Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.

Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 104.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие автобиографического нарратива

 

На сегодняшний день можно  выделить три основных направления в диагностике психологических особенностей, состояний, аффективной сферы человека на основе порождаемого им речевого материала.

Два первых направления –  анализ формально-динамических характеристик  речи и анализ структурно-грамматических особенностей языка – нацелены на выявление аффективной сферы  говорящего, степени его возбуждения. Третье направление исследований, основано на анализе содержательных характеристик речи. Целью является выявление аффективных особенностей повествующего и устойчивых личностных образований. Например, такие как психологические особенности повествующего, свойства его личности, установки, защитные механизмы и т.д.

            На уровне индивида жизнь как  единый и целостный феномен  изображается и организовывается  с помощью автобиографического  нарратива. Подобный нарратив  может представлять собой личный  миф – высокозначимую систему  автобиографических воспоминаний, являющуюся аспектом саморепрезентации  индивида и представляющую собой  интегрированную конструкцию историй  его жизненных переживаний [16]. Личные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы людей таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции для целых сообществ [17,20].

В автобиографическом нарративе события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета, а культурные традиции предоставляют рассказчику запас сюжетов, которые могут быть использованы для организации событий жизни в истории .

Исследования феномена автобиографического  нарратива показали, что, во-первых, каждый человек в повседневной жизни  обладает интуитивной компетентностью относительно правил построения рассказа, неважно, касается он какого-то конкретного случая или целой жизни. Такого рода компетентность дает рассказчику гарантию, что его повествования будут приемлемы в соответствующем социальном контексте и понятны потенциальному слушателю. Во-вторых, повествующий воспроизводит историю о событиях своей жизни так, как эти события были им пережиты, то есть жизненный опыт отображается исходя из той релевантности, какую он имеет для самого повествующего. Следовательно, можно говорить о гомологии структуры рассказа структуре жизненного опыта человека.

Основные методологические разработки нарративного анализа связаны  с именами Ф. Шютце, Г. Розенталь, Дж. Брунера и др. Прочтение, интерпретация и анализ  жизненных историй и иного нарративного материала может исходить из двух главных независимых измерений: "категориальный подход" и "содержательный подход". Категориальный подход подразумевает разбивку полного текста  либо нескольких текстов, полученных от разных респондентов, на секции, отнесение отдельных частей или слов к определенным категориям  и анализ категорий, содержательный напротив, позволяет рассматривать жизненную историю как целое, и каждая часть текста интерпретируется в контексте других частей. Категориальный подход полезен, когда исследователей интересуют проблемы или феномены, свойственные определенным группам людей, если же исследуется личность  как целое, ее развитие,  предпочтителен холистический подход к анализу нарратива[18]. Второе измерение  отражает традиционную дихотомию литературного толкования  текста. Исследователь концентрируется на явном содержании нарратива, те анализирует представленную рассказчиком фактическую информацию о событиях. Также контент-ориентированный анализ может быть направлен на прояснение имплицитного содержания: смысла и значения всей истории или ее отдельных частей, проявления тех или иных мотивов, особенностей личности рассказчика и пр. Формальный анализ состоит в прояснении структуры сюжета, последовательности событий, их соотношения с временной осью, сложности и связанности между собой; чувств, вызванных историей, стиля нарратива, использованных рассказчиком метафор, пассивных и активных залогов, и т п. Содержание истории, обычно, более очевидно и доступно для понимания, поэтому исследователи, заинтересованные в глубинном понимании жизненной истории могут предпочитать анализ формы нарратива, считая, что этот подход помогает показать более глубокие слои идентичности рассказчика[20].

Поскольку формальными аспектами  истории сложнее манипулировать, нежели содержательными, вероятно, в  некоторых случаях формальный анализ может иметь преимущество. Из двух измерений следуют четыре модели интерпретации нарратива: холистически-содержательная, холистически-формальная, категориально-содержательная, категориально-формальная. Первая модель  получила применение в клиническом анализе случаев. Такой способ интерпретации помогает выявить связь отдельных деталей текста с общим контекстом, смысл того или иного фрагмента в свете содержания остальных частей нарратива. Холистически-формальный подход к толкованию помогает прояснить кульминационные, поворотные моменты истории, проливающие свет на ее развитие в целом. Ф Шютце в представленном им методе  нарративного анализа, в общем, следовал холистическому подходу, хотя на начальных этапах нарративного анализа применялись категориальный и содержательный подходы.

Немецкий социолог Ф.Шюце выделяет следующие нарративные  правила или требования[18,20], которые позволяют рассказчику сделать свой рассказ связным и понятным для слушателя:

            1. Целостность и законченность.  Рассказчик чувствует необходимость  заканчивать начатое повествование  отдельных сюжетов и эпизодов  своей жизни (доводить их до  завершения) и делать понятной  их взаимосвязь для слушателя либо читающего. Поэтому все важные и существенные для жизненного опыта рассказчика события излагаются в их целостной взаимосвязи, а каждый конкретный эпизод получает законченный вид.

            2. Сгущение. Поскольку рассказчик  понимает, что в его распоряжении  ограниченное количество времени,  он вынужден останавливаться  только на тех обстоятельствах  и событиях своей жизни, которые  он считает наиболее значимыми  и имеющими решающее значение.

            3. Детализация. Вводя новую тему  или говоря о каком-либо частном  событии (персоне, явлении, связи  между событиями и т.д.), рассказчик  чувствует необходимость уточнить  и прояснить конкретные обстоятельства (временные, пространственные, каузальные), сопутствующие данному событию.  Поэтому события, о которых  говорится, излагаются в исторической  последовательности и взаимообусловленности  друг с другом и с жизненным  опытом рассказчика.

К. Герген, исходя из представления о сюжетности каждой письменной и устной истории, предложили вычленять в нарративах три основных паттерна , обозначив их как прогрессивное развитие, регрессия, стабильное положение[16].Индивидуальные жизненные истории обычно представляют разнообразные сочетания всех трех паттернов. Холистически-формальный подход к нарративу применяется в нарративной психотерапии Д. Эпстона и М. Уайта, которые рассматривают жизненную историю, как инструмент для изменения психологической реальности субъекта.

Также для анализа жизненных  историй им была использована идея

А. Греймаса о дуальности "ландшафта" нарратива, как его сущностной составляющей нарратив, следовательно, может развиваться в ландшафте действия (в котором разворачиваются события) и ландшафте сознания (внутренней речи протагониста, включенного в действие). В холистической модели герменевтической реконструкции жизненных историй Г. Розенталь реконструкция формы и структуры рассказанной жизненной истории производится посредством метода анализа тематических областей В.Фишера[19].

В целом метод герменевтической реконструкции случая предполагает следование двум фундаментальным принципам  объективной герменевтики У. Оверманна: принципу  реконструктивного анализа и принципу последовательности. При реконструктивном анализе текст не противопоставляется заранее заданным системам  классификаций и переменных, исследователь отталкивается непосредственно от фактов, не прибегая к дополнительной теории. Соответственно принципу последовательности в процессе порождения биографического нарратива рассказчик осуществляет селекцию определенной последовательности событий (действий), которая, независимо от намерений рассказчика, приводит к последующим действиям, одновременно, исключая всякие иные возможности.  Это обозначает, что в нарративном анализе необходимо учитывать ряд возможностей, открывающихся перед субъектом в определенной ситуации, произведенный отбор, проигнорированные возможности и последствия принятого решения. Последовательный анализ предполагает выдвижение гипотез в отношении возможностей, которые содержаться в данном фрагменте нарратива, гипотез о возможностях развития дальнейших событий и последующее сравнение их с фактическим результатом. Реконструкция структуры случая, по Г. Розенталь[16], это рассмотрение набора возможностей, потенциально открытых для субъекта в данной конкретной ситуации, анализ имеющегося (состоявшегося) выбора и выявление тенденции к систематическому исключению некоторых потенциально возможных выборов в различных ситуациях. Важным является понимание принципов, которые определяют отбор жизненных историй нарратором Г. Розенталь исходит из представления о биографии как социальном конструкте,  содержащем как социальную реальность, так и переживаемый мир субъекта, и при помощи анализа общего биографического конструкта показывает путь перехода от автобиографического текста к реконструкции истории жизни. Анализ общего биографического конструкта предполагает реконструкцию системы знаний нарратора, его интерпретации собственной жизни и распределения пережитых событий по тематическим полям. Тематическое поле определяется как сумма событий или ситуаций, представленных рассказчиком в отношении к определенной теме и образующих фон, на котором выделяется тема. Именно эти области реконструируются в ходе анализа тематического поля.  Тематическое поле обычно устанавливается интервьюером, это может быть определенный жизненный период рассказчика, опыт соучастия в каких-либо исторических или социальных событиях, или отдельная биографическая линия, например, профессиональная деятельность.  Предлагая тематическое поле, интервьюер  задает респонденту определенную рамку для отбора историй, и в процессе повествования последний может строго придерживаться заданной темы или строить повествование вокруг того, что, по его мнению, представляет интерес для интервьюера или для него самого. Эти особенности построения нарратива связаны с интерпретацией самой темы и принципами селекции биографического материала, которым следует рассказчик.  Последовательность представленной в нарративе информации не всегда соответствует действительной хронологии самой жизненной истории, поэтому контекстом для тематического нарративного анализа является интерпретация "объективной" биографической информации. Тематический нарративный анализ требует первичной структурализации текста, которая, по Ф Шютце[18], заключается в разделении текста на фрагменты по определенным критериям. Нарративные части текста отделяются от иных. Учитываются изменения темы рассказа. Нарративные фрагменты (наррации) описываются как отдельные порядки действительных и воображаемых событий прошлого, связанных сетью временных и причинных связей. Нарративные фрагменты далее категоризируются соответственно стилю повествования. Например, рассказчик может предоставлять только сообщения о событиях, не вдаваясь в подробности, либо выбирать характерные ситуации и рассказывать историю. После структурализации текст последовательно анализируется, при этом каждая последовательность интерпретируется без учета уже имеющейся информации о последующих фрагментах. В отношении каждой цепочки последовательностей формулируются все возможные гипотезы таким образом, что для каждой гипотезы рассматривается дополняющая ее гипотеза,  соотносясь с тем, что последует в тексте дальше, если данная интерпретация окажется вероятной.  Различные модели селекции биографической информации (гипотезы) сопоставляются с последующими единицами текста: некоторые из них подтверждаются, другие опровергаются. На этой ступени нарративного анализа исследователь стремится понять характер и функцию представленного нарратива Г. Розенталь считает, что биографический конструкт влияет на интерпретацию нарратором обозначенной темы и выбор тематической области, которую он развивает в качестве основной рамки своего повествования. После анализа тематических областей следует собственно реконструкция жизненной истории, те реконструкция биографических значений жизненных переживаний в то время,  когда они происходили. Следующий этап - микроанализ индивидуальных текстовых фрагментов. На этом этапе все гипотезы, которые выдвигались на предыдущих шагах, проверяются в процессе более детального анализа отдельных текстовых сегментов. Категориально-содержательная модель известна как контент-анализ,  классический метод исследования нарративных материалов, в рамках которого часто используется количественная обработка данных.  Однако это не обозначает, что его не могут применять сторонники герменевтической позиции. Контент-анализ жизненной истории подразумевает поиск заранее намеченных тем или категорий в содержании рассказа, но при этом исследователь может продвигаться в логике исследовательской стратегии "обоснованной теории" Глазера и Страусса[16].  Выбор категорий, конечно, может быть предопределен имеющейся теорией соответственно логике позитивистского исследования, но с другой  стороны, ничто не мешает исследователю читать текст свободно, без предубеждений и фиксировать проявляющиеся в содержании темы, чтобы затем уже выстраивать гипотезы. Категориально-формальная модель фокусируется на отдельных стилистических и лингвистических особенностях определенных элементов нарратива: на типе метафор, используемых нарратором, частоте употребления пассивных залогов, сенсорных глаголов и т.д. Нарратив может использоваться для изучения когнитивных функций: когнитивных стилей, процесса решения задач, и в данном случае применение категориально-формального подхода вполне оправдано, так как позволяет исследователям сравнить особенности суждений нарраторов с теоретическими моделями. К примеру, Кэпс и Окс изучали механизмы совладания с эмоциями страха и состоянием беспомощности, анализируя лингвистические особенности биографических нарративов пациентов, страдающих от приступов паники. В подобных исследованиях список интересующих исследователей категорий (в данном случае формально-лингвистических аспектов эмоциональных реакций) может готовиться заранее, либо определяться по ходу прочтения текста. В реальных нарративных исследованиях эти четыре модели нарративного анализа не столь четко дифференцированы. К примеру, в приведенном нарративном исследовании Дж. Брунера подсчитывается количество активных и пассивных залогов, сравнивается количество глаголов и прилагательных в различных нарративах, т е, наряду с холистически-формальным подходом используются и процедуры категориально-формальной модели; при этом главная цель исследования заключалась не только в понимании целостной жизненной истории, но и процесса формирования жизненных историй членов семьи в их взаимосвязи, т е целостности уже второго порядка. Категории используются и в холистическом, по сути, анализе тематических областей нарративного анализа в целом соотносим с интерпретационным методом объективной герменевтики Оверманна, в рамках которого, как и в процедурных аспектах нарративного анализа, выполняется ряд требований к интерпретаторам текста. Например, уровень их психического функционирования должен быть достаточно высоким, чтобы они могли проявлять способности к интуитивному пониманию опыта других; интерпретация должна вырабатываться группой из нескольких исследователей, чтобы по возможности нивелировать личностные ограничения; текст должен рассматриваться детально и интерпретироваться широко и многозначно[19].

            Данные правила являются имплицитными  и повествующий может не отдавать себе отчет, что он действует в соответствии с ними. Внутренний порядок рассказа является относительно автономным, то есть его структура не сводима к обстоятельствам, в которых он продуцируется.

         Таким образом, автобиографический нарратив представляет собой сюжетно-повествовательное изображение истории жизненного опыта отдельной личности. При этом, как отмечают Й.Брокмейер и Р.Харре, «любая история жизни обычно охватывает несколько жизненных историй, которые, к тому же, изменяют сам ход жизни». Посредством же рассказывания этих историй «мы конструируем себя в качестве части нашего мира»[17].

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.4 Дать описание такому методу исследования, как контент-анализ

 

Как научный метод контент-анализ или анализ содержания начинает широко использоваться в социальных науках с 20-30 гг. XX века в США.

Первое применение количественно-качественного  анализа содержания получил в  сфере журналистики и литературоведения. При этом исследователи обычно подсчитывали площадь, занимаемую теми или иными  разделами на страницах газет, иногда частоту употребления в  художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи и т.д.

В психологии применение контент-анализа  связано с разработкой методики ТАТ (тематический апперцептивный тест) в 30-х годах XX столетия. Первые попытки  применения этой стратегии восходят к началу века, в 1907 году X. Бриттен  демонстрировал испытуемым 9 различных  картин, по которым они должны были составить рассказы. Основными элементами анализа рассказов являлись используемые имена, названия животных, рассказ от первого лица, использование деталей, введение моральных, религиозных, социальных элементов и т.д.

Позднее, в 1932 году, ТАТ был  использован Л. Шварцем в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Тест включал в себя 8 картин с изображением типичных картин из жизни правонарушителей. Обследуемый должен был описать ситуацию, мысли и слова центрального персонажа.

В 1935 году тест был впервые  описан в статье К. Морган и Г. Мюррея. Авторы предлагали использовать ТАТ для исследования воображения, в ходе которого выявляется личность испытуемого благодаря тому, что истолкование изображенных ситуаций позволяла испытуемому фантазировать без видимых ограничений и способствует ослаблению механизмов психологической защиты[15].

Контент-анализ за свою историю  претерпевал множество изменений. Итогом контент-аналитических исследований 60-х гг. был семинар, состоявшийся в 1970 г. в Новосибирске, результаты которого опубликованы в программном сборнике " Проблемы контент-анализа в социологии". Результаты более поздних работ отражены в двухтомном сборнике "Методологические и методические проблемы контент-анализа "[15][14].

Контент-анализ или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой  является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной  корреспонденции. В отечественной  исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется  при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой  материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит  в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических  методов.

Контент-анализ, или содержательный анализ является качественно-количественным анализом текста или речевой продукции человека. Суть метода заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержания, а так же в квантификации получаемых данных путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Метод часто используется в прикладных исследованиях, посвященных психологии личности. Обычно его применение связано с изучением таких психологических феноменов, которые затруднительно измерить с помощью существующих опросниковых методик, в нашем случае проявление тревожности. Это обусловлено не только тем, что речь является одним из основных носителей информации о личности, но также и особенностями техники контент-анализа. Его применение предоставляет возможность операционализации различных категорий (зачастую абсолютно новых), необходимых для целей исследования.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный[10].

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда  существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап. Определение  совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)
  • частота появления сообщений,
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

Информация о работе Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка