Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.
Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего[13].
Второй этап. Формирование
выборочной совокупности сообщений. В
некоторых случаях можно
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
Воспринимающего Действующего Цели Категории
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований[14][15].
Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
В некоторых случаях
Пятый этап. Непосредственно
процедура подсчета. Она в общем
виде сходна со стандартными приемами
классификации по выделенным группировкам.
Применяется составление
Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[14,13].
Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя[13].
На деле это означает, что в качестве первого шага при проведении контент-анализа этого типа исследователь должен создать своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу[15].
Проблема состоит в том, что исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления на материале небольшой выборки сообщений тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками контекстов и способов употребления терминов. Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями не одного, а нескольких исследователей[13,15].
В психологии сложилось множество контент-аналитических систем и моделей, которые направлены в основном на анализ вербальной продукции, полученной в ходе психотерапевтической и клинической практики. Среди наиболее известных можно выделить методику Л.Готтшалка и Г.Глезер, «Систему мотивации и конфликта». Однако наряду с несомненным продвижением психотерапевтической работы в сторону объективизации данных путем привлечения контент-аналитических техник, следует отметить, что эти модели и системы выделялись по различным теоретическим и логическим основаниям, базировались на различных допущениях. Между собой эти системы могут частично пересекаться, однако в целом их базовые конструкты отличаются от тех, которые лежат в основе личностных опросниковых методик. Соответственно, не представляется возможным ответить на вопрос, насколько результаты контент-анализа совпадают с результатами опросников. Между тем, очевидно, что сопоставление результатов «тест - текст» могло бы существенно объективизировать, и формализовать технику контент-анализа.
Для проверки совпадения результатов «тест - текст» необходимо иметь внутренне согласованный, операционально валидный опросниковый тест[14].
Выводы по первому разделу
В наше время вопросом тревожности и ее влияния на личность интересуются многие ученые. Современное состояние исследований в области проявления тревожности характеризуется, с одной стороны, интенсивным применением опросниковых методик, с другой, распространением исследований на основе контент-анализа.
Результаты опросниковых методик, направленных на регистрацию определенных психологических феноменов, положительно связаны с результатами, полученными по контент-аналитических шкалам, регистрирующими те же феномены.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Тревожность является очень распространенным феноменом нашего времени. Очень важным аспектом в изучении тревожности является тревожность подростков.
Воспоминания это образы, которые возникают в сознании человека и имеют отношение к какому-либо определенному событию, произошедшему в его жизни. Воспоминания, особенно детские, согласно Фрейду, довольно сильно влияют на развитие личности и её качеств.
Большое количество детских воспоминаний человека содержатся в автобиографическом рассказе - нарративе. Автобиографический нарратив- это «свободное» повествование, в котором рассказчик рассказывает своеобразную личностную «легенду», обращая внимание на различного рода мелочи, которые на его взгляд имеют важное значение.
Контент-анализ – метод исследования различного вида текстов. Используется в основном в социальных дисциплинах. Выясняется, однако, что часто шкалы контент-анализа и опросники направлены на регистрацию одного и того же психологического феномена. Закономерен вопрос, насколько психологические феномены, регистрируемые контент-анализом, проявляются в обобщенных суждениях испытуемого о себе при заполнении опросниковых методик. Эта проблема остается нерешенной. Мнение человека о себе опосредованно такими психологическими переменными, как установки, защитные механизмы, актуальные для ситуации тестирования цели и т.п. Эти факторы, несомненно, влияют на валидность опросников и с трудом поддаются контролю. В свою очередь выводы, сделанные на основе контент-анализа, могут искажаться вследствие ограниченного объема текста, несовершенства кодировочных процедур, особенностей инструкции или стимульного материала.
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание испытуемых,
методов исследования и
Эмпирическим объектом являлись ученики 11-го класса Красноперекопского УВК «школа-УПК» №1, г. Красноперекопска, в качестве испытуемых 20 подростков 15-16 лет. Среди которых 10 девочек и 10 мальчиков. Испытуемые были выровнены по половому признаку. Большинство из них живут рядом и часто общаются между собой и вне учебы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании. В соответствии с задачами нашей работы, для оценки уровня и значимости корреляции между данными полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника Ч. Спилбергера были применены статистические методы. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики, для нахождения корреляции по Спирману.
Для диагностики ситуативной (реакционной) и личностной тревожности использовалась методика диагностики тревожности личности Ч.Д.Спилбергера, в адаптации на русский язык Ю.Л.Ханина. Стимульный материал состоит из 40 высказываний, которые сформулированы от первого лица единственного числа, с использованием собственных местоимений. Вероятнее всего такая форма была использована автором для того, чтобы испытуемый отождествлял с собой предложенные высказывания. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека)[приложение А].
Шкала тревожности состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Каждая из частей шкалы имеет собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность обследования составляет 5—8 минут. Высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной шкале. Интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частых опросника различна.
Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.
Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения: «Я испытываю удовольствие», «Я очень быстро устаю», «Я вполне счастлив» и др.
На каждый вопрос имеются 4 ответа: «вовсе нет», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно» - для реактивной тревожности. И «почти никогда», «иногда», «часто», и «почти всегда» - для личностной.
Номер ответа соответствует числу выставленных за него баллов, что позволяет количественно определить степень выраженности каждой формы тревожности. Общий итоговый показатель по каждой из шкал находятся в диапазоне от 20 до 80 балов. В соответствии с выведенным автором на большой выборке нормативами показатель меньше 30 баллов для каждой формы тревожности характеризует низко-тревожную группу испытуемых; 31-45 баллов - умеренную тревожность (в нее попадают большинство здоровых испытуемых), а показатель выше 46 баллов характеризует высоко-тревожных субъектов.
Шкалы ситуативной и личностной
тревожности можно использовать
в консультативной практике, при
оценке результатов коррекции
Метод контент-анализа с помощью интерпретаций и формулы предложенной Луисом А. Готтшалком. Контент-анализ— метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Текст обрабатывается с помощью ключа предложенным Луисом А. Готтшалком. Данный ключ включает в себя примеры самостоятельных частей речи, относящихся к появлению или описанию тревожности в речи. [приложение]
Интерпретация качественных результатов в количественные проводится в соответствии с классификацией тревоги, которая используется в контент-анализе, на основании клинического опыта.
Существует шесть подтипов: