Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.

Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 104.00 Кб (Скачать документ)

 

При необходимости можно  использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего[13].

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В  некоторых случаях можно изучать  всю определенную на первом этапе  совокупность источников, поскольку  подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации[14].

Третий этап. Выявление  единиц анализа. Ими могут быть слова  или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения  является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное  высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку[14,15].

Если в качестве единицы  анализа избирается тема, то она  также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена:

 

Воспринимающего         Действующего        Цели        Категории


 

Существуют также и  специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований[14][15].

Четвертый этап. Выделение  единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее[15].

В некоторых случаях исследователи  используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе  контент-анализа имеет строгое  дефинирование его операторов.

Пятый этап. Непосредственно  процедура подсчета. Она в общем  виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных  таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов[15].

Шестой этап. Интерпретация  полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного  исследования. Обычно на этом этапе  выявляются и оцениваются такие  характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[14,13].

Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя[13].

На деле это означает, что в качестве первого шага при  проведении контент-анализа этого  типа исследователь должен создать  своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу[15].

Проблема состоит в  том, что исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут  встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система  правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством  пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления  на материале небольшой выборки  сообщений тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться  в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками контекстов и способов употребления терминов. Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями не одного, а нескольких исследователей[13,15].

В психологии сложилось множество  контент-аналитических систем и  моделей, которые направлены в основном на анализ вербальной продукции, полученной в ходе психотерапевтической и клинической  практики. Среди наиболее известных можно выделить методику Л.Готтшалка и Г.Глезер, «Систему мотивации и конфликта». Однако наряду с несомненным продвижением психотерапевтической работы в сторону объективизации данных путем привлечения контент-аналитических техник, следует отметить, что эти модели и системы выделялись по различным теоретическим и логическим основаниям, базировались на различных допущениях. Между собой эти системы могут частично пересекаться, однако в целом их базовые конструкты отличаются от тех, которые лежат в основе личностных опросниковых методик. Соответственно, не представляется возможным ответить на вопрос, насколько результаты контент-анализа совпадают с результатами опросников. Между тем, очевидно, что сопоставление результатов «тест - текст» могло бы существенно объективизировать, и формализовать технику контент-анализа.

Для проверки совпадения результатов  «тест - текст» необходимо иметь внутренне  согласованный, операционально валидный опросниковый тест[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первому разделу

 

В наше время вопросом тревожности и  ее влияния на личность интересуются многие ученые. Современное состояние исследований в области проявления тревожности характеризуется, с одной стороны, интенсивным применением опросниковых методик, с другой, распространением исследований на основе контент-анализа.

  Результаты опросниковых методик, направленных на регистрацию определенных психологических феноменов, положительно связаны с результатами, полученными по контент-аналитических шкалам, регистрирующими те же феномены.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается  как личностное образование или  как свойство темперамента, обусловленное  слабостью нервных процессов. Тревожность является очень распространенным феноменом нашего времени. Очень важным аспектом в изучении тревожности является тревожность подростков.

Воспоминания это образы, которые возникают в сознании человека и имеют отношение к  какому-либо определенному событию, произошедшему в его жизни. Воспоминания, особенно детские, согласно Фрейду, довольно сильно влияют на развитие личности и  её качеств.

Большое количество детских  воспоминаний человека содержатся в  автобиографическом рассказе - нарративе. Автобиографический нарратив- это «свободное» повествование, в котором рассказчик рассказывает своеобразную личностную «легенду», обращая внимание на различного рода  мелочи, которые на его взгляд имеют важное значение.

Контент-анализ – метод  исследования различного вида текстов. Используется в основном в социальных дисциплинах. Выясняется, однако, что часто шкалы контент-анализа и опросники направлены на регистрацию одного и того же психологического феномена. Закономерен вопрос, насколько психологические феномены, регистрируемые контент-анализом, проявляются в обобщенных суждениях испытуемого о себе при заполнении опросниковых методик. Эта проблема остается нерешенной. Мнение человека о себе опосредованно такими психологическими переменными, как установки, защитные механизмы, актуальные для ситуации тестирования цели и т.п. Эти факторы, несомненно, влияют на валидность опросников и с трудом поддаются контролю. В свою очередь выводы, сделанные на основе контент-анализа, могут искажаться вследствие ограниченного объема текста, несовершенства кодировочных процедур, особенностей инструкции или стимульного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ

 

 

2.1. Описание испытуемых, методов исследования и характеристика

 

Эмпирическим объектом являлись ученики 11-го класса Красноперекопского УВК «школа-УПК» №1, г. Красноперекопска, в качестве испытуемых 20 подростков 15-16 лет. Среди которых 10 девочек и 10 мальчиков. Испытуемые были выровнены по половому признаку. Большинство из них живут рядом и часто общаются между собой и вне учебы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании. В соответствии с задачами нашей работы, для оценки уровня и значимости корреляции между данными полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника Ч. Спилбергера были применены статистические методы. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики, для нахождения корреляции по Спирману.

 

  1. Методика диагностики тревожности (Ч.Д.Спилбергера, в адаптации Ю.Л.Ханина).

Для диагностики ситуативной (реакционной) и личностной тревожности  использовалась методика диагностики  тревожности личности Ч.Д.Спилбергера, в адаптации на русский язык  Ю.Л.Ханина. Стимульный материал состоит из 40 высказываний, которые сформулированы от первого лица единственного числа, с использованием собственных местоимений. Вероятнее всего такая форма была использована автором для того, чтобы испытуемый отождествлял с собой предложенные высказывания. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека)[приложение А].

Шкала тревожности состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Каждая из частей шкалы имеет собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность обследования составляет 5—8 минут. Высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной шкале. Интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частых опросника различна.

Шкала ситуативной тревожности  состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют  наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

Также разработана шкала  для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения: «Я испытываю удовольствие», «Я очень быстро устаю», «Я вполне счастлив» и др.

 На каждый вопрос имеются 4 ответа: «вовсе нет», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно» - для реактивной тревожности. И «почти никогда», «иногда», «часто», и «почти всегда» - для личностной.

Номер ответа соответствует  числу выставленных за него баллов, что позволяет количественно  определить степень выраженности каждой формы тревожности. Общий итоговый показатель по каждой из шкал находятся  в диапазоне от 20 до 80 балов. В соответствии с выведенным автором на большой выборке нормативами показатель меньше 30 баллов для каждой формы тревожности характеризует низко-тревожную группу испытуемых; 31-45 баллов - умеренную тревожность (в нее попадают большинство здоровых испытуемых), а показатель выше 46 баллов характеризует высоко-тревожных субъектов.

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при  оценке результатов коррекции эмоциональных  состояний, оценке динамики эмоциональных  состояний у работников и т.д.  А также в целях саморегуляции.

 

  1. Контент-анализ.

Метод контент-анализа с  помощью интерпретаций и  формулы  предложенной Луисом А. Готтшалком. Контент-анализ— метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.  Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Текст обрабатывается с помощью  ключа предложенным Луисом А. Готтшалком. Данный ключ включает в себя примеры самостоятельных частей речи, относящихся к появлению или описанию тревожности в речи. [приложение]

Интерпретация качественных результатов в количественные проводится в соответствии с классификацией тревоги, которая используется в контент-анализе, на основании клинического опыта.

 

 Существует шесть подтипов:

 

  1. Тревога смерти - упоминание о смерти, умирании, угрозе смерти или о страхе смерти (пережитом или действующем) .
  2. Тревога смерти - упоминание о смерти, умирании, угрозе смерти или о страхе смерти (пережитом или действующем).
  3. Тревога сепарации (изоляции)- упоминание о покинутости, заброшенности, остракизме, потере поддержки, потери любви или объекта любви, или об угрозе сепарации (пережитой или действующей).
  4. Тревога вины - ссылки на неблагоприятную критику, оскорбление, осуждение, моральное неодобрение, вину, или о такой угрозе пережитой.
  5. Тревога стыда - упоминание о высмеивании, неадекватности, стыде, смущении, замешательстве, унижении, выставлении на показ изъянов или личных обстоятельств, или о такой угрозе пережитой.
  6. Диффузная или неспецифическая тревога - упоминание словом или фразой о тревоге (беспокойстве) и/или страхе без дифференциации типа или источника тревоги. [приложение]

Информация о работе Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка