Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.

Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 104.00 Кб (Скачать документ)

3. «Культивируемая» тревожность  — в этом случае, в отличие  от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. «Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с вышеописанной  второй формой, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же ребенка может встречаться одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена  форма, которую условно можно  назвать «магической». В этом случае человек как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

«Культивируемая» тревожность  встречается преимущественно в  старшем подростковом — раннем юношеском  возрасте, хотя отдельные случаи (прежде всего «магической» тревожности) отмечаются и на более ранних этапах.

В своих работах З.Фрейд  различал два вида тревоги: объективную  и невротическую [1]. Объективная тревога, является, по сути, синонимом страха. Она возникает, когда для индивида существует реальная ситуация опасности во внешнем мире. Эта ситуация воспринимается им как угрожающая, а восприятие опасности порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности. Невротическая тревога отличается от объективной тем, что источник опасности находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Источником этой тревоги, с его точки зрения, являются сексуальные и агрессивные влечения, которые были подавлены в детстве [1].

Ч. Спилбергер разделяет  тревогу как состояние и тревожность  как свойство личности. Он считает, что тревога представляет собой  неприятное по своей окраске эмоциональное  состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными  ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние  тревоги возникает, когда индивид  воспринимает определённый раздражитель или ситуацию, как несущие в  себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность  как свойство является относительно устойчивой характеристикой личности. Она не проявляется непосредственно  в каждом акте поведения, но её уровень  можно определить по тому, как часто  и насколько интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна  воспринимать окружающий мир как  заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности .

Ч. Спилбергер выделяет две формы тревожности:

  • реактивная тревожность - реактивное эмоциональное состояние напряженности, беспокойства, нервозности, сопровождающейся активацией вегетативной нервной системы;
  • личностная тревожность - относительно устойчивая индивидуальная характеристика, говорящая о предрасположенности субъекта воспринимать достаточно широкий круг явлений и ситуаций как угрожающих и реагировать на них соответствующим Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу или самооценке субъекта.

 

Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями [15]:

1. Ситуации, представляющие  для человека определенную угрозу  или личностно значимые, вызывают  в нем состояние тревоги. Субъективно  тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания  тревоги пропорциональна степени  угрозы или значимости причины  переживаний. От этих факторов  зависит длительность переживания  состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды  воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат  возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается  изменениями в поведении или  же мобилизует защитные механизмы  личности. Часто повторяющиеся стрессовые  ситуации приводят к выработке  типичных механизмов защиты.

Концепция Спилбергера формировалась  под влиянием психоанализа. В возникновении  тревожности как черты ведущую  роль он отводит взаимоотношениям с  родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в  детском возрасте.

Формы скрытой тревожности  встречаются примерно в равной степени  во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем  открытая. Одна из ее форм условно названа  «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу  как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные  способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз  в окружающем мире, так и собственных  переживаний.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию  страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность  возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные  детерминанты.

 Подростковый возраст  богат переживаниями, трудностями  и кризисами. В этот период  складываются, оформляются устойчивые  формы поведения, черты характера,  способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно  наращивания знаний, умений; становление  “Я”, обретение новой социальной  позиции. Вместе с тем, это  потеря детского мироощущения, появление  чувства тревожности и психологического  дискомфорта.

 Явление подростковой тревожности достаточно широко известно психологам. Данное явление может принимать различные формы и виды, но чаще всего приходится иметь дело со школьной тревожностью. Известны варианты проявления школьной тревожности в поведении учащихся и их динамика с первого по одиннадцатый класс. Многие ученые признают, что она отрицательно влияет на уровень школьной адаптации детей, успешность освоения ими учебных программ, процесс формирования личности и т. д. В подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием, а школьная тревожность может быть комплексным явлением, включающим и самооценочную, и межличностную и прочие виды тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Первые детские воспоминания

 

Прежде, чем рассматривать  воспоминания, следует рассмотреть  такое понятие как память. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности[2].

 Память относится к процессам, которые используются для приобретения, хранения, а затем получения информации.

 Для того чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть изменена в удобной форме, которая происходит через процесс, известный как кодирование. Как только информация успешно закодированы, они должны быть сохранены в памяти для последующего использования. Большая часть этой памяти хранится лежит за пределами нашего сознания в большинстве случаев, за исключением, когда мы действительно должны его использовать.  Процесс поиска позволяет нам привести хранятся воспоминания в сознание. Возможность доступа и извлечения информации из долговременной памяти позволяет нам реально использовать эти воспоминания, чтобы принимать решения, взаимодействовать с другими людьми, и решать проблемы.

Память человека работает, как устройство, аккумулирующее и  запоминающие все те вещи, которые  необходимо избежать в будущем. Вернее, речь идет о том, что человек надеется избежать. Самое печальное заключается  в том, что счастливые моменты  или чувства в жизни не удостаиваются  такого повышенного внимания памяти, потому что по отношению к ним  не стоит задача избежать возникновения  оных.

Частным видом воспроизведения  является процесс воспоминания; частным  видом представления - воспоминание в собственном смысле слова. Представление как продукт воспроизведения - это воспроизведённый образ, всплывающий из прошлого, а воспоминание - образ, отнесённый к прошлому.  Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознаёт его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведённого образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.

Воспоминание - это представление, отнесённое к более или менее  точно определённому моменту  в истории нашей жизни.

Воспоминания тесно связаны  с процессом формирования личности и благодаря им мы не оказываемся отчуждёнными от самих себя, от того, что происходило в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашей личности, личного самосознания.

Процесс воспоминания оперирует, как известно, различного рода психическим  материалом. Одни вспоминают в форме  зрительных образов, их воспоминания носят  зрительный характер; другие способны воспроизвести в памяти разве  лишь самые скудные очертания  пережитого; их называют – по терминологии Шарко – «auditifs» и «moteurs», в  противоположность «visuels» . Во сне  эти различия исчезают; сны снятся нам всем по преимуществу в форме  зрительных образов. Но то же самое происходит по отношению к воспоминаниям детства: они носят наглядный зрительный характер даже у тех людей, чьи позднейшие воспоминания лишены зрительного элемента. Зрительное воспоминание сохраняет, таким образом, тип инфантильного воспоминания. Предположение, что ребенок, переживая что-либо, сосредоточивает внимание на себе, а не направляет его исключительно на внешние впечатления, шло бы вразрез со всем тем, что мы знаем на этот счет. Таким образом, самые различные соображения заставляют нас предполагать, что так называемые ранние детские воспоминания представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. «Детские воспоминания» индивидов приобретают – как общее правило – значение «покрывающих воспоминаний» и приобретают при этом замечательную аналогию с детскими воспоминаниями народов, закрепленными в сказаниях и мифах[11].

Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих  формах до её распада, связано с расстройством памяти её "исторического" аспекта. Известные периоды жизни «выпадают» из памяти, утрачиваются для личного сознания- так называемая амнезия. Важной особенностью памяти является детская амнезия- утрата воспоминаний о первых годах жизни человека. Она возникает, по мнению З. Фрейда, вследствие вытеснения в сферу бессознательного травматических впечатлений первых лет жизни ребенка, связанных с сексуальным опытом и усвоением полоролевых норм [2].  

 Впервые о проблеме  тревожности и переживаний в отечественной психологии писал Л.С. Выгодский, определяя сознание как переживание переживаний. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности [7,11]

Помимо этих переживаний  существуют переживания детские, которые  сохраняются в наших ранних воспоминаниях, эти переживания мало изучены  в связи с тем, что существует огромная трудность выявления и  анализа этих воспоминаний-переживаний.

Предметом детских воспоминаний являются события биографии, переживания, отраженные в процессах памяти, мышления и воображения. Посредством их осуществляется регуляция жизнедеятельности и, наконец, сами они могут стать  событиями жизни.

А.Адлер считал анализ ранних воспоминаний, главным методом исследования личности, придавая особое значение самому раннему воспоминанию как началу автобиографии, которую человек  создает. Он писал: "Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот что ты должен ожидать", или "Вот что такое жизнь"... Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание"[12].

По мнению А. Адлера, в  самом раннем воспоминании находят  выражение базисные жизненные установки  человека, основные жизненные трудности  и способ их преодоления, "содержится фундаментальная оценка человеком  самого себя и своего положения". А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля  жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль  жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для  реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с  ней. В индивидуальной психологии под  таковым принято понимать свойственную человеку концепцию жизни (значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих  устремлений) и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению  жизненных проблем).

Каждый человек создает  субъективное представление о себе и о мире, названное Адлером "схемой апперцепции", обладающей, как правило, способностью самоподтверждения, или  самоусиления. Например, изначальное  переживание человеком страха приведет к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая[2].

Информация о работе Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка