Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить социальные и психологические аспекты успешности ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, определить сущность успешности ДОУ.
2. Выявить социальные и психологические факторы, определяющие успешность взаимодействий членов коллектива на индивидуальном и групповом уровнях.
3. Обосновать систему социально-психологических воздействий, обеспечивающих успешность деятельности ДОУ и апробировать её в практической работе.
5. Разработать методические рекомендации использования материалов исследования для практического применения.

Содержание

Введение___________________________________________________2
Глава 1.Теоретическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ_________________6
1.1 .Проблема успешности в контексте теории совместной деятельности__6
1.2. Социальные и психологические факторы успешности деятельности коллектива ДОУ_________________________________________________11
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных и психологических аспектов успешности деятельности коллектива ДОУ__________________26
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования____________________________________________________26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования_________________32
2.3 Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности МБДОУ д/с «Сайзанак»______39
Заключение________________________________________________40
Библиография______________________________________________42

Работа состоит из  1 файл

аспекты (Восстановлен) (Восстановлен).docx

— 91.90 Кб (Скачать документ)

1) Методика направленности интересов личности не выявила каких-либо значимых различий в распределении признаков в 1-ой и 2-ой группах. Сотрудники обоих групп, в своем большинстве проявили направленность на интересы дела.

2) Методика, направленная на определение стиля поведения в конфликтных ситуациях позволила выявить различия в распределении выборов признака между группами: сотрудники, входящие в группу 1 проявили большую направленность на компромисс, входящие во 2-ую – на избегание.

3) Методика диагностики межличностных отношений показала существенные различия в распределении выборов характеристик. Группа 1 в своём составе имеет преобладающие показатели покорных-застенчивых типов, а группа 2 – недоверчивых-скептических. Кроме того у всех сотрудников в группе 1 выраженные показатели дружелюбного настроя, во 2-ой группе дружелюбный настрой имеет низкие показатели.

4) Методика самооценки психологического климата коллектива показала, что 1-ая группа оценивает психологический климат в своём коллективе как устойчивый благоприятный, 2-ая группа – как устойчивый неблагоприятный.

Подводя итоги эмпирического  исследования можно сделать следующие  выводы: уровень психологического климата  в коллективе имеет прямо пропорциональную связь с показателями срабатываемости  и совместимости, а срабатываемость  и совместимость, в свою очередь, зависят от индивидуальных особенностей построения межличностных отношений  и стиля поведения в конфликтной  ситуации.

Таким образом, на основании  результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что разрабатываемая  в данной дипломной работе гипотеза подтвердилась.

2.3.Методические рекомендации по применению социальных и психологических аспектов в деятельности ДОУ

 

Для успешной деятельности ДОУ следует умело использовать кадры и эффективно управлять ими. Персонал  - как объект управления ДОУ, должен быть на первом месте. Руководитель должен создать все условия для успешной работы коллектива. Для этого в коллективе должен быть благоприятный социально-психологический климат, хорошая совместимость коллектива хорошее воздействие внешней и внутренней среды.

Заключение

Система межличностных отношений  и совместной деятельности является тем социальным пространством, в  котором человек может реализовать  себя, поэтому особенно важно, чтобы  эти отношения и совместная деятельность носили максимально плодотворный характер, как в процессе, так и в окончательной  цели. Но полноценная совместная деятельность не может осуществляться, без психологического контакта между людьми.

Проведенный теоретический  анализ состояния проблемы совместимости  и срабатываемости показал, что  на сегодняшний день существует недостаточность  разработанности данной темы, а так  же отсутствие теоретических подходов к её изучению.

С практической точки зрения, полученные в ходе исследования данные, о влиянии межличностной совместимости  и срабатываемости в группе на формирование психологического климата  в данном коллективе, могут использоваться при первичном формировании рабочих  групп для анализа возможной  степени результативности совместной деятельности.

По результатам проведенного исследования можно сказать, что  достигнута основная цель данной работы: выявлена и проанализирована степень  межличностной совместимости и  психологического климата коллектива, обозначены основные психологические  детерминанты оказывающих влияние  на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость  членов конкретно взятого коллектива.[7]

 Анализ непосредственных результатов данного эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы. Индивидуальные показатели характеристик и направленностей личности обуславливают степень межличностной совместимости индивидуума, и как следствие влияют на уровень его срабатываемости, которая в свою очередь, при взаимодействии с аналогичными проявлениями других людей, влияет на формирование психологического климата коллектива, в котором они работают.[6]

При всей эффективности описанной  в настоящей дипломной   работе психолого-педагогической деятельности, следует чётко представлять себе, что затруднить установление нормального психологического климата в коллективе может низкая эффективность непосредственной инструментальной деятельности некоторых его членов.

Это предполагает необходимость дальнейших исследований детерминант успешности деятельности профессиональных коллективов.

 Важным направлением исследования  факторов успешности деятельности ДОУ с психолого-педагогических позиций могут быть формирование и комплектование  коллектива с учётом личностных качеств сотрудников. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Андреева Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. – М.: МГУ, 1981.
  3. Андреева Г. М., Яноушек Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987.
  4. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат / ст. – М.: ИСИ МГУДТ, 2003.
  5. Багрецов С.А., Кулганов В.А., Горелов И.П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. – СПб.: ВИККА им. А.Ф. Можайского, 1996.
  6. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность – М.: Мысль, 1983.
  7. Бобреева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива. – М.: Юридическая психология. -  № 3, 2007.
  8. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник-М.: ИНФРА-М,2005.
  9. Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / канд. дисс. – М., 1983.
  10. Давыдов В. М., Ладанов И. Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. – М .: АНХ при СМ СССР, 1985.
  11. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности / переизд. – М.: Просвещение, 1989.
  12. Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: МГУ, 1984.
  13. Егоршин А.П. Управление персоналом.-Н.Новгород:НИМБ,2000.
  14. Ерофеева Е. В. Факторы профессионально-педагогической успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.
  15. Жариков Е.С. Психология управления.-М.:МЦФЭР,2003.
  16. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности / переизд. – М.: Институт психологии РАН, 2005.
  17. Зайцев Г.Г. Управление персоналом.-СПб.,2000.
  18. Занковский А.Н. Организационная психология.-М.,2000.
  19. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.-М.:ИНФРА-М,1999.
  20. Кричевский Р.А. Если вы-руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.М.,1998.
  21. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. – М.: Знание, 1992.
  22. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом,М.:Экономика,1999.
  23. Петровский А. В. (ред.). Психологическая теория коллектива. – М.: Педагогика, 1979.
  24. Поддубный С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы / канд. дисс. – М., 2001.
  25. Психология менеджмента/ Г.С. Никифоров,С.И. Макшанов и др./ СПБГУ,1999.
  26. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.М.:Эксмо,1999.
  27. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/под ред. Д.В.Валового.СПб.,2000.

 


Информация о работе Социальные и психологические аспекты успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения на примере МБДОУ д/с «Сайзанак»