Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа
Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
2. Рассмотреть виды и фазы стресса.
3. Изучить факторы возникновения стресса.
4. Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
5. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
6. Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
7. Изучить методы борьбы со стрессом.
1.1. Сущность и природа стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
1.3. Болезненный дистресс.
1.4. Эмоции при стрессе.
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные различия при стрессе. (Мужчина, женщина и стресс.)
Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере.
3.3. Рекомендации по снижению стресса.
Заключение
Приложения
Список литературы
Как становится понятно из вышеописанного, стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: недуги, сессии, презентация перед публикой или важное собеседование с работодателем. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.
Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов - риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.
Описывая стрессовый процесс, Селье выделил три фазы:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2)
максимально эффективная
3)
нарушение адаптационного
На первой стадии – стадии тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.
Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.
Тогда неизбежно наступает третья стадия – стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением. [11, c.13]
1.3.Болезненный дистресс.
Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие дистресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.
Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.
Психологи
и психиатры установили зависимость
между соматическими
Для
больных сердечнососудистыми
Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут, для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.
При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.
Можно заключить, каждый человек реагирует на внешний стрессор в связи со своими индивидуальными характеристиками, которые самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Всё, что окружает человека, вызывает в нём различные реакции. Абсолютно каждый индивид на определённом этапе был подвластен эмоциям: радость, грусть, любовь, ненависть, злость и т.д., Без этой палитры переживаний невозможно представить своё существование. Какую роль в нашей жизни играют эмоции? Почему некоторые реакции человека навсегда остаются в памяти, а некоторые улетучиваются после короткого промежутка времени?
Эмоции — очень важный компонент целенаправленной деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.Н.Анохиным*, посредством эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична. Трудно себе представить, чтобы кто-то мог спутать чувство голода с таким чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.
Потребности, как правило, субъективно неприятны. В качестве примеров можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продумано. Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка, просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое. Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не биологические, а социальные акты человека. Все понимают, что успех, достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет радость, и наоборот.
В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных потребностей у человека при достижении своих целей постепенно вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции. Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности, которое в обыденной жизни мы называем «аппетитом» в биологическом понимании этого слова.
*Анохин П.- «Физиология», разработал курс лекций о системных механизмах мотиваций, памяти, эмоций, сна, психической и трудовой деятельности человека.
Если же употреблять его в социальном значении, то можно говорить о жажде к знаниям, к достижениям в спорте и т.д. Эмоции служат также средством быстрой оценки действия повреждающих факторов на организм. Если у человека, например, произошел перелом руки или ключицы, то он никогда не будет специально раздумывать, как ему лучше лечь, как положить больную руку, на что опереться, чтобы не «отдавало» в ключицу и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления.
Эмоции как субъективные ощущения играют, таким образом, приспособительную роль. Ведь нам очень необходимы знания о том, что хорошо и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной обстановке. Известный нейрофизиолог П.В.Симонов пишет о наличии этой приспособительной функций у эмоций: «Часто человек вынужден действовать в условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести себя в неожиданных ситуациях». В процессе эволюции и выработался специальный аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.[7, c.408]
Итак, мы установили, что эмоции находятся на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое очень часто способствует развитию невроза.
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и источники стресса.
Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Большинство людей ежедневно сталкиваются с воздействием различных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Они могут быть: физиологическими и биологическими, реально действующими или вероятными, информационными и эмоциональными. К физиологическим стрессорам относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др. Информационные стрессы возникают в условиях информационных перегрузок, а эмоциональные - проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах.