Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.
Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44
Далее проводится подсчет «индекса тревожности» по формуле предложенной Луисом А. Готтшалком
индекс тревоги =
где, оценка высказывания по определенному типу тревоги,
N- число слов в тексте.
Основные направления применения контент-анализа:
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Выше описанные методики были выбраны нами, поскольку они соответствуют тематике нашей работы, а так же, позволяют выявить данные, необходимые для реализации цели работы и проверки поставленной гипотезы.
2.2. Анализ результатов и интерпретация результатов эмпирического исследования
Для подтверждения гипотезы, было проведено исследование, которое проходило, в несколько этапов одним из которых была эмпирическая обработка полученных данных.
По результатам проведения методики диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина части первой по оценке реактивной тревожности (высказывания № 1-20), можно отметить следующее: в данной выборке преобладает группа со средним уровнем реактивной тревожности, что составило (50 % опрошенных), результаты в диапазоне 31-45 баллов. Умеренная реактивная тревожность свидетельствует о том, что у респондентов на момент диагностики было вполне удовлетворительное самочувствие. Возможно, их тяготили какие-то проблемы, неоконченные дела. Большинство лиц этой группы - эмоционально-устойчивые люди.
Также стоит отметить группу с высоким уровнем реактивной тревожности (35 %). В диапазоне более 46 баллов. Лица этой группы на момент диагностики находились в состоянии напряжения, нервозности. Возможно, были чем-либо обеспокоены. Это состояние возникло, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Лицам с очень высокой реактивной тревожностью, в стрессовых патовых ситуациях свойственны нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Остальные, 15% опрошенных составила группа с низким уровнем реактивной тревожности. Диапазон значений до 30 баллов. Лицам этой группы свойственно состояние покоя, уравновешенности на момент проведения диагностики.
По результатам проведения методики диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина части второй (высказывания № 21-40), процентное соотношение уровней личностной тревожности распределилось в такой же форме как при диагностике реактивной тревожности: 50% опрошенных составила группа с умеренным уровнем личностной тревожности, 35% - высокий уровень, 15% - низкий.
Рассматривая группу лиц с умеренным уровнем личностной тревожности важно отметить, что им свойственно спокойное поведение в стрессовых ситуациях. У них отсутствует тенденция к восприятию всех ситуаций как угрожающих. Им свойственно адекватное восприятие ситуаций.
Следующая по численности группа с высоким уровнем тревожности. У лиц этой группы проявляется склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Следующим методом является контент-анализ. Данные этого метода показали следующие результаты: результаты в диапазоне 0-2.2 баллов составило 45 % респондентов, это говорит о низком уровне проявляемой тревожности. Это свидетельствует о невысоком уровне внимания к мотивам деятельности и низком чувстве ответственности.
Показатели в диапазоне 2.2-3 баллов (35% опрошенных) свидетельствуют о среднем уровне проявляемой тревожности. Таким людям свойственно спокойное поведение и реакции на стрессовые ситуации.
Всего лишь 20% респондентов показали результаты, набранные выше 3-х баллов, свидетельствует либо о сильной выраженности вышеперечисленных тенденций.
Чем больше показатели приближаются к своему верхнему пределу, тем выше уровень тревожности, переходящий уже в эндогенную патологию.
Очень высокая тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями
Следующим этапом нашей работы было выявление взаимосвязи между проявлением тревожности и наличием тревожных наклонностей в детских воспоминаниях, то есть, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Для этого использовался метод корреляционного анализа с помощью ранговой корреляции Спирмана. Его проведение дало следующие результаты:
Выводы по второму разделу
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого человека. Уровень проявления тревожности в жизнедеятельности человека поддается оценке через анализ его первых детских воспоминаний. Чем значительнее события, возникшие в памяти, тем больше интенсивность проявляемого тревожного состояния.
Проявление какого-либо вида тревожности зависит от психологических особенностей личности, а также от ситуации и уровня угрозы, которую она представляет. Чем значительнее угроза, тем более ярко будет выражена тревога.
Из этого следует,
что тревожность является выражением
неудовлетворения значимых потребностей
человека, актуальность при ситуативном
переживании тревоги и
В данной курсовой работе было проведено экспериментальное исследование проявления тревожных наклонностей в автобиографическом нарративе, как специфических и обязательных свойств личности.
Для чего была разработана процедура, состоящая из нескольких этапов: анализ научной психологической литературы и сбор необходимого теоретического материала. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что существует тенденция к позитивной связи между ситуативной тревожностью и тревожностью, проявляемой в воспоминаниях.
Гипотеза о том, что тревожность, как черта личности предопределяет характер и фактически сохраняется в детских воспоминаниях, частично подтверждается.
Данная тема актуальная и очень интересная. Конечно, нельзя говорить о нашей работе, как о завершенном исследовании, ведь данная проблема требует дальнейшего изучения и освещения, чем мы и планируем заниматься в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика диагностики тревожности (Ч.Д.Спилбергера, в адаптации Ю.Л.Ханина).
БЛАНК А
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершено верно | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничего не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я неврвничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |