Стресс: природа, причины и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.

Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
2. Рассмотреть виды и фазы стресса.
3. Изучить факторы возникновения стресса.
4. Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
5. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
6. Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
7. Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

1.1. Сущность и природа стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
1.3. Болезненный дистресс.
1.4. Эмоции при стрессе.

Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные различия при стрессе. (Мужчина, женщина и стресс.)

Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере.
3.3. Рекомендации по снижению стресса.

Заключение
Приложения

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

   После изучения проблемы стрессов в жизни  человека можно сделать вывод, что  наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является  необходимым  для человека и не несет в себе разрушающих последствий, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела, а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает.

   К сожалению не все мы умеем вовремя  выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом – болезнь. Но изучение специальных методов, в том числе, описанных в курсовой работе, способствуют гармоничному развитию и самореализации любого человека, а в управленческой сфере обеспечивают большее соответствие между конкретной ролью и работой или организационной средой.

     Общий вывод таков: более здоровые и  психологически подготовленные работники  – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. При этом текучесть кадров на предприятии снижается, работоспособность сотрудников увеличивается, а доброжелательный климат в коллективе способствует  развитию тёплых дружеских и открытых взаимоотношений между индивидами.

 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

 

1) Алёшина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Канд. дис. - М., 2005. - 130 с.

 

2) Баушева И.Л. Двенадцать шагов. // Семейная психология и семейная психотерапия. №2, 2004.

 

3) Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии, 2006. - № 1.87

 

4) Зигерт В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» – М.: Изд. «Эклномика», 1990 г.

 

5) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

6) Копонев, С. «Душевное лекарство» // «Природа и человек» (Свет).--2003.-- N8.

7) Маклаков А. «Общая психология», СПб.,2001 год.

 

8) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы Менеджмента» - М.: Изд. Дело, 1998 г. С. 550.

 

9) Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10) Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002;

11) Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.

 

12) http://www.irinam.com (статья с Павлом Цыпином, HR-директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard);

 

14) www.lossofsoul.com

 

15) www.metod-kluch.narod.ru

 

16) www.stressa-net.ru

 

17) www.wikipedia.org

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

 

Определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса

Смерть  супруга 100
Развод 73
Сепарация супругов 65
Тюремное  заключение 63
Смерть  близкого члена семьи 63
Увечь или болезнь 53
Вступление  в брак 50
Увольнение  с работы 47
Примирение  супругов 45
Уход  на пенсию 45
Изменение состояния здоровья члена семьи 44
Беременность 40
Сексуальные проблемы 39
Прибавление в семье 39
Реорганизация бизнеса 39
Изменение материального положения 38
Смерть  близкого друга 37
Смена рода деятельности 36
Изменение числа семейных споров 35
Залог или ссуда на сумму выше $ 10 000 31
Лишение права выкупа заложенного имущества 30
Изменение служебных обязанностей 29
Сын или  дочь покидает семью 29
Проблема  с родственниками со стороны супруга 29
Выдающиеся  личные достижения 28
Поступление на работу или уход с работы супруга 26
Поступление в учебное заведение или его  окончание 26
Изменение жизненных условий 25
Отказ от личных привычек 24
Проблемы  с начальством 23
Изменение времени и условий работы 20
Перемена  места жительства 20
Изменение условий обучения 20
Изменение привычек связанных с отдыхом 19
Изменение активности в религиозной сфере 19
Изменение социальной активности 19
Залог или ссуда на сумму ниже $ 10 000 17
Изменение режима сна и бодрствования 16
Изменение числа лиц, вхожих в дом 15
Отпуск 13
Рождественские  каникулы 12
Незначительные  нарушения правопорядка 11
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

Тесты для кандидатов на пост.

 
Автор: Артур Алексaндрoвич Алексaндрoв, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Ниже  приводится несколько наиболее надежных тестов, с помощью которых можно  определить степень подверженности человека стрессу и глубину имеющихся  у него стрессовых реакций.

Выявление тревожности

1. Реактивная тревожность. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется(повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень  тревожности — необходимое условие  для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень  «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Ниже приводится тест, разработанный Ч. Спилбергером, с помощью которого можно проверить уровень реактивной тревожности (табл. 1).

Инструкция: прочитать каждое из приведенных предложений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую подходящему ответу.

Таблица 1. Реактивная тревожность.

Суждение (как вы себя чувствуете в данный момент) Ответы
Вовсе нет Пожалуй, да Верно Совершенно  верно
1. Я  спокоен(а) 1 2 3 4
2. Мне  ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я  нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я  испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я  чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я  расстроен(а) 1 2 3 4
7. Меня  волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я  чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я  встревожен(а) 1 2 3 4
10. Я  испытываю чувство внутреннего  удовлетворения 1 2 3 4
11. Я  уверен(а) в себе 1 2 3 4
12. Я  нервничаю 1 2 3 4
13. Я  не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я  взвинчен(а) 1 2 3 4
15. Я  не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16. Я  доволен(а) 1 2 3 4
17. Я  озабочен(а) 1 2 3 4
18. Я  слишком возбужден(а) и мне  не по себе 1 2 3 4
19. Мне  радостно 1 2 3 4
20. Мне  приятно 1 2 3 4

Обработка данных: подсчитать сначала сумму подчеркнутых цифр по пунктам (предложениям) 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Затем получить сумму подчеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Из первой суммы вычесть вторую и к результату прибавить 50.

Интерпретация данных: до 30 — низкая реактивная тревожность на момент выявления; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

2. Личностная тревожность. Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнения нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности.

Личностная  тревожность — устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. В тревожный стереотип поведения трансформируется все: незначительные соматические нарушения, психологический дискомфорт, восприятие некоторых сторон действительности, жизненные позиции.

В итоге  личность дестабилизирована: чем-то обеспокоена  и не удовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Личностная тревожность фиксируется  с помощью опросника Ч. Спилбергера, который предлагается для самооценки (табл. 2).

Инструкция: прочитать каждое из приведенных суждений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.

Таблица 2. Личностная тревожность.

Суждение (как вы себя чувствуете обычно) Ответы
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я  испытываю удовольствие 1 2 3 4
2. Я  быстро устаю 1 2 3 4
3. Я  легко могу заплакать 1 2 3 4
4. Я  хотел(а) бы быть таким/такой  же счастливым(ой), как и другие 1 2 3 4
5. Нередко  я проигрываю из-за того, что  недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
6. Я  чувствую себя бодрым(ой) 1 2 3 4
7. Я  спокоен(а), хладнокровен(а) и собран(а) 1 2 3 4
8. Ожидаемые  трудности обычно очень тревожат  меня 1 2 3 4
9. Я  слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10. Я  вполне счастлив(а) 1 2 3 4
11. Я  принимаю все близко к сердцу 1 2 3 4
12. Мне  не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13. Я  чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
14. Я  стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15. У  меня бывает хандра 1 2 3 4
16. Я  доволен(а) 1 2 3 4
17. Всякие  пустяки отвлекают и волнуют  меня 1 2 3 4
18. Я  так сильно переживаю свои  разочарования, что потом долго  не могу о них забыть 1 2 3 4
19. Я  уравновешенный человек 1 2 3 4
20. Меня  охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Обработка результатов: прежде всего следует суммировать подчеркнутые цифры в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму подчеркнутых цифр ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице прибавить 35.

Интерпретация данных: до 30 — низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31-45 — умеренная личностная тревожность; 46 и более — высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.

Значительное  отклонение от уровня умеренной тревожности  требует особого внимания. Высокая  тревожность препятствует решению  предстоящих задач, поскольку нарушает мыслительную деятельность и вызывает замешательство. В этом случае следует  пересмотреть свое отношение к данной ситуации, снизив ее значимость для себя, и перенести акцент на осмысление предстоящей деятельности. Другими словами, нужно переключиться с мыслей о том, что будет, если я плохо выполню задание, на мысли о том, как выполнить это задание, то есть сосредоточиться на задании, а не на мыслях о катастрофических последствиях неудачи.

Необходимо  также формирование чувства уверенности в себе. В этом значительную помощь окажут методы психической саморегуляции.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3

Витаминизированные  продукты против стресса.

Витамин А - зеленые листовые овощи, морковь, абрикосы, тыква.

Витамин С - все овощи и фрукты, в особенности  цитрусовые, черная смородина, киви, брокколи, белокочанная капуста, шиповник.

Витамины  группы В - все крупы, йогурт, печень, тыква, авокадо, хлеб с отрубями, нежирное мясо и рыба, орехи, пивные дрожжи. Витамины группы В повышают содержание жирных кислот класса омега 3. Считается, что именно по этой причине средиземноморские народы меньше страдают от депрессии - ведь в их пище содержится много рыбы. Витамин В6, который нужен для синтеза серотонина,  содержится в зернах злаков и моллюсках.

Витамин Е - растительное масло.

Магний - "зеленые" овощи и травы, грейпфруты, фиги, морковь, помидоры, орехи, гречка, овсянка, горох.

Кальций - молоко и молочные продукты.

Цинк - индейка, морепродукты, яйца, йогурт, сыр, орехи, спаржа, устрицы.

Холин - яичный желток, печень говяжья, проросшие  зерна пшеницы.

Информация о работе Стресс: природа, причины и управление