схем.  

 

Введение

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую  перестройку. В  жизни отдельного человека – это превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Как известно, развитие процесса отделение капитала-функции от капитала-собственности привело к тому, что на современном этапе ведущую роль в управлении фирмой играют менеджеры.

Принципы  управления Анри Файоля, которые я  рассмотрю подробнее чуть ниже, достаточно актуальны в сегодняшнем Российском бизнесе. Дело в том, что в условиях полного государственного контроля над производством не возникало необходимости считаться с человеческим фактором в той мере, в которой приходится делать это сейчас при наличии у работника альтернативы государственным предприятиям – частного сектора экономики.

Многие  люди создали свой бизнес на волне  разгосударствления экономики и  сейчас, после спада ажиотажа вокруг этого процесса оказались перед  выбором: либо создавать свою систему  управления персоналом и производством, либо принимать то, что известно и применяется во всем мире. Необходимо создавать высшие и среднеспециальные учебные заведения для обучения руководителей, как среднего, так и самого высокого уровней работе в новых для них условиях. Причем, нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве.

Точкой  отсчета менеджмента в России принято считать создание в августе 1990 года ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского менеджмента. За время существования менеджмента в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условиях немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести разумное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия производства.

Существует  такой метод, как «тренировка чувствительности», который предполагает изучение приёмов взаимодействия с персоналом,  улучшения стиля управленческой деятельности. Менеджеры учатся анализировать своё поведение и поведение других членов организации. Руководитель должен уметь выявлять в группе причины нервозной обстановки, скрытой неприязни, отрицательных эмоций. Главная обязанность высших управляющих состоит в организации общего руководства фирмой. 
 
 
 
 
 

 

Глава 1.  

1. 1. Принципы управления  Анри Файоля

Известны  следующие принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение  труда или специализация.

Является  естественным порядком вещей. Целью  разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.

2. Полномочия  и ответственность.

Полномочия  – право отдавать приказы. Ответственность  – ее составная противоположность. Где даются полномочия, там непременно возникает ответственность.

3. Дисциплина.

Предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и ее сотрудниками.

4. Единоначалие.

Работник  должен выполнять приказ только одного человека.

5. Единство  направления.

Каждая  группа работников, действующая в  рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь единого  руководителя.

6. Подчиненность  личных интересов общим.

Интересы  одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение  персонала.

Чтобы обеспечить верность и поддержку  персонала, они должны получать достойное вознаграждение за свою работу.

8. Централизация.

Как и  разделение труда, централизация является естественным порядком вещей, однако степень  централизации будет варьироваться  в зависимости от конкретных условий  труда. Появляется необходимость определения меры, обеспечивающей лучшие возможные результаты.

9. Скалярная  цепь.

Скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих  должностях, начиная от лица, занимающего  самое высокое положение до руководителя низового звена.

10. Порядок.

Должно  быть место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость.

Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность  рабочего места для персонала.

13. Инициатива.

Означает  разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это придает  Компании силу и энергию.

14. Корпоративный дух.

Любая команда должна работать вместе. Каждый должен вносить столько, сколько  он может.

Для чего же создавал Файоль свои принципы, какой  цели они призваны служить?

Как нетрудно заметить из комментариев, которые  я намеренно привела, они направлены на улучшение взаимоотношений управляющего персонала и работников. Для чего же, в свою очередь, необходимо эффективное взаимодействие верхней и нижней частей фирмы, ведь  бытует мнение, что легче выгнать неугодного работника, поскольку незаменимых людей не бывает, и на его место придут другие. Дело в том, что практика показывает, что наличие взаимопонимания и стабильность коллектива всегда положительно сказывается на производительности труда, а наличие корпоративного духа и выплата достойного вознаграждения персоналу предотвращают промышленный шпионаж, приносящий гораздо большие убытки. Все это способствует гармоничному развитию  фирмы и максимальной эффективности ее работы, а, следовательно, она быстрее других займет нишу рынка и найдет свое "место под солнцем", она придет к вершине успеха и сможет удержаться на ней, что есть цель существования любой фирмы.

Существует  также множество других принципов  управления, я думаю, что не стоит  перечислять их все, хотелось бы коснуться  только еще одного аспекта управленческой деятельности. В принципах управления Анри Файоля отражены не только экономические принципы управления, но и психологические принципы воздействия на персонал и взаимодействия с ним. В этом аспекте мне показались наиболее интересными 6 основных заповедей Харви Мак Кея, определяющих требования к самому управленцу, при  наличии которых он может продуктивно управлять фирмой.

1. Бизнесмен  должен всегда быть в форме.

2. Деловая  жизнь не терпит остановки.

3. Знание  не становится силой, если его  не применять.

4. Верь в себя, и Успех придет к тебе.

5. Не  верьте тому, кто скажет, что мелочи  для менеджера ничего не значат. Мелочи – это все.

6. Вы  будете безразличны к людям  до тех пор, пока не проявите  заботу о них. 

1. 2. Составляющие менеджмента

Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также способы их исполнения. Приведу некоторые из них, имеющие целью воздействие на различные факторы производственной деятельности.

Первая составляющая менеджмента – маркетинг. Это не только определение вкусов и привычек потребителей, но и управление ими и формирование таковых.

Маркетинг – одна из самых важных составляющих коммерческого успеха. Маркетинг  – такая организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на поиск и создание товаров и услуг, коммерческое производство которых обеспечит устойчивый и расширяющийся сбыт продукции фирмы, приносящий достаточно высокую прибыль на вложенный капитал. Маркетинг нужен для того, чтобы найти грамотные ответы на самые больные вопросы.

Еще одной составляющей менеджмента можно считать анализ. Его функцией является анализ внутренней и внешней среды функционирования и прогноз ее динамики, а также оценка возможных последствий таковой для фирмы.

Анализ  внутренней  ситуации необходим на любой фирме. Без него существование и функционирование фирмы невозможно. Анализ мобильности управленческого персонала, профессионализма сотрудников, кадровой политики, а также психологической обстановки внутри фирмы дает возможность успешно функционировать компании в любых, даже самых сложных политических, экономических и психологических условиях, а их синтез с умелым управлением, своевременным анализом внешней ситуации и прогнозом рынка дает основание надеяться на определенный коммерческий успех.

Но все  же основной составляющей менеджмента  является управление персоналом. 

1. 3. Управление персоналом

Управление  персоналом во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения – основа деятельности менеджера.

Управленческое  общение – общение с целью  осуществления руководства людьми, то есть изменение их действий в  определенном направлении, поддержание  данного направления или формирование нового направления.

Управленческое общение выполняет несколько функций.

1. Выдача  распорядительной информации.

2. Получение  обратной информации.

3. Выдача  оценочной информации.

Т.е., выдавая  распоряжения, руководитель рассчитывает не только на выполнение, но и на наличие  у подчиненного желания это выполнить. Поскольку наличие желания – своего рода залог эффективного исполнения, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными является одной из основных причин некачественной работы.

Условия установления взаимопонимания.

1. Общение на едином  профессиональном языке.

2. Уровень  общей культуры и интеллекта.

3. Полнота  информации.

4. Логичность  изложения.

5. Сконцентрированность  и внимание к рассматриваемой  проблеме.

Управленческое  общение действует по своим законам.

I закон управленческого общения.

"Понять - не значит принять"

Условия принятия чужой позиции.

1. Она  не должна противоречить основным  взглядам и позициям того, кто  воспринимает информацию.

2. Поиск  и демонстрация партнеру его  личного интереса в данном  вопросе.

II закон управленческого общения.

"При  прочих равных условиях люди  легче принимают позицию, к  которой испытывают эмоционально  положительное отношение”

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. Все это вместе дает фирме возможность без лишних трений и проволочек работать наиболее эффективно в выбранной ей нише рынка и, планомерно осуществляя свою стратегию, идти к вершине успеха. 
 
 

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления фирмой