Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.
Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42
Опираясь на результаты исследования направленности личности можно сказать, что в данном случае явного различия между 1-ой и 2-ой группами не выявлено.
Следующим проводилось тестирование по выявлению стиля поведения в конфликтной ситуации (методика Томаса). Результаты обработки данных приведены в таблице 2.
Из параметров таблицы
видно, что среди протестированных
с самой большой частотой в
данном коллективе встречаются сотрудники
с такими стилями поведения как
избегание – 8 человек (38,1%) и компромисс
– 7 человек (33,3%). При этом на группу
2 приходится самое большое количество
показателей избегания, которое
характеризуется отсутствием
Таблица 2 - Результаты исследования по методике К. Томаса
Тип поведения |
Количество человек | ||
Группа 1 |
Группа 2 |
Всего в коллективе | |
Соперничество |
2 (25,0 %) |
1 (7,7 %) |
3 (14,3 %) |
Сотрудничество |
- |
2 (15,4 %) |
2 (9,5 %) |
Компромисс |
4 (50,0 %) |
3 (37,5 %) |
7 (33,3 %) |
Избегание |
2 (25,0 %) |
6 (46,1 %) |
8 (38,1 %) |
Приспособление |
- |
1 (7,7 %) |
1 (4,8 %) |
Кроме того, из данных приведенных в таблице 2 видно, что по отношению к составу каждой из групп показатели соперничества преобладают в группе 1, а как упоминалось ранее только при наличие ситуации соперничества обе из сторон остаются в выигрыше, так как стимулируют к действиям: поиску решений и аргументов.
Следовательно, сотрудники группы 1 в случае возникновения конфликтных ситуациях могут оказывать выраженное положительное влияние на их исход.
Далее проводилось исследование межличностных отношений (методика Т. Лири).
Опираясь на полученные данные, которые приведены в таблице 3 можно отметить, что с самой большой частотой среди сотрудников коллектива проявились характеристики недоверчиво-скептического и покорно-застенчивого типов – по 7 человек на каждый из октантов, что составляет по 33,3 % на каждую направленность от всего контингента испытуемых.
Таблица 3. Результаты диагностики по методике Т. Лири
№ октанта |
Название октанта |
Количество человек | ||
Группа 1 |
Группа 2 |
Всего в коллективе | ||
I |
Властно-лидирующий |
1 (12,5 %) |
1 (7,7 %) |
2 (9,5 %) |
II |
Независимый-доминирующий |
- |
1 (7,7 %) |
1 (4,8 %) |
III |
Прямолинейный-агрессивный |
- |
1 (7,7 %) |
1 (4,8 %) |
IV |
Недоверчивый-скептический |
2 (25,0 %) |
5 (38,7 %) |
7 (33,3 %) |
V |
Покорный-застенчивый |
4 (50,0 %) |
3 (37,5 %) |
7 (33,3 %) |
VI |
Зависимый-послушный |
- |
1 (7,7 %) |
1 (4,8 %) |
VII |
Сотрудничающий-конвенсиальный |
1 (12,5 %) |
1 (7,7 %) |
2 (6,6 %) |
VIII |
Ответственный-великодушный |
- |
- |
- |
Также из рассматриваемой
таблицы видно, что в группе 1 по
показателям лидирует характеристика
покорно-застенчивого типа отношений,
на неё приходится 4 человек, то есть
половина всего состава группы. Для
этого типа межличностных отношений
характерна покорность, скромность, уступчивость,
эмоциональная сдержанность, способность
подчиняться и честно выполнять
свои обязанности, и как следствие
наличие совместимости и
В группе 2 наибольшее число
испытуемых проявили выраженные показатели
недоверчиво-скептических отношений
– 5 человека, что составило 38,7 % от состава
данной группы. Этот тип отношений
характеризует
Показатели остальных
направлений межличностных
В данной части исследования,
внутри состава каждой группы, предполагалось
определение степени
Поэтому, для наиболее полного
представления о направленности
межличностных отношений
Таблица 4. Показатели доминирования и дружелюбия по методике Т. Лири.
Группа 1 |
Испытуемые |
Доминирование |
Дружелюбие |
Группа 2 |
Испытуемые |
Доминирование |
Дружелюбие |
срабатываемые |
1 |
-0,1 |
1,3 |
несрабатываемые |
4 |
-3,4 |
-0,4 |
2 |
-0,8 |
4 |
5 |
-3,8 |
2,4 | ||
3 |
-10,5 |
1,3 |
6 |
-11,2 |
-1,2 | ||
11 |
-4,4 |
1 |
7 |
-6,4 |
3,7 | ||
14 |
-0,9 |
0,7 |
8 |
-3 |
-0,4 | ||
15 |
4,7 |
2,1 |
9 |
-10,8 |
-0,4 | ||
16 |
-7,8 |
2,6 |
10 |
-2,5 |
-1,5 | ||
19 |
-4,7 |
4,1 |
12 |
3,4 |
-2,4 | ||
13 |
3 |
-13,4 | |||||
17 |
-4,1 |
-0,1 | |||||
18 |
-0,3 |
-1,7 | |||||
20 |
-5,5 |
-2,2 | |||||
21 |
-5,2 |
-0,4 | |||||
Средние показатели по группе 1 |
3,06 |
2,14 |
Средние показатели по группе 1 |
-3,8 |
-1,38 |
Опираясь на данные таблицы
видно, что средние показатели дружелюбия
и доминирования в группе 1 имеют
более высокую степень
В заключительной части эмпирического исследования ставилась задача - выявление направленности социально-психологического климата коллектива. Данные полученные в ходе применения методики самооценки уровня развития группы А.Н. Лутошкина приведены в таблице 5.
Исходя из таблицы видно,
что оценки, которые были даны 1-ой
группой социально-
Таблица 5 - Результаты исследования по методике А.Н. Лутошкина
Группа 1 |
Испытуемые |
Оценка климата (бал.) |
Группа 2 |
Испытуемые |
Оценка климата (бал.) |
срабатываемые |
1 |
19 |
несрабатываемые |
4 |
9 |
2 |
5 |
5 |
-13 | ||
3 |
12 |
6 |
-14 | ||
11 |
13 |
7 |
-15 | ||
14 |
11 |
8 |
1 | ||
15 |
2 |
9 |
-11 | ||
16 |
25 |
10 |
3 | ||
19 |
9 |
12 |
-13 | ||
13 |
-16 | ||||
17 |
-1 | ||||
18 |
-12 | ||||
20 |
-4 | ||||
21 |
-2 | ||||
Среднее значение по группе 1 |
12 |
Среднее значение по группе 2 |
-6,8 |
Таблица 6 - Корреляционные связи в срабатываемой
группе.
Прямо пропорциональная связь («) |
Обратно пропорциональная связь (®) | |
Сильно выраженная связь |
Приспособление « покорный-застенчивый |
Недоверчивый-скептический ® направленность на общение |
Сотрудничество « прямолинейный-агрессивный |
Властный-лидирующий ® оценка психологического климата | |
Средне выраженная связь |
Направленность на свои собственные интересы « сотрудничество; « компромисс; « независимый-доминирующий; « сотрудничающий-конвенсиальный |
Направленность на общение ® зависимый-послушный; ® сотрудничающий-конвенсиальный; ® ответственный-великодушный. |
Сотрудничество « независимый-доминирующий; « сотрудничающий-конвенсиальный |
Сотрудничество ® направленность на интересы дела. | |
Компромисс « независимый-доминирующий. |
Соперничество ® покорный-застенчивый. |
Как видно из данных приведенных в таблице 6, группа 1 в которую вошли срабатываемые сотрудники, не выявила корреляционных связей между оценкой социально-психологического климата в коллективе и какими-либо личностными характеристиками или направленностями, то же относится и к показателям социального статуса в данной группе.
Также опираясь на данные таблицы можно отметить, что в данной группе хорошо прослеживается связь между типом построения межличностных отношений и стилем поведения в конфликтной ситуации, а также направленностью интересов.
При рассмотрении результатов обработки данных в группе 2 (таб. 7) в первую очередь хочется отметить противоположность выраженности показателей корреляционных связей в сравнении с их распределением в группе 1.
Таблица 7 - Корреляционные связи в несрабатываемой группе
Прямо пропорциональная связь («) |
Обратно пропорциональная связь (®) | |
Сильно выраженная связь |
- |
Недоверчивый-скептический ® направленность на общение; |
- |
Независимый-доминирующий ® избегание | |
Средне выраженная связь |
Оценка социального статуса « соперничество; « сотрудничество; « властный-лидирующий; « прямолинейный-агрессивный. |
Оценка социального статуса ® приспособление |
Соперничество « властный-лидирующий; « независимый-доминирующий |
Оценка психологического климата коллектива ® соперничество; ® независимый-доминирующий; ® прямолинейный агрессивный | |
Оценка психологического климата коллектива « избегание |
Избегание ® прямолинейный-агрессивный |
Из приведенных в таблице
данных видно, что зависимость оценки
психологического климата в коллективе
от прочих признаков очень высока.
Она имеет обратно
Кроме того не однократно выражена
связь показателей статуса
Остальные связи в группе несрабатываемых носят типовой характер, то есть построения межличностных отношений коррелирует, как прямо, так и обратно, со стилем поведения в конфликтной ситуации и направленностью интересов. Но в данной группе количество таких связей значительно меньше, чем в группе 1.
Выводы: В ходе проведения эмпирического исследования по средствам специальных методик получены следующие данные.