Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа
Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
2. Рассмотреть виды и фазы стресса.
3. Изучить факторы возникновения стресса.
4. Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
5. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
6. Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
7. Изучить методы борьбы со стрессом.
1.1. Сущность и природа стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
1.3. Болезненный дистресс.
1.4. Эмоции при стрессе.
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные различия при стрессе. (Мужчина, женщина и стресс.)
Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере.
3.3. Рекомендации по снижению стресса.
Заключение
Приложения
Список литературы
Министерство
образования молодежи Республики Молдова
-
КУРСОВАЯ РАБОТА
Стресс:
природа, причины
и управление
Кишинев 2010 г
Глава 1. Общие понятия стресса.
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные
различия при стрессе. (Мужчина,
женщина и стресс.)
Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы
борьбы со стрессом в
3.3. Рекомендации
по снижению стресса.
Заключение
Приложения
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Для написания курсовой работы мною была выбрана тема «Стресс: природа причины, управление». Проблема стресса в последние годы является одной из самых актуальных тем в психологической науке и практике. Абсолютно каждый человек на протяжении жизни подвергается стрессам, возникающим из-за множества факторов: семейных и финансовых проблем, потери близких людей, выхода на пенсию, загруженности на работе, вредного воздействия окружающей среды, и так далее. Мало кто подозревает, что с постоянной периодичностью пребывает в таком состоянии, будь оно длительным или краткосрочным. Это - неустойчивое состояние организма (психическое, физиологическое), когда чрезмерное перенапряжение препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению.
С течением времени, взгляд на «стрессовую работу» меняется. Если раньше к ним можно было отнести, в первую очередь, работников экстренных служб, то сейчас это – работники обслуживающей сферы, к примеру - менеджеры, имеющие постоянный контакт с различными людьми, порой некоммуникабельными и агрессивными.
Конфликты на уровне организаций, в свою очередь, часто накладывают отпечаток на качество их деятельности, на полноту и продолжительность воплощения профессионального потенциала сотрудников в решение поставленных задач, от которых зависит их дальнейший карьерный рост и успех компании.
Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом
можно выделить процесс реагирования
на неблагоприятные внешние
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи курсовой работы:
Чтобы
разобраться в поставленном вопросе,
а именно как же все-таки нужно управлять
стрессами, в данной работе были использованы
труды известного канадского учёного
Ганса Селье, а так же Кабушкина Н.И и использована
информация с интернет сайтов таких как: www.wikipedia.org, www.stressa-net.ru
и др.
Практическое
решение проблемы стресса и стрессоустойчивости
играет важную роль в современном
обществе. Поскольку стресс оказывает
воздействие на все сферы жизни
человека, то вовремя принятые меры
по борьбе с его негативными проявлениями,
могут решить массу проблем, которые мешают
человеку гармонично развиваться, укреплять
эмоциональное состояние, профессиональное
долголетие личности, реализовываться,
а также, совершенствовать своё взаимодействие
с окружающим миром, и, что особенно важно,
уберечь его здоровье.
Глава 1. Общие понятия стресса.
Прошедший 20 век ознаменовали веком стресса, что свидетельствует о растущей популярности данного явления. Уже сегодня стресс, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает расширять границы своего воздействия. Ни для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий, которые могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения в физиологическом и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.
Так что же такое стресс?
Каждый испытывал его, все говорят о нём, но мало кто вдавался в углублённое изучение его природы и методов борьбы с ним.
У каждого человека есть своя «карта мира», поэтому дать точное определение слову "стресс" очень сложно. В словарях и энциклопедиях ответы на этот вопрос следующие:
предъявленное ему требование. [11, 9c]
Определения, приведенные выше, лаконичны и не столь сложны, но чтобы понять, что такое стресс достаточно посмотреть вокруг. Наука и наши эмпирические знания лишь подтверждают, что жить без стресса нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности. Отпечаток на данную проблему также отложил и «технологический прорыв», который осуществило человечество, вследствие чего темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Поэтому в современной психологии практическое изучение стресса занимает одно из ведущих положений.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response). Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал использовать термин «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Чем не является стресс.
Часто в слово «стресс» вкладывают смысл, который не имеет отношения к определенным ситуациям. Поэтому полезно разграничить, чем не является стресс. Нужно особенно подчеркнуть, что стресс - это не просто нервное напряжение.
Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Доктор Дж. Мейсон* посвятил прекрасный очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию "физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом". У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители - практически самый частый стрессор.
Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза - хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания.
Стресс
не всегда результат
повреждения. Хочется ещё раз отметить,
что несущественно, приятен стрессор
или неприятен. Его стрессорный эффект
зависит только от интенсивности требований
к приспособительной способности организма.
Любая нормальная деятельность может
вызвать значительный стресс, не причинив
никакого вреда. Вредоносный или неприятный
стресс называют "дистресс". Несмотря
на общность происхождения, деятельность,
связанная со стрессом, может быть
приятной или неприятной, дистресс
всегда неприятен. Стресса не следует
избегать. Впрочем, как явствует
из определения, приведенного в начале
главы, это и не возможно. [11, 10c]
*Дж. Мейсон - бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс.
Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
По гипотезе Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Уйти от стресса не представляется возможным. По словам учёного, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».
Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. [11, c.38]
Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого. Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой зависимости между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.