Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.

Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Далее проводится подсчет  «индекса тревожности» по формуле предложенной Луисом А. Готтшалком

 

индекс тревоги =

 

где, оценка высказывания по определенному типу тревоги,

   N- число слов в тексте.

 

Основные направления  применения контент-анализа:

 

  • выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

 

  • определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);

 

  • выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

 

Может использоваться как  основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с  другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Выше описанные методики были выбраны нами, поскольку они  соответствуют тематике нашей работы, а так же, позволяют выявить  данные, необходимые для реализации цели работы и проверки поставленной гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  и интерпретация результатов  эмпирического исследования

 

Для подтверждения гипотезы, было проведено исследование, которое проходило, в несколько этапов одним из которых была эмпирическая обработка полученных данных.

По результатам  проведения методики диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина части первой по оценке реактивной тревожности (высказывания № 1-20), можно отметить следующее: в данной выборке преобладает группа со средним уровнем реактивной тревожности, что составило (50 % опрошенных), результаты в диапазоне 31-45 баллов. Умеренная реактивная тревожность свидетельствует о том, что у респондентов на момент диагностики было вполне удовлетворительное самочувствие. Возможно, их тяготили какие-то проблемы, неоконченные дела. Большинство лиц этой группы - эмоционально-устойчивые люди.

Также стоит отметить группу с высоким уровнем реактивной тревожности (35 %). В диапазоне более 46 баллов. Лица этой группы  на момент диагностики находились в состоянии напряжения, нервозности. Возможно, были чем-либо обеспокоены. Это состояние возникло, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Лицам с очень высокой реактивной тревожностью, в стрессовых патовых ситуациях свойственны нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Остальные, 15% опрошенных составила группа с низким уровнем реактивной тревожности. Диапазон значений до 30 баллов. Лицам этой группы свойственно состояние покоя, уравновешенности на момент проведения диагностики.

По результатам  проведения методики диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера и  Ю.Л.Ханина части второй (высказывания № 21-40), процентное соотношение уровней личностной тревожности распределилось в такой же форме как при диагностике реактивной тревожности: 50% опрошенных составила группа с умеренным уровнем личностной тревожности, 35% - высокий уровень, 15% - низкий.

Рассматривая  группу лиц с умеренным уровнем  личностной тревожности важно отметить, что им свойственно спокойное поведение в стрессовых ситуациях. У них отсутствует тенденция к восприятию всех ситуаций как угрожающих. Им свойственно адекватное восприятие ситуаций.

Следующая по численности  группа с высоким уровнем тревожности. У лиц этой группы проявляется склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Следующим методом является контент-анализ. Данные этого метода показали следующие результаты: результаты в диапазоне 0-2.2 баллов составило 45 % респондентов, это говорит о низком уровне проявляемой тревожности. Это свидетельствует о невысоком уровне внимания к мотивам деятельности и низком чувстве ответственности.

Показатели в диапазоне 2.2-3 баллов (35% опрошенных) свидетельствуют  о среднем уровне проявляемой тревожности. Таким людям свойственно спокойное поведение и реакции на стрессовые ситуации.

Всего лишь 20% респондентов показали результаты, набранные выше 3-х баллов, свидетельствует либо о сильной выраженности вышеперечисленных  тенденций.

Чем больше показатели приближаются к своему верхнему пределу, тем выше уровень тревожности, переходящий уже в эндогенную патологию.

Очень высокая  тревожность прямо коррелирует  с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями 

Следующим этапом нашей работы было выявление взаимосвязи между проявлением тревожности и наличием тревожных наклонностей в детских воспоминаниях, то есть, подтверждение или опровержение  выдвинутой гипотезы. Для этого использовался метод корреляционного анализа с помощью ранговой корреляции Спирмана. Его проведение дало следующие результаты:

 

  1. Математическая обработка данных  выявила тенденцию к позитивной связи между тревожностью, как характеристикой личности, и проявлением тревожных наклонностей в первых детских воспоминаниях. Так наиболее связанными являются шкалы уровня реактивной тревожности и данные контент-анализа  при r =0.22, при р =0.34, таким образом для подростков свойственно проявление тревожности в каких- либо определенных ситуациях, несущих, по их мнению, им угрозу. Из этого следует то, что чем выше тревожность, тем более тревожные воспоминания зафиксированы в памяти подростка.
  2. Также для подростков свойственна менее заметная корреляционная связь между уровнем личностной тревожности и в целом проявлением тревожности при r = 0.07, при р =0.76. , как специфической черты личности в первых детских воспоминаниях

 

 

 

 

 

 

Выводы по второму разделу

 

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам сделать  следующие выводы:

  1. Для высокотревожных подростков свойственно состояние тревожности в ситуациях оценки его компетентности, также им свойственна повышенная субъективная оценка значимости ситуаций, заниженная самооценка. Это приводит к невозможности реально оценивать свои возможности и воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно. Это состояние, активизируется при восприятии определенных стимулов, воспринимаемые человеком, как опасные для жизни.
  2. Явная тенденция к связи между воспоминаниями и ситуативной тревожностью. Чем выше уровень проявляемой тревожности, тем более неприятные воспоминания возникают в памяти подростка и тем больше связь между воспоминаниями, а также возникновением и проявлением тревожности в поведении подростка в определенной ситуации.
  3. Проявляется тенденция к изменению уровня тревожности у лиц предрасположенных к явному проявлению этого свойства личности. Уровень  личностной  и реактивной тревожности отличается от уровня тревожности преобладающем в воспоминания. Это может говорить о том, что подросток хочет представить в «лучшем свете» и вытесняет из памяти тревожные воспоминая.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» для каждого человека. Уровень проявления тревожности в жизнедеятельности человека поддается оценке через анализ его  первых детских воспоминаний. Чем значительнее события, возникшие в памяти, тем больше интенсивность проявляемого тревожного состояния.

Проявление какого-либо вида тревожности зависит от психологических особенностей личности, а также от ситуации и уровня угрозы, которую она представляет. Чем значительнее угроза, тем более ярко будет выражена тревога.

Из этого следует, что тревожность является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном  переживании тревоги и устойчиво  доминирующих по гипертрофированному  телу при постоянной тревожности.

В данной курсовой работе было проведено экспериментальное  исследование проявления тревожных наклонностей в автобиографическом нарративе, как специфических и обязательных свойств личности.

Для чего была разработана  процедура, состоящая из нескольких этапов: анализ научной психологической  литературы и сбор необходимого теоретического материала. В ходе эмпирического  исследования было выявлено, что существует тенденция к позитивной связи между ситуативной тревожностью и тревожностью, проявляемой в воспоминаниях.

Гипотеза о  том, что тревожность, как черта личности предопределяет характер и фактически сохраняется в детских воспоминаниях, частично подтверждается.

Данная тема актуальная и очень интересная. Конечно, нельзя говорить о нашей работе, как о завершенном исследовании, ведь данная проблема требует дальнейшего изучения и освещения, чем мы и планируем заниматься в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Астапов В. Н. Изучение состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.
  2. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. Психология. - М.: 2004
  3. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Школьный психолог, 2004, № 8.
  4. Дубровина И.П., Прихожан Е.С. Психология под ред. Дубровиной. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  5. Кочубей Б., Новикова Е., Ярлыки для тревожности// Семья и школа. № 9, 1988 г.
  6. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2001.
  7. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3 - 2-е изд. - М.: Просвещение 1995 г.
  8. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. // Психологический журнал, 1996, № 1.
  9. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Просвещение, 1997.
  10. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.: Элайда, 2002.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М . : Питер, 2000 .
  12. http://arikrom.livejournal.com
  13. Алмаев Н.А. Малкова Г.Ю.  Контент-аналитическое исследование личности.//Психология. Журнал высшей школы экономики, 2006, т.3, № 1.
  14. Алмаев Н.А. Малкова Г.Ю. Личностный тест и автобиографический текст.//Психология. Журнал высшей школы экономики, 2006, т.3, №3.
  15. Малкова Галина Юрьевна. Контент-анализ автобиографических рассказов в изучении личностных свойств : Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 2005.
  16. Калмыкова Е. С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории
  17. http://ru.wikipedia.org
  18. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН, серия Социология, 2004, № 6-7.
  19. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – №
  20. http://slovar.lib.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика  диагностики тревожности (Ч.Д.Спилбергера, в адаптации Ю.Л.Ханина).

 

 

БЛАНК А

 

Инструкция: Прочитайте внимательно  каждое из приведенных предложений  и зачеркните соответствующую цифру  справа в зависимости от того, как  Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Нет, это не так 

Пожалуй, так

Верно

Совершено верно

1

2

3

4

5

6

1

Я спокоен 

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление 

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен 

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные  неудачи 

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим 

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего  удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я неврвничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места 

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности 

1

2

3

4

16

Я доволен 

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и  мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно 

1

2

3

4

Информация о работе Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка