Стресс: природа, причины и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является понятие стресса.
Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.
Цель курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.

Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
2. Рассмотреть виды и фазы стресса.
3. Изучить факторы возникновения стресса.
4. Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
5. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
6. Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
7. Изучить методы борьбы со стрессом.

Содержание

1.1. Сущность и природа стресса.
1.2. Виды и фазы стресса.
1.3. Болезненный дистресс.
1.4. Эмоции при стрессе.

Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины и признаки стресса.
2.2. Уровень стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные различия при стрессе. (Мужчина, женщина и стресс.)

Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы борьбы со стрессом в управленческой сфере.
3.3. Рекомендации по снижению стресса.

Заключение
Приложения

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

     При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

   Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента. [5, c.180]

     Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:

    • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
    • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
    • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
    • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
    • плохие физические условия (шум, холод и пр.)
    • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
    • плохие каналы обмена информацией в организации и др.

   Другую  группу стрессогенных факторов можно  было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

 

   Организационно-личностные факторы. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников: [4,c 238-239]

    • страх не справится с работой;
    • страх допустить ошибку;
    • страх быть обойденным другими;
    • страх потерять работу;
    • страх потерять собственное «Я».

   Стрессогенами также являются неблагоприятный  морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и  т.д.

     Ко  всему этому перечню стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон  его стрессоустойчивости. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

     Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими  на работе или в частной жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек, так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

   Таким образом, причины стрессов часто бывают очевидными. Главной задачей становится профилактика стресса. Для этого нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. При ведении даже проактивного образа жизни, т.е. когда человек в силах предпринимать меры для устранения возникшей неблагоприятной ситуации, ясно, что на кризисную ситуацию в стране, на неминуемо приближающуюся старость человек не может воздействовать.

     В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться  динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

     Важными факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

2.2. Уровень стресса.

     Всем  известно, что стресс негативно отражается на здоровье человека. Возможно, ли каким-то образом измерить уровень стресса? Оказывается, возможно. Существует теория, что различные события вызывают у человека разные по силе реакции на них. На основании этого, психиатр Томас Х. Холмс создал своеобразную шкалу, событиям, в которой соответствуют свои баллы. Логично предположить, что чем больше балл, тем уровень стресса выше. Для того чтобы измерить свой уровень стресса, необходимо отметить в этой шкале те события, которые произошли с человеком за год. Стресс может вызывать осложнения в виде заболеваний и с помощью подсчитанной суммы баллов можно определить, какая вероятность развития такого осложнения есть у конкретно взятого человека. [10, c.694]

     Если  результат находится в пределах до 150 баллов, то вероятность развития заболевания составляет около 37%. Если результат от 150-300 баллов, то вероятность развития заболевания находится в пределах около 40 - 60% . Если же результат выше 300 баллов, то вероятность развития заболевания 80 – 90%.   Для определения уровня стресса смотрите таблицу №1 в Приложении 1.

Что же следует делать, в случае если подсчитанные баллы окажутся высокими. Всё же за год, можно накопить достаточное количество негативных событий, и мало кому хочется ощущать на себе этот «эмоциональный багаж». Высокий уровень стресса это не только неприятно, но как мы поняли, ещё и не желательно для нашего здоровья. Конечно, накопленный стресс нужно снимать. О способах снятия стресса рассказано много, но иногда проблема может состоять в том, что человек даже не отдаёт себе отчёт в том, что он нуждается в помощи. Иногда ощущая, как нам кажется беспричинное беспокойство, различные недомогания и проблемы со здоровьем, мы не понимаем, что виной всему стресс, который «давит» на нас и не даёт полноценно радоваться жизни. Возможно, в этом случае подсчёт уровня стресса и поможет задуматься над этим вопросом. Бывают и другие ситуации, когда человек относительно понимает, но не хочет до конца признать, что помощь необходима. Обычно такие люди не воспринимают в серьёз какие-то эмоциональные проблемы, считая, что это свойственно лишь «слабым людям». В этом случае, возможно, Вы попробуете посчитать уровень стресса для того человека, которому Вы хотите помочь и сможете деликатно всё объяснить.[6, c.38-39]

2.3. Стрессоустойчивость.

     Каждый  соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря, таким образом, сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель.

Результаты  опроса менеджеров во многих странах  СНГ на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами одного из кадрового центра показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*.

Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы.

Типы  стрессоустойчивости:

  • стрессонеустойчивые;
  • стрессотренируемые;
  • стрессотормозные;
  • стрессоустойчивые.

      «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность* по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию.

_________________________________________________________________

   *Неготовность к построению новой  концептуальной картины окружающего  мира при получении дополнительной  информации, которая противоречит  старой картине мира.

Однако  по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «Стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях. [12]

     Менеджер, может быть, как никто другой (если принять во внимание особенности  его профессии), должен проявлять  постоянную заботу о собственном  здоровье, о своей психической  и физической форме как гарантии успешной деятельности. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивидуальных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепления здоровья, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия - регулярности занятий. Стрессоустойчивость является одним из важнейших профессионально значительных качеств менеджера. Поэтому поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психической саморегуляции. В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых в том числе и при профессиональной подготовке менеджеров, немало методических приемов и процедур, основанных на древнеиндийской системе йога, в которой накоплены богатейшие знания относительно развития и совершенствования природных сил организма, психических возможностей человека. Например, как показывает практика, хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. В частности, в качестве метода расслабления широкую известность и распространение в наше время получила аутогенная тренировка*. В целом этот метод таит в себе возможности совершенствования личности, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические

Информация о работе Стресс: природа, причины и управление