Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42

Работа состоит из  1 файл

аспекты (Восстановлен) (Восстановлен).docx

— 91.90 Кб (Скачать документ)

Положение человека удовлетворяет  его самого только при том условии, когда оценка его личности в коллективе достаточно высока. Каждый должен быть чем-то ценен и заметен в группе и к тому же иметь какие-то глубокие и устойчивые положительные интересы. Наличие таких интересов несовместимо с аффектом неадекватности.

При анализе социально-психологического климата рабочей группы необходимо рассматривать воздействие на коллектив  со стороны, как внутренней среды, так  и внешней.[4]

Воздействие внешней  среды на климат в коллективе может характеризоваться особенностями современного этапа социально-экономического и общественно-политического развития страны; деятельностью вышестоящих структур, общественных организаций, характер связей с городскими, районными и субподрядными организациями и т.п.

Воздействие внутренней среды – это как сугубо социально-психологические факторы: специфика формальных и неформальных организационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководства группой, уровень психологической совместимости работников и пр., так и материально-вещевая сфера деятельности группы.

Конечно, при анализе психологического климата группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести  какое-либо влияние на нее на счет только макросреды либо только микросреды. Однако, решая задачу совершенствования  климата в коллективе, первоочередное внимание следует обращать на факторы  внутренней среды.[10]

Основная функция современного детского сада (любого типа или вида) – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и  человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образов, способов и норм поведения  во всех сферах жизнедеятельности . Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно- образовательной деятельности во многом зависит от системы его управления и каждого конкретного руководителя. Вопросы управления дошкольным образовательным учреждением рассматривали ученые: Л.В. Поздняк, Н.Н.Лященко, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, О.А. Сафонова и др. Управление дошкольным образовательным учреждением всегда является процессом активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом, процесс социализации дошкольников. Современному руководителю необходимы знания психологии управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. Все это создает общественное мнение о коллективе, социальном статусе дошкольного учреждения в целом.[17]

 Не секрет, что успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею –   идею воспитания подрастающего поколения.     

 В системе управления  персоналом следует полнее учитывать  психологические характеристики и особенности работников с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала в экономической деятельности. Социально-психологическое взаимодействие персонала на предприятии необходимо рассматривать и наиболее полно использовать с различных позиций: социально-экономических, производственно-информационных, организационно-управленческих, нормативно-правовых, а также индивидуальных, групповых и общественных, в том числе межличностных, межгрупповых, формальных, неформальных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотношения по типу «личность—личность», «личность—группа», «группа—группа» являются многозвенными и потому весьма сложными системами взаимодействия персонала на предприятии.    

 В практическом отношении  наиболее важными выступают внутригрупповые  взаимодействия работников, которые  могут проявляться как в форме  сотрудничества, взаимопомощи и  поддержки, так и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.    

 Взаимодействие руководителей  предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления. Социально-психологическое взаимодействие работников предприятия между собой и со своими работодателями является надежной основой эффективного существования всей системы управления персоналом и производством.[12]

Социально-психологические  методы управления основаны на использовании  морального воздействия («методы убеждения») и социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, интересы личности, группы и т.п.). Социально-психологические  методы базируются на использовании  закономерностей социологии и психологии. Социологические методы позволяют установить статус сотрудников в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные коммуникации в коллективе, найти решение в конфликтных ситуациях, обоснованно принимать кадровые решения. К социологическим методам относятся анкетирование, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование. Психологические методы направлены на конкретную личность работника и строго индивидуализированы, обращены к внутреннему миру человека. Социально-психологические методы включают: социально-психологическую диагностику работников и трудовых коллективов, социально-психологическое планирование, формирование коллективов и групп, создание творческой атмосферы и благоприятного социально-психологического климата, участия работников в управлении, установление социальных норм поведения, моральных санкций и поощрений, удовлетворение культурных и духовных потребностей работников, развитие у работников инициативы и ответственности; минимизация психологических конфликтов, стрессов, осуществление психологического отбора персонала, психологической адаптации новых работников, разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников, развитие интеллектуальных и личностных качеств сотрудников, уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения идеальных сотрудников.[14]    

  Современные российские  отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

В ходе  деятельности формируются  сложные и многосторонние отношения  между различными категориями работников.

Персонал — это, прежде всего работники, люди со своим комплексом профессиональных и индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические и профессионально-квалификационные характеристики человека занимают преимущественное положение. Именно поэтому в современных рыночных условиях человеческий фактор производства становится не только главным экономическим ресурсом, но и ключевым звеном эффективной деятельности всех предприятий, организаций и фирм с различными формами собственности.[22]    

 По определению психологов, характер личности и ее поведение  в процессе трудовой деятельности  во многом определяют такие  факторы, как природные свойства  человека, его индивидуально-психологические особенности, а также сформировавшаяся система потребностей, интересов и мотивов и, кроме того, применяемая на предприятии система управления персоналом  и методы воздействия на работников.    

 Природные свойства  человека, в том числе активность, энергия, эмоциональность и многие другие качества, заложены в нем от рождения. По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредоточивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. Интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям. В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.[18]    

 Люди холерического  темперамента — активные, целеустремленные, эмоциональные, страстные, несдержанные, горячие, отважные, бескомпромиссные сотрудники. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский подход. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Холерики обычно худощавого телосложения, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны и поэтому часто оказываются в самой гуще событий. Для них характерны бурные реакции, открытость, резкие смены настроения, неровная работоспособность, неустойчивость и общая подвижность, рациональность.    

 Люди сангвинического  темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий, на соответствующую судьбу, профессию, как правило,  в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, чередование и разнообразие интересов, чувств и взглядов. Сангвиники подвижны, склонны к смене впечатлений и отзывчивы.    

 Люди флегматичного  темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны.  У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Флегматики природой предназначены быть создателями, хранителями и опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или небольшого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей ровное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам и упорство в работе. Флегматики внешне слабо выражают свое эмоциональное состояние и отличаются логичностью суждений. Флегматикам лучше всего давать работу, которая требует долгого и кропотливого труда.    

 Люди меланхолического  темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой внутренний мир. Меланхолики обладают высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями — это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложным чувствительным восприятием. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и тонкими конечностями, обладают слабой нервной системой, которая в стрессовых ситуациях часто не выдерживает, что приводит к состоянию растерянности, замедленности, а также к ухудшению результатов деятельности или ее прекращению, а проще, стопору. Меланхолики неустойчивы, легкоранимы, необщительны, склонны глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события.[18]    

 В зависимости от  темперамента человек изначально  предрасположен к доминированию определенных эмоций: в частности, одни склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолический темперамент).     

 Характер — это  результат взаимодействия человека  с миром, совокупность относительно  устойчивых приобретенных качеств,  выражающих отношение человека  к себе, другим людям, вещам,  обществу и проявляющихся в  устойчивых, привычных формах поведения.  Для того чтобы сформировать характер, нужны определенные усилия, нужен другой человек, образец, идеал для подражания, нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства — самооговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.    

 У некоторых людей  черты характера столь выражены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Выраженность характера может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до тяжелой, когда приходится задуматься, не психопатия ли это. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.         Однако в отличие от психопатии «перекосы» характера не проявляются у них постоянно, а с годами могут совершенно сгладиться, приблизиться к норме.[24]    

 Под характером понимается  совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе. Следует отметить полярность характерологических черт: принципиальность — беспринципность, трудолюбие — леность, аккуратность — неряшливость, щедрость — жадность, расточительность — бережливость и т.д. Черты характера формируются под воздействием конкретных условий, социальной жизненной среды и работы личности и во многом определяются ее природными данными, темпераментом.

В настоящее время умение сотрудников работать в коллективе очень высоко ценится руководителями организаций. В коллективе люди работают вместе для достижения общей цели. Здесь имеет место четкое разграничение обязанностей каждого сотрудника. Вместе они создают единую команду, в которой каждый сотрудник дополняет другого, и каждый занимается тем делом, которое умеет выполнять лучше всего, а недостаток опыта в чем-то компенсируется профессионализмом коллег. Благодаря такому сотрудничеству, при выполнении проектов, они смогут добиться более высоких результатов за более короткий период времени, чем, если бы они выполняли его самостоятельно. [25]

Информация о работе Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»