Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42

Работа состоит из  1 файл

аспекты (Восстановлен) (Восстановлен).docx

— 91.90 Кб (Скачать документ)

Опираясь на результаты исследования направленности личности можно сказать, что в данном случае явного различия между 1-ой и 2-ой группами не выявлено.

Следующим проводилось тестирование по выявлению стиля поведения в конфликтной ситуации (методика Томаса). Результаты обработки данных приведены в таблице 2.

Из параметров таблицы  видно, что среди протестированных с самой большой частотой в  данном коллективе встречаются сотрудники с такими стилями поведения как  избегание – 8 человек (38,1%) и компромисс – 7 человек (33,3%). При этом на группу 2 приходится самое большое количество показателей избегания, которое  характеризуется отсутствием тенденции  к достижению собственных целей  и отсутствием стремления к кооперации, – 6 человек (46,1 %) от всего состава  группы. В группе 1 доминируют показатели направленности на поиск компромиссных  решений, то есть нахождение решения  путем частичных взаимных уступок  – 4 человека, что составляет половину данный группы.

Таблица 2 - Результаты исследования по методике К. Томаса

Тип поведения 

Количество человек

Группа 1

Группа 2

Всего в коллективе

Соперничество

2 (25,0 %)

1 (7,7 %)

3 (14,3 %)

Сотрудничество

-

2 (15,4 %)

2 (9,5 %)

Компромисс

4 (50,0 %)

3 (37,5 %)

7 (33,3 %)

Избегание

2 (25,0 %)

6 (46,1 %)

8 (38,1 %)

Приспособление

-

1 (7,7 %)

1 (4,8 %)


Кроме того, из данных приведенных в таблице 2 видно, что по отношению к составу каждой из групп показатели соперничества преобладают в группе 1, а как упоминалось ранее только при наличие ситуации соперничества обе из сторон остаются в выигрыше, так как стимулируют к действиям: поиску решений и аргументов.

Следовательно, сотрудники группы 1 в случае возникновения  конфликтных ситуациях могут  оказывать выраженное положительное  влияние на их исход.

Далее проводилось исследование межличностных отношений (методика Т. Лири).

Опираясь на полученные данные, которые приведены в таблице 3 можно отметить, что с самой большой частотой среди сотрудников коллектива проявились характеристики недоверчиво-скептического и покорно-застенчивого типов – по 7 человек на каждый из октантов, что составляет по 33,3 % на каждую направленность от всего контингента испытуемых. 

 Таблица 3. Результаты диагностики по методике Т. Лири

№ октанта

Название октанта

Количество человек

Группа 1

Группа 2

Всего в коллективе

I

Властно-лидирующий

1 (12,5 %)

1 (7,7 %)

2 (9,5 %)

II

Независимый-доминирующий

-

1 (7,7 %)

1 (4,8 %)

III

Прямолинейный-агрессивный

-

1 (7,7 %)

1 (4,8 %)

IV

Недоверчивый-скептический

2 (25,0 %)

5 (38,7 %)

7 (33,3 %)

V

Покорный-застенчивый

4 (50,0 %)

3 (37,5 %)

7 (33,3 %)

VI

Зависимый-послушный

-

1 (7,7 %)

1 (4,8 %)

VII

Сотрудничающий-конвенсиальный

1 (12,5 %)

1 (7,7 %)

2 (6,6 %)

VIII

Ответственный-великодушный

-

-

-


Также из рассматриваемой  таблицы видно, что в группе 1 по показателям лидирует характеристика покорно-застенчивого типа отношений, на неё приходится 4 человек, то есть половина всего состава группы. Для  этого типа межличностных отношений  характерна покорность, скромность, уступчивость, эмоциональная сдержанность, способность  подчиняться и честно выполнять  свои обязанности, и как следствие  наличие совместимости и срабатываемости.

В группе 2 наибольшее число  испытуемых проявили выраженные показатели недоверчиво-скептических отношений  – 5 человека, что составило 38,7 % от состава  данной группы. Этот тип отношений  характеризует подозрительность, критичность  по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, что в свою очередь плохо сказывается на срабатываемости индивидуумов.

Показатели остальных  направлений межличностных отношений  выражены достаточно слабо по сравнению  с ведущими характеристиками.

В данной части исследования, внутри состава каждой группы, предполагалось определение степени положительного (дружелюбного) настроя индивидуумов, которое как предполагается оказывает  влияние на степень межличностной совместимости и срабатываемости в группе. В соответствии с разрабатываемой в данной работе гипотезой положительная выраженность этих характеристик должна иметь более высокий уровень в группе 1 по отношению к группе 2.

Поэтому, для наиболее полного  представления о направленности межличностных отношений сотрудников  каждой из групп дополнительно были высчитаны показатели по таким основным факторам, как дружелюбие и доминирование. Полученные в результате расчетов данные представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели доминирования и дружелюбия по методике Т. Лири.

Группа 1

Испытуемые

Доминирование

Дружелюбие

Группа 2

Испытуемые

Доминирование

Дружелюбие

срабатываемые

1

-0,1

1,3

несрабатываемые

4

-3,4

-0,4

2

-0,8

4

5

-3,8

2,4

3

-10,5

1,3

6

-11,2

-1,2

11

-4,4

1

7

-6,4

3,7

14

-0,9

0,7

8

-3

-0,4

15

4,7

2,1

9

-10,8

-0,4

16

-7,8

2,6

10

-2,5

-1,5

19

-4,7

4,1

12

3,4

-2,4

     

13

3

-13,4

     

17

-4,1

-0,1

     

18

-0,3

-1,7

     

20

-5,5

-2,2

     

21

-5,2

-0,4

Средние показатели по группе 1

3,06

2,14

Средние показатели по группе 1

-3,8

-1,38


 

Опираясь на данные таблицы  видно, что средние показатели дружелюбия и доминирования в группе 1 имеют  более высокую степень проявления в положительном значении, чем  показатели группы 2, у которой они  имеют отрицательную выраженность. Это подтверждает выдвинутое ранее  предположение о наличии дружелюбной  направленности индивидуумов группы 1 и достаточно низких показателях  данной направленности в группе 2.

В заключительной части эмпирического исследования ставилась задача -   выявление направленности социально-психологического климата коллектива. Данные полученные в ходе применения методики самооценки уровня развития группы А.Н. Лутошкина приведены в таблице 5.

Исходя из таблицы видно, что оценки, которые были даны 1-ой группой социально-психологическому климату коллектива значительно  превышают оценки климата данные членами группы 2, то есть сотрудники группы 1 оценивают психологический  климат в своем рабочем коллективе как благоприятный и дают ему  достаточно высокую, положительную  оценку. Кроме того, расчет среднего балла говорить о том, что климат оценивается как устойчивый благоприятный. А средний балл по оценкам психологического климата коллектива полученный в  группе 2 определяет его как устойчивый неблагоприятный.

Таблица 5 - Результаты исследования по методике А.Н. Лутошкина

Группа 1

Испытуемые

Оценка климата (бал.)

Группа 2

Испытуемые

Оценка климата (бал.)

срабатываемые

1

19

несрабатываемые

4

9

2

5

5

-13

3

12

6

-14

11

13

7

-15

14

11

8

1

15

2

9

-11

16

25

10

3

19

9

12

-13

   

13

-16

   

17

-1

   

18

-12

   

20

-4

   

21

-2

Среднее значение по группе 1

12

Среднее значение по группе 2

-6,8


 
Таблица 6 - Корреляционные связи в срабатываемой группе.

 

 

Прямо пропорциональная связь («)

Обратно пропорциональная связь (®)

Сильно выраженная связь

Приспособление 

« покорный-застенчивый

Недоверчивый-скептический

® направленность на общение

Сотрудничество 

« прямолинейный-агрессивный

Властный-лидирующий

® оценка психологического климата

Средне выраженная связь

Направленность на свои собственные  интересы

« сотрудничество;

« компромисс;

« независимый-доминирующий;

« сотрудничающий-конвенсиальный

Направленность на общение 

® зависимый-послушный;

® сотрудничающий-конвенсиальный; ® ответственный-великодушный.

Сотрудничество 

« независимый-доминирующий;

« сотрудничающий-конвенсиальный

Сотрудничество 

® направленность на интересы дела.

Компромисс 

« независимый-доминирующий.

Соперничество

® покорный-застенчивый.


 

Как видно из данных приведенных в таблице 6, группа 1 в которую вошли срабатываемые сотрудники, не выявила корреляционных связей между оценкой социально-психологического климата в коллективе и какими-либо личностными характеристиками или направленностями, то же относится и к показателям социального статуса в данной группе.

Также опираясь на данные таблицы  можно отметить, что в данной группе хорошо прослеживается связь между  типом построения межличностных  отношений и стилем поведения  в конфликтной ситуации, а также  направленностью интересов.

При рассмотрении результатов  обработки данных в группе 2 (таб. 7) в первую очередь хочется отметить противоположность выраженности показателей корреляционных связей в сравнении с их распределением в группе 1.

Таблица 7 - Корреляционные связи в несрабатываемой группе

 

Прямо пропорциональная связь («)

Обратно пропорциональная связь (®)

Сильно выраженная связь

-

Недоверчивый-скептический

® направленность на общение;

-

Независимый-доминирующий

® избегание

Средне выраженная связь

Оценка социального статуса 

« соперничество;

« сотрудничество;

« властный-лидирующий;

« прямолинейный-агрессивный.

Оценка социального статуса 

® приспособление

Соперничество

« властный-лидирующий;

« независимый-доминирующий

Оценка психологического климата  коллектива

® соперничество;

® независимый-доминирующий;

® прямолинейный агрессивный

Оценка психологического климата  коллектива

« избегание

Избегание

® прямолинейный-агрессивный


Из приведенных в таблице  данных видно, что зависимость оценки психологического климата в коллективе от прочих признаков очень высока. Она имеет обратно пропорциональна  связь с соперничеством и таким  типом межличностных отношений  как, независимый-доминирующий и прямолинейный-агрессивный, и имеет прямо пропорциональную связь с избегательным стилем поведения.

Кроме того не однократно выражена связь показателей статуса членов данной группы с другими признаками. Например, они имеют прямо-пропорциональную связь с властным-лидирующим типом  и соперничеством, а также обратно  пропорциональную связь с приспособлением.

Остальные связи в группе несрабатываемых носят типовой  характер, то есть построения межличностных  отношений коррелирует, как прямо, так и обратно, со стилем поведения  в конфликтной ситуации и направленностью  интересов. Но в данной группе количество таких связей значительно меньше, чем в группе 1.

Выводы: В ходе проведения эмпирического исследования по средствам специальных методик получены следующие данные.

Информация о работе Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»