Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, лекция
Все мы страдаем от стрессов, хотя по-разному и в разной степени. Что же такое стресс? В словаре «Психология» (М.,1990) он определяется как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
2. Неологическая
структура организации,
3. Несбалансированность обязанностей, ответственности, с одной стороны, прав и власти - с другой. Особенно это относится к деятельности руководителей. Условия, для конфликтов создаются нарушениями баланса как в одну, так и в другую сторон). Возмущение и протест вызывает ситуация, когда обязанностей много и ответственность высока, а прав и власти недостаточно или имя вовсе не обладают. Такая же редакция может быть и в адрес тез. кто имеет много прав и власти, но ответственности за свои решения и действия не несет.
4. Нечеткость управленческих решений, которая приводит к возможности различного их толкования и нежелательным для руководства результатом исполнения.
5. Неясное
определение и доведение до
работника его должностных
6. Ограниченность
коммуникаций между
7. Выполнение работником функций, не соответствующих его профессии, должности, заключенному контракту, договору.
8.Ощущение руководителем
собственной неполноценности,
неуверенности и стремление компенсировать эти недостатки подчеркиванием своего служебного статуса, демонстрацией властных возможностей. Придирки руководителей к подчиненным, «разносы"- по мелочам, несправедливые наказания.
9. Деление
руководителем работников на
«любимых» и «нелюбимых»,
поощрение одних и игнорирование старания и успехов других, управленческая политика по принципу «разделяй и властвуй».
10. «Недогрузка»
работника, недооценка его
11.Невыполнение
работниками управленческих
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
1.Плохой морально-
2.Недобросовестное
отношение отдельных
3.Противоборство
консервативных инновационных
4.Волокитина, равнодушие
административных работников к
нуждам и интересам персонала,
сдерживание инициативы и
5. Использование
некоторыми людьми конфликтов
в качестве личностного
6. Наличие в коллективе работников, нарочито обостряющих отношения с целью использования конфликтных ситуаций для своих корыстных целей: сведение счетов, опорочивание честных и принципиальных людей, создания благоприятных условий для воровства или других неблаговидных действий.
7.Грубость, чванство, язвительность, хамство, приставание и другие унижающие человеческое достоинство формы общения.
8. Неспособность
выслушать и понять оппонента,
неверное истолкование
9. Самоуправство руководителей, нарушение ими прав и свобод подчиненных, вмешательство в их личную и семейную жизнь.
10. Незаслуженные привилегии начальства, использование своего служебного положения в корыстных целях.
11. Этическая
несовместность работников, столкновение
моральных и аморальных
12. Психологическая
несовместимость людей,
13. Плохое настроение,
вызванное психическим и
14. Скверные привычки,
неэтическое поведение
Очень часто
конфликты провоцируются
неудовлетворенные ожидания и ложные представления об отношении к человеку его сотрудников или близких.
Опасность возникновения
конфликтов велика при нервозности,
раздражительности и
Большинство действительных причин конфликтов вполне жизненны и «невинны», однако начинающие партнеры не всегда умеют прийти к необходимому миру.
Среди перечисленных причин конфликта в формальной организации основными являются
проблемы в
распределении ограниченных ресурсов
(например, кому из сотрудников передать
в пользование новый компьютер)
- взаимозависимость заданий, когда человек пли группа зависят от результатов работы другого человека или группы (кого будет винить в своем неуспехе руководитель подразделения - себя пли руководителя отдела кадров, который «вот уже несколько недель, не может подобрать персонал для вновь созданного сектора в подразделении!»; - -- различия в целях людей пли групп (торговый отдел будет требовать расширения номенклатуры закупок для увеличения оборота магазина, а отдел снабжения, не желая затрудняться в поиске новых поставщиков и товаров, будет противостоять этим требованиям);
- различия в представлениях и ценностях (например, квалифицированный специалист-эксперт ценит возможность свободного построения своего рабочего дня, руководитель группы экспертов считает, что самое важное в работе эксперта - быть на месте всегда, когда он может понадобиться руководству;;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- плохая передача
информации (руководитель передал
сотруднику срочное поручение,
которое до последнего не
В целом можно выделить две группы причин конфликтов:
- невыполнение требуемого пли оптимального, желаемого в данной ситуации действия;
- ошибочное
или некачественное выполнение требуемого
или желательного действия.
КОНСУЛЬТАЦИЯ (часть 1) Психологические барьеры
Психологические барьеры - это психически тормозящие факторы, состояние внутренней тревоги и неуверенности. Психологические барьеры классифицируются по особенностям их проявления и бывают:
организационно-психологические
социально-психологические
социально-психологический
психомоторные.
1. Организационно-
1) вызывается несоответствием ценностей ориентации личности нововведениям в области структур. Функций, регламентов организации.
а) когда увеличивается число лиц, несущих данную функцию, и усложнение межличностных связей часто переносится на новые объекты структуры;
б) наложение функций одной структуры на другую при нечетком распределении функций;
в) неправильное распределение прав и ответственности:
большая ответственность при отсутствии достаточных прав отсутствие ответственности при наличии прав.
2) При несогласовании технических и технологических условий производства с ценностными ориентациями человека, обслуживающего этот процесс. Причина барьеров в недостатке проектирования деятельности.
2.Социально-психологические барьеры - проявляются в структуре отношений личность-личность, личность- группа. Здесь существенно то, что причины возникновения барьера - не сами организационные или производственные нововведения, а отношения между людьми, т.е. социально-психологический барьер образуется на основе несовпадения способов реализации однотипных ценностей, вызванного различиями в жизненном опыте или привычкой.
3 . Когнитивно-психологические барьеры- связаны с расположениями знаний в понимании самой проблемы, в интерпретации фактов различными научными школами, направлениями конструктивной мысли.
Такие барьеры возникают при необходимости принимать решения достаточно сложные по структуре и связи объектов. Когнитивные барьеры возникают при принятии решений в условиях неопределенности.
4 . Психомоторные барьеры - базой барьера являются скоростные и стилевые различия в выполнении действий, лежащих в основе умений и навыков, т.к. имеют различные сенсомоторные характеристики.
Психологические барьеры наиболее сильно влияют на результативность работы, требующей согласованности при переходе от операций, выполняемым одним человеком, к операциям, выполняемым другими.
Предупреждение и преодоление психологических барьеров в труде:
1.
Не брать на себя излишней
или несвойственной
2.
Добросовестно выполнять то, что
требуется от Вас «сверху»
и ожидается в «внизу».
3.
Четко обосновать свои
4. Проявлять деловую инициативу, предвидеть ее последствия.
5.
Отбрасывать сомнительные
6.
Предавать часть своей
7.
Быть самокритичным, следить
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я (часть 2) Барьеры общения
К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести барьеры общения. Их довольно много, выделим некоторые из них.
Информация о работе Стрессоустойчивость. Пути борьбы со стрессом