Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42

Работа состоит из  1 файл

аспекты (Восстановлен) (Восстановлен).docx

— 91.90 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ» 
Кафедра естественнонаучного и гуманитарного образования

 

 

 

Социальные и  психологические аспекты успешности деятельности

дошкольного образовательного учреждения на примере

МБДОУ д/с «Сайзанак» с. Ак-Чыраа Овюрского кожууна

 

 

Работа допущена к защите                                              Выпускная квалификационная работа

Зав. кафедрой дошкольного                                              слушателя по направлению 

и начального образования                                                «Менеджмент (в дошкольном образовании)»

Елена Владимировна Ложкина                                         Кыргыс Салбак Ондар-ооловна

__________________________                                           _____________________________

                           подпись                                                                                           подпись

«___»____________________2012 г.                               Научный руководитель:

                                                                                          Влодзяновская В.И., Почетный работник  общего образования РФ,

 учитель высшей  категории

                                                                                                  ________________________________

                                                                                                                 подпись

 

                                                                                                            Рецензент:

                                                                                                  ________________________________

                                                                                                                         подпись

 

Работа  защищена «___»_______________2012  г.

с оценкой     ______________________________

Председатель  ГАК________________________

Члены комиссии:_________________________________________________________

                             _________________________________________________________

 

Кызыл – 2012

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение___________________________________________________2

Глава 1.Теоретическое исследование социальных     и    психологических аспектов успешности деятельности коллектива     ДОУ_________________6

1.1 .Проблема успешности в контексте  теории совместной деятельности__6

1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11

Глава   2. Эмпирическое исследование социальных    и психологических аспектов успешности  деятельности коллектива ДОУ__________________26

2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26

2.2  Анализ результатов эмпирического  исследования_________________32

2.3 Методические рекомендации по  применению социальных и психологических  аспектов в деятельности МБДОУ  д/с «Сайзанак»______39

Заключение________________________________________________40

Библиография______________________________________________42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.

Социально-психологические  проблемы руководства современным  дошкольным образовательным учреждением  функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку  в должностную инструкцию, значительно  расширяя профессиональное поле его  управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции  управления.[5]

Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от квалификации персонала, но и от умелого  использования кадров, эффективности  управления ими.

Сегодня в России высоко котируется репутация надежности. Важным составляющими хорошей репутации  являются профессионализм персонала. Если управление человеческим коллективом  происходит стихийно, без учета социально-психологических  закономерностей развития, подбор кадров осуществляется случайным образом, то создается почва для конфликтов, снижения результативности труда, увольнений работников. Постепенно назревают проблемы, которых можно было бы избежать. Результаты исследования сложившейся  научной практики показывают, что  большинство отечественных  организаций, как правило, основное внимание сосредотачивают  на совершенствовании финансового  менеджмента. При этом персонал, как объект управления, остается на втором плане. Поэтому неудивительно, что службы управления персоналом большинства российских предприятий имеют низкий организационный статус, недостаточно профессионально подготовлены, и, по сути, ограничиваются выполнением лишь учетных функций.

Квалификация персонала  не является определяющим фактором. Многое зависит от выбранной системы  управления персоналом и личных качеств, опыта и знаний менеджеров. Если управление осуществляется неэффективно, то даже самый квалифицированный  персонал не будет работать с полной отдачей, он будет использоваться неэффективно. Подсистемы планирования персонала, его  набора, отбора, адаптации и развития, подсистемы трудовых отношений и  управления мотивацией персонала, его  экономического стимулирования, подсистемы информационного и правового  обеспечения управления, подсистемы управления социальным развитием предприятия  имеют свои специфические функции, проблемы, требующие решения.    

 Необходимость для  управленца знания и анализа  вышеуказанных аспектов деятельности  по управлению персоналом доказывает  актуальность заявленной темы  дипломной работы.   

  Важнейшим элементом устойчивости фирмы является создание условий для формирования команды с единой корпоративной культурой, эффективной системой мотивации сотрудников, что и достигается претворением в жизнь грамотно разработанной кадровой политики.[7]

Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу  по проблеме исследования, определить  сущность успешности ДОУ.  

2. Выявить социальные    и  психологические факторы, определяющие  успешность взаимодействий членов  коллектива на индивидуальном  и групповом уровнях.

3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ     и апробировать её в практической работе.

5. Разработать методические рекомендации  использования материалов исследования  для практического применения.

Объектом нашего исследования является совместная деятельность членов коллектива ДОУ .

Предмет исследования: формирование мотивационной сферы в системе межличностных отношений как условия, обеспечивающего успешности деятельности ДОУ.

Методологической основой исследования послужили: принципы детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности, принцип системности в изучении психологических феноменов (Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн); теория деятельности (А.Н.Леонтьев); теория совместной деятельности (А.Л.Журавлёв, А.В.Петровский, Ю.П.Платонов и др.); исследования межличностных  отношений в совместной деятельности малых групп и коллективов (Г.М.Андреева, Е.М.Дубовская, М.С.Коган, И.Б.Котова, Р.Л.Кричевский, Н.Н.Обозов, А.В.Петровский, Ю.Л.Ханин, Е.Н.Шиянов и др.); исследования в области  мотивации (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Х.Хекхаузен  и др.).

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования состоят в  следующем:

- определена  сущность успешности  совместной деятельности коллектива   ДОУ, а также социальных    и психологических факторов, её  обеспечивающих, на понятийном, содержательном  и технологическом уровнях; 

- обоснован механизм проявления  психологических факторов, обеспечивающих  успешность совместной деятельности  коллектива   ДОУ; 

- обоснованы положения, определяющие  содержание, формы и методы деятельности  заведующей ДОУ, направленной  на обеспечение успешности ДОУ; 

 Итогом этого стали данные, свидетельствующие о повышении  успешности действий и взаимодействий  членов коллектива и успешности  деятельности коллектива в целом. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения  и экспериментально обоснованные выводы могут быть использованы в системе  управления ДОУ. По материалам исследования разработаны психолого-педагогические  рекомендации, внедрение которых   может способствовать повышению успешности деятельности.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ   «Сайзанак» с. Ак-Чыраа    Овюрского  района.

Структура работы. Дипломная работа состоит из   введения, двух глав, заключения, библиографии. В первой главе рассматриваются социально-психологические аспекты успешности ДОУ.

Вторая   глава посвящена  эмпирическому исследованию социальных и психологических аспектов успешности ДОУ на базе МБДОУ   «Сайзанак» с. Ак-Чыраа    Овюрского  района.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Теоретическое исследование социальных     и    психологических факторов успешности деятельности коллектива     ДОУ.

    1. Проблема успешности в контексте теории

совместной деятельности.

В условиях кардинальных изменений  в социальной жизни нашей страны особую роль приобретает уровень  развития системы образования, определяющий социальную успешность общества.

В основных направлениях модернизации отечественного образования заложено понятие «успешность современного образования». Основным критерием успешности современного образования является формирование здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной личности учащегося, способной вырабатывать собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни. Такую личность учащегося может формировать  только успешный учитель с развитой способностью к самоуправлению в  педагогической деятельности, к постоянному  саморазвитию, самосовершенствованию, с высоким уровнем творческого  потенциала.

Приоритетной задачей  педагогической науки стало выявление  успешности и эффективности деятельности педагога, установление условий и  причин, их обеспечивающих. Особенно остро  стоит вопрос о выработке оптимальных  подходов, определяющих ход процесса становления личностно-устойчивого  и профессионально реализующего учителя, выявления закономерностей  развития успешности его личности. В поисках средств и социально-педагогических условий становления успешности учителя в современной школе  мы обратились сначала к вопросу  выявления сущности, характерных  признаков успешности учителя и  компонентов, раскрывающих процесс  ее становления. Для разрешения обозначенной проблемы мы проанализировали понятия «успех» и «успешность современного учителя» в психолого-педагогической литературе. [13]

Категория «профессиональный  успех учителя» стала рассматриваться  в специальных научных работах  в России лишь в конце XX в. Педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский и другие рассматривают профессиональный успех как положительный результат взаимодействия учителя и ученика. Проблему успеха и неудачи изучили П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман. Есть ссылки на переживание успешности (А. Бандура, К. В. Солоед, Л. И. Дементий), что позволяет нам предположить, что исследователи под успешностью подразумевают состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. Успех педагогической деятельности, по мнению ряда ученых (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, и др.), во многом определяют развитые педагогические способности. А. К. Маркова, исследуя успешность педагогической деятельности, заключает, что наиболее важным для педагога является формирование положительной самооценки в целом, так как у учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией и эффективность работы в целом. Л. М. Митина [6] подчеркивает, что успешность профессиональной деятельности учителя связана с уровнем развития самосознания и «Я-концепции». Развитие успешной личности учителя она рассматривает как процесс повышения уровня и совершенствования структуры педагогической направленности, компетентности, эмоциональной гибкости через осознание учителем необходимости саморазвития и самосовершенствования. Основным фактором развития успешности личности она считает внутреннюю среду личности, ее активность и потребность в самореализации. Е. В. Ерофеева определяет профессиональную успешность учителя как «способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом. По мнению С. А. Дружилова, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Н. А. Аминов, описывая тип современного успешного учителя, приводит следующие характеристики: «Это учитель, который стремится развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Ему свойственна непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон». По Л. Р. Симсону, успешный учитель есть креативный педагог (креативные - более склонные к творчеству) с точки зрения их образа жизни, такие учителя более разносторонне включены в различные сферы жизнедеятельности, имеют широкий круг интересов, увлечений. [13]

Информация о работе Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»