Стресс: природа, причины и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.

Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
2. Рассмотреть виды и фазы стресса.
3. Изучить факторы возникновения стресса.
4. Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
5. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
6. Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
7. Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

1.1. Сущность и природа стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
1.3. Болезненный дистресс.
1.4. Эмоции при стрессе.

Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные различия при стрессе. (Мужчина, женщина и стресс.)

Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере.
3.3. Рекомендации по снижению стресса.

Заключение
Приложения

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

     3.2. Методы борьбы  со стрессом в  управленческой сфере

 

     Выше  говорилось о том, что стресс имеет  не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это, прежде всего, выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях:

    • на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда;

на  уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации. [9, c.385]

     Существуют  несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации.  Во-первых, это мероприятия, связанные  с изменением условий труда и  включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

     Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное. Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы. [9]

 

     Не  следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса  и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.

     Рис. 2 Мероприятия по устранению стресса

 

     Многие  производственные стрессоры в отделе кадров порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении  подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс. Стресс на работе может получить широкое распространение. Он способен парализовать работу учреждения, если менеджеры по персоналу боятся принимать решения. Когда это происходит, стресс распространяется по организации подобно зловредному грибку.

     Некоторые специалисты полагают, что внимание следует сосредоточить на изменении  организации труда. Низкая оплата труда  порождает текучесть кадров. А это является следствием стресса в учреждении.  Если не прибегать к реорганизации труда, то работники отдела кадров, которые непосредственно работают с людьми, должны научить своих сотрудников иному отношению к работе, а не ждать, пока они сами адаптируются к ней, говорит Брайан Лаутон, психолог и консультант банка «Wells Fargo». Существует также проблема низкой производительности труда, вернее несвоевременного выполнения этого труда. Проблема кроется в стиле управления директора данного учреждения, который неправильно делегировал полномочия, определял ответственность и приоритеты. В итоге, работники не доверяют ни ему, ни друг другу. В учреждении нездоровая обстановка, которая провоцирует развитие стрессов у его работников. Все члены коллектива испытывают дискомфорт, а это поднимает моральный дух, ибо работники осознают, что у них одна проблема. Менеджер по персоналу должен научиться использовать обратную связь от сотрудников.

     Другой  подход – участие работников в  планировании и осуществлении перемен. Эксперты полагают, что работники, которые участвуют в организационных переменах, испытывают меньший стресс, чем те, кого руководство игнорирует.

     При борьбе со стрессом в организации  сложнее всего не создавать у  сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагрузки. Полезными являются и другие формы корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек может грамотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры. Поэтому антистрессовое воздействие должно быть основано на профессиональном опыте и знаниях. Такими качествами обладает квалифицированный психолог.

     В последнее время распространено проведение корпоративных психологических  тренингов, нацеленных на снижение воздействия  стресса и укрепление связей в  коллективе. У такого способа существует ряд недостатков: недоступность услуг психолога в момент необходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенный барьер для использования услуг психолога — преобладание в обществе устойчивого стереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людей болезненно могут отнестись к предложению работодателя посетить психолога. [16]

     Применение  медикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которых  является то, что некоторые могут наносить вред здоровью.  Еще один метод — использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15–20 минут).

     Метод снятия стресса, приемлемый для использования  в компаниях, должен отвечать следующим  требованиям:

     -  преследовать профилактические  цели;

     - создавать комфортную среду, без атмосферы медицинского кабинета;

     - адаптироваться под конкретные нужды;

     - интегрироваться в корпоративные  системы;

     - использовать несколько методов  восстановления работоспособности;

     - быть рассчитанным на самостоятельное  использование.

     Оптимальным решением для компании в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта. [15]

3.3. Рекомендации по  снижению стресса.

   Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

   Антистрессовое  руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

    • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
    • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
    • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
    • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).
    • Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
    • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
    • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
    • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
    • Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.
    • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

    Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

    • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
    • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
    • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.
    • Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.
    • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
    • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
    • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
    • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках -  естественное право любого человека.
    • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).
    • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

   Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом.[8, c.55] 

 

     Заключение

 

     Я подготовил курсовую работу на тему  «Стресс: природа, причины и управление». В  социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: различные вредные воздействия окружающей среды, острые психические воздействия, физическое и умственное переутомление.

       Стресс – явление распространенное. Незначительные стрессы неизбежны  и безвредны, но чрезмерный  стресс создает проблемы, как  для личности, так и для организаций,  сложности в выполнении поставленных задач. Поэтому данная тема представляет огромный интерес не только для специалистов, управленцев, но и для каждого человека в отдельности. Умение анализировать причины возникновения стрессов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку это является важным условием гармонизации человеческих отношений. Особенно важна стрессоустойчивость у руководителей, у административно-управленческого персонала, педагогов, так как руководство людьми, работа с ними изобилуют стрессорами, вызывающими физический и эмоциональный дискомфорт.

   В данной работе были изучены важные теоретические вопросы. В первой главе были рассмотрены сущность стресса, его виды и фазы, а также  уделено внимание дистрессу, мыслительным и эмоциональным процессам человека при стрессе. Во второй главе - причины возникновения стресса,  стрессоустойчивость и гендерные различия при нём. В заключительной, третьей главе, были рассмотрены  способы преодоления стресса, методы борьбы с ним в управленческой сфере и рекомендации по его снижению.

Информация о работе Стресс: природа, причины и управление