Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.
Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42
Положение человека удовлетворяет его самого только при том условии, когда оценка его личности в коллективе достаточно высока. Каждый должен быть чем-то ценен и заметен в группе и к тому же иметь какие-то глубокие и устойчивые положительные интересы. Наличие таких интересов несовместимо с аффектом неадекватности.
При анализе социально-
Воздействие внешней среды на климат в коллективе может характеризоваться особенностями современного этапа социально-экономического и общественно-политического развития страны; деятельностью вышестоящих структур, общественных организаций, характер связей с городскими, районными и субподрядными организациями и т.п.
Воздействие внутренней среды – это как сугубо социально-психологические факторы: специфика формальных и неформальных организационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководства группой, уровень психологической совместимости работников и пр., так и материально-вещевая сфера деятельности группы.
Конечно, при анализе психологического климата группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое-либо влияние на нее на счет только макросреды либо только микросреды. Однако, решая задачу совершенствования климата в коллективе, первоочередное внимание следует обращать на факторы внутренней среды.[10]
Основная функция современного детского сада (любого типа или вида) – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности . Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно- образовательной деятельности во многом зависит от системы его управления и каждого конкретного руководителя. Вопросы управления дошкольным образовательным учреждением рассматривали ученые: Л.В. Поздняк, Н.Н.Лященко, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, О.А. Сафонова и др. Управление дошкольным образовательным учреждением всегда является процессом активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом, процесс социализации дошкольников. Современному руководителю необходимы знания психологии управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. Все это создает общественное мнение о коллективе, социальном статусе дошкольного учреждения в целом.[17]
Не секрет, что успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею – идею воспитания подрастающего поколения.
В системе управления
персоналом следует полнее
В практическом отношении
наиболее важными выступают
Взаимодействие руководителей
предприятия и его
Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
морального воздействия («методы убеждения»)
и социального механизма
Современные российские отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.
В ходе деятельности формируются сложные и многосторонние отношения между различными категориями работников.
Персонал — это, прежде
всего работники, люди со своим комплексом
профессиональных и индивидуальных качеств,
среди которых социально-психологические
и профессионально-
По определению психологов,
характер личности и ее
Природные свойства человека, в том числе активность, энергия, эмоциональность и многие другие качества, заложены в нем от рождения. По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредоточивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. Интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям. В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.[18]
Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоциональные, страстные, несдержанные, горячие, отважные, бескомпромиссные сотрудники. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский подход. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Холерики обычно худощавого телосложения, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны и поэтому часто оказываются в самой гуще событий. Для них характерны бурные реакции, открытость, резкие смены настроения, неровная работоспособность, неустойчивость и общая подвижность, рациональность.
Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий, на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, чередование и разнообразие интересов, чувств и взглядов. Сангвиники подвижны, склонны к смене впечатлений и отзывчивы.
Люди флегматичного
темперамента медлительны,
Люди меланхолического
темперамента склонны к
В зависимости от
темперамента человек
Характер — это
результат взаимодействия
У некоторых людей
черты характера столь
Под характером понимается
совокупность устойчивых
В настоящее время умение сотрудников работать в коллективе очень высоко ценится руководителями организаций. В коллективе люди работают вместе для достижения общей цели. Здесь имеет место четкое разграничение обязанностей каждого сотрудника. Вместе они создают единую команду, в которой каждый сотрудник дополняет другого, и каждый занимается тем делом, которое умеет выполнять лучше всего, а недостаток опыта в чем-то компенсируется профессионализмом коллег. Благодаря такому сотрудничеству, при выполнении проектов, они смогут добиться более высоких результатов за более короткий период времени, чем, если бы они выполняли его самостоятельно. [25]