Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.
Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42
Каждый сотрудник должен понимать, что он является частью коллектива и не должен ставить свою выгоду в ущерб общему делу. В коллективе очень ценится умение избегать конфликтов, взаимопомощь и взаимовыручка. Когда человек чувствует поддержку коллег, ему проще избегать стрессовых ситуаций. Только в коллективе, путем общения и взаимодействия между профессионалами, а также благодаря личностному росту, Вы сможете достичь наиболее высокого уровня профессионализма и максимально повысить личную эффективность.[26]
Подводя итоги все сказанного
в 1-ой главе можно сделать следующие
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности.
Психологическая совместимость
взаимодействующих индивидуумов внутри
коллектива при совместно выполняемой
деятельности выступает важным фактором,
обусловливающим
Формирование в трудовых коллективах положительного социально-психологического климата является одним из показателей сплочения этого коллектива.
Характер отношений в
группе и их влияние на социально-психологический
климат может целенаправленно
Взаимосвязь между эффективностью работы организации, и её социально-психологическим климатом – является одной из важнейших проблем.[14]
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов успешности ДОУ
2.1 Организация
проведения исследовательской
и методики исследования
Практическая работа проводилась в течение 2-х месяцев. Отбор коллектива для исследования проводился с помощью предварительной беседы с сотрудниками. В результате беседы была отобрана группа, в состав которой входит 21 человек разного возраста, пола и семейного положения. Все сотрудники, входящие в данный коллектив имеют одинаковую степень образования (высшее дошкольное педагогическое), примерно одинаковый стаж работы в данном коллективе и имеющие схожие социально-психологической ориентировки (что обусловлено социальным уровнем жизни). Для проведения исследования использовались определенные психологические методики.
Описание используемых методик.
1)Методика диагностики
направленности личности Б.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно [19, 42].
С помощью методики выявляются следующие направленности:
- Направленность на себя
(Я) — ориентация на прямое
вознаграждение и
- Направленность на общение
(О) — стремление при любых
условиях поддерживать
- Направленность на дело
(Д) — заинтересованность в
решении деловых проблем,
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.[19]
2) Методика К. Томаса. Предрасположенность к конфликтному поведению (Адаптация Н. В. Гришиной)
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. В соответствии с этими двумя основными измерениям К.Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция)
как стремление добиться
2) сотрудничество, когда
участники ситуации приходят
к альтернативе в результате
совместного поиска решения
3) компромисс, как нахождение
решения путем частичных
4) избегание, для которого
характерно как отсутствие
5) приспособление, оно в
противоположность
К. Томас считает, что при взаимном избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; а при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или оказывается в выигрыше только один из участников, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки, посредством частичного отказа от своих интересов. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации 12 суждениями. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать только одно суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Количество баллов, набранных
по каждой шкале, дает представление
о выраженности у данного испытуемого
тенденции к появлению
3) Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В данной работе будет использоваться
метод интерпретации
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Они группируются особым образом по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения по двум типам поведения.
1) адаптивное поведение:
0-4 балла – низкая выраженность, 5-8 баллов – умеренная;
2) экстремальное до патологии поведение:
9-12 баллов – высокая выраженность, 13-16 баллов – экстремальная.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.
По специальным формулам определяется выраженность показателей основных факторов: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 (VIII + II – V – VI) ,
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 (VIII – II – IV + VI).[24]
4) Методика самооценки уровня развития группы А.Н. Лутошкина (психологический климат группы)
Методика направлена на оценку некоторых основных проявлений психологического климата коллектива, отражение на эмоциональном уровне сложившихся в коллективе взаимоотношений, характера делового сотрудничества, отношения к значимым явлениям жизни.
Методика представляет собой
карту-схему из 14 утверждений, где
в левой стороне листа описаны
качества коллектива, характеризующие
благоприятный психологический
климат, а в правой – качества
коллектива с явно неблагоприятным
климатом. Степень выраженности тех
или иных качеств определяется с
помощью шкалы, помещенной в центре
листа от +3 до –3, где +3 – качество,
указанное слева, проявляется в
данном коллективе всегда; +2 – качество
проявляется в большинстве
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Чтобы представить общую
картину психологического климата
коллектива, надо высчитать средний
показатель по каждому члену группы
и по всей группе в целом. Полученный
результат может служить
Данный опросник позволяет
за короткое время определить направленность
(положительная или
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Результаты исследования направленности личности (методика Баса).
Исходя из данных представленных в таблице 1 видно, что какой-либо значительной разницы в направленности личности у сотрудников 1-ой и 2-ой групп не выявлено. Средние значения по группам лежат в одинаковых пределах, при этом следует отметить, что ведущая направленность личности в обеих группах выражена интересами дела и продемонстрирована самым высоким процентом от состава каждой из групп: соответственно 75 % и 87,5 %.
Таблица 1 - Результаты исследования по методике Б. Баса
Направленность личности |
Количество человек | ||
Группа 1 |
Группа 2 |
Всего в коллективе | |
Собственные интересы |
2 (25,0 %) |
3 (37,5 %) |
5 (23,8 %) |
Общение |
- |
3 (37,5 %) |
3 (14,3 %) |
Интересы дела |
6 (75 %) |
7 (87,5 %) |
13 (61,9 %) |
Также из показателей таблицы 1 видно, что в рамках состава всего коллектива 13 человек (61,9 %) исследуемого контингента проявляют направленность на интересы дела. Такая направленность характеризуется заинтересованностью в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, если оно может полезно для достижения общей цели.
Расхождение наблюдается только в показателях направленности на общение, но в данном случае это может носить случайный характер и к исследуемой проблеме не иметь прямого отношения.