Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.
Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42
Проведенный теоретический
анализ специальной литературы по проблеме
успешности учителя позволил выявить
существование личностной и профессиональной
успешности и определить следующие
признаки личностной успешности: самосознание,
«Я»-концепция; уровень притязания
и потенциальных возможностей; эмоциональная
устойчивость, активность; самосовершенствование.
Признаки профессиональной успешности
учителя - это профессионально-
Таким образом, под профессиональной успешностью современного учителя мы понимаем субъектно-личностное состояние, характеризующееся проживанием личностных достижений в педагогической деятельности, возникающее на ценностной основе стремления к результативности педагогического труда. Под личностной успешностью современного учителя - успешную личность, обладающую позитивным отношением к себе, умело преобразующую саму себя и испытывающую при этом радость. Состояние успешности - как состояние, возникающее в результате достижения успеха в педагогической деятельности, который оценен по достоинству. Учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей учащихся. В структурном отношении становление профессиональной успешности учителя раскрывается в следующих компонентах: способность к самоуправлению в педагогической деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; коммуникативные способности; динамическое развитие творческого потенциала; готовность к повышению уровня профессиональной и эмоциональной устойчивости.
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов. Существенные перемены в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах жизнедеятельности общества требуют изменения в мышлении и стиле деятельности руководителей. Эта закономерность касается и управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Прежней осталась задача детского сада - удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми дошкольного возраста, их развитие, воспитание и образование (подготовка к обучению в школе). Очевидно, что проблемы воспитания и образования в современном ДОУ могут быть разрешены лишь при условии правильной, научно обоснованной организации воспитательно-образовательного процесса. А значит, формирование организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем.
Организационная структура управления современного дошкольного образовательного учреждения должна строиться на основе теории социального управления с учётом требований современной практики и специфики работы детского сада.[13]
Каждый руководитель, проектируя модель организации своего учреждения на основе поиска социального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах контроля и планирования, в таком распределении управленческих функций, которое позволяет сочетать интересы личности и коллектива, учитывать особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом руководителю необходимо принимать во внимание специфику целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным образовательным учреждением.
В последнее время всё
больше появляется литературы в помощь
руководителям дошкольных образовательных
учреждений, где затрагиваются актуальные
вопросы управления. Одной из таких
актуальных тем - реализация контрольно
- диагностической функции
Анализ теоретических основ организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ даёт представление о процедуре контроля как функции управления дошкольным образовательным учреждением, о воздействии контроля на оптимальное решение задач, поставленных перед коллективом путём реализации контрольной функции руководителя ДОУ.
Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно - образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но руководителю в ДОУ необходимо создать систему в процессе реализации функции контроля в своей деятельности, как условие успешности жизнедеятельности дошкольного учреждения.[19]
1.2.Социальные и психологические факторы успешности
деятельности коллектива ДОУ.
Условия, в которых происходит
взаимодействие членов рабочей группы,
а именно характер взаимоотношений
в группе, доминирующее в ней настроение
– влияют на успешность совместной
деятельности, на удовлетворенность
процессом и результатами труда.
Для обозначения
По своему происхождению
эти понятия являются во многом метафоричными.
Можно провести аналогию с природно-климатическими
условиями, в которых живет и
развивается растение. В одном
климате оно может расцвести,
в другом — зачахнуть. То же самое
можно сказать и о социально-
Социально-психологический климат группы представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой членов этого коллектива, проявляющийся в отношении друг к другу, к профессиональной деятельности, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации.
В условиях современной научно-
Социально-психологический климат способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Он выступает также в качестве показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, уровня психического потенциала личности и коллектива, и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Эффективность совместной деятельности
во многом зависит от оптимальной
реализации личностных и групповых
возможностей. Благоприятная атмосфера
в группе не только продуктивно влияет
на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.[9]
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих:
1) Социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации.
2) Моральный климат –
определяется принятыми
3) Психологический климат
– это неофициальные отношения,
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Соответственно социально-
Благоприятный климат коллектива характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный
социально-психологический
Социально-психологический
климат — это не статичное, а весьма
динамичное образование. Эта динамика
проявляется как в процессе коллективообразования,
так и в условиях функционирования
коллектива. Существует два основных
этапа процесса коллективообразования.
На первом этапе главную роль играет
эмоциональный фактор. В этот период
идет интенсивный процесс
Другой стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива, являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. [6]
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
Анализируя взаимодействие
двух личностей в любом общественно-
Социально-психологический климат во многом зависит от совместимости членов коллектива, которая в свою очередь зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и, мышления. Но чаще всего — от особенностей характера личности каждого из входящих в группу.
Нередки случается так, что
почти вся группа дружна, деятельна
и оптимистически настроена, а один
ее член, только, что появившись в
группе или находясь в ней малозаметным,
обостряет отношения с кем-либо
сначала каким-нибудь одним аморальным
поступком, а потом начинает грубить
и вредить всему коллективу. Такой
аффект неадекватности — бурное проявление
несовместимости с утратой
Самооценка имеет большое значение в поведении и отношении к группе и к делу. Она зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем большего хочет человек и чем меньшего достигает, тем конфликтнее его личность, тем вероятнее возникновение аффекта неадекватности и нарушения групповой совместимости. И, наоборот, чем ниже уровень личных притязаний и чем значительнее достижения, тем больше человек доволен окружающими его людьми и тем делом, которым вместе с ними занимается.