Стрессоустойчивость. Пути борьбы со стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, лекция

Описание

Все мы страдаем от стрессов, хотя по-разному и в разной степени. Что же такое стресс? В словаре «Психология» (М.,1990) он определяется как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Работа состоит из  1 файл

Копия Консультации.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

8.  Не отвлекайтесь. Плохого слушателя всё отвлекает:  сирена на улице, телефонный звонок, хождения людей, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.

(). Не монополизируйте разговор. Собеседник, который стремиться занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает всё о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. «Входные отверстия» его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает шанс противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

10. Приспосабливайте  темп мышления к речи. Скорость  мышления в 3 —4 раза опережает  скорость речи. Когда мы слушаем  собеседника, мы не пассивны: наш  моз усиленно работает.

Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь подготовить контраргумент, пока говорит  партнер: суммируйте всё высказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты вы выбираете для  анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит самое главное или «утопия» суть в словах.

11. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженности.

1 2. Прислушайтесь  к самому себе. Ваша озабоченность  и эмоциональное возбуждение  мешают слушать партнера. Если  его речь и поведение затрагивают  ваши чувства, постарайтесь выразить  их: это прояснить ситуацию, вам станет легче слушать собеседника.

Совершенствуя свои привычки слушать, основное внимание следует уделить усвоению вышеизложенных рекомендаций. Однако помните и о  негативных моментах и ошибках, которые  не следует допускать. 

СЛУШАЯ СОБЕСЕДНИКА

1.    Не  принимайте молчание за внимание - собеседник может быть просто  погружен в свои мысли.

2.    Не  притворяйтесь, что слушаете. Это  бесполезно, отсутствие интереса  и скука неминуемо появиться  в выражении липа и жестах. Лучше уж признать, что в данный момент выслушать собеседника достаточно внимательно вы не можете, сославшись например, на занятость.

3.    Не  перебивайте без надобности. Подчас  мы делаем это неосознанно  причем замечено, что руководители  чаще перебивают подчиненных,  чем наоборот. Если же для уточнения существа дела вам необходимо перебить собеседника, то помогите потом восстановить прерванный вами ход его мыслей.

4.    Не делайте поспешных выводов. Каждый неосознанно склонен судить, оценивать и одобрять то, о чем говориться. Но именно такие субъективные опенки заставляют собеседника занять оборонительную позицию. Помните, что такие оценки - барьер для содержательного общения.

5.    Не  дайте поймать себя в споре.  Когда вы мысленно не соглашаетесь  с говорящим то, как правило  прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж если начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, что под час не слышите собеседника. Выслушайте его до конца, чтобы понять с чем именно вы на согласны, а уж после этого излагайте свою точку зрения.

6.   Не задавайте  слишком много вопросов. Можно  задать вопрос для уточнения  сказанного, но закрытые вопросы,  требующие ответа типа «да»  или «нет», необходимо сводить  до минимума. Чрезмерно большое  количество вопросов подавляет  собеседника, отнимает у него инициативу и ставит порой в оборонительную позицию.

7. Никогда не  говори собеседнику: «Я хорошо  понимаю ваши чувства» такое  заявление часто служит для  оправдания собеседника и безуспешных)  попыток убедить собеседника  в том что выслушаете. В действительности узнать, что именно чувствует собеседник, очень трудно.

8. Не будьте  излишне чувствительными к эмоциональной  стороне речи. Слушая взволнованного  собеседника, будьте сдержаны, иначе  пропустите смысл разговора. Будьте  настороже к эмоционально заряженным словам и выражениям, воспринимайте только смысл, который они несут.

9.   Не давайте  совета, если вас об этом не  просят, уточните что собеседник  хочет на самом деле.

10. Не прикрывайтесь  слушанием как убежищем. Пассивные,  неуверенные в себе люди иногда используют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они не только не говорят, но на самом деле и не слушают. Нет сомнения, что такое слушание только вредит разговору. 
 

НАГРАДА ЗА ВНИМАНИЕ.

Внимательное  сопереживающее слушание не только способствует взаимному обмену информацией и идеями, пониманию чувств, но является основой плодотворного общения. Она обеспечивает лучшие понимание других людей, позволяет глубже познать себя.

Приёмы эффективного слушания позволяют повышать качество принимаемых решений, поскольку оно находится в прямой зависимости от качества информации по обсуждаемой проблеме. Правильно слушание помогает воспринимать информацию более глубоко, извлекать из нее больше необходимых данных.

Учитесь слушать! Это требует времени и усилий. Результаты оправдывают ваш труд! 

Способы и методы предупреждения конфликтов

Конфликт может возникнуть спонтанно (самопроизвольно) и быстро разрешиться, но чаще всего он имеет длительный процесс развития. В этом развитии можно выделить четыре стадии:

1.  зарождения

2.  накопления критической массы

3.  кульминации (взрыва)

4.  затухания или разрешения

На  каждом  из  этих  стадий  конфликтный  процесс  контролируем  и управляем.

Обозначим некоторые пути предупреждения и управления конфликтными ситуациями в организациях:

1.   Выявление и устранение условий и причин, способствующих возникновению конфликтов;

2.   При зарождении конфликта важно выяснить, какие цели преследуют конфликтующие стороны, какими интересами и мотивами они руководствуются. Это важно для определения тактики преодоления конфликтной ситуации;

3.   При распределении материальных, финансовых и трудовых ресурсов между подразделениями организации необходимо исходить не столько из интересов этих подразделений, сколько из целей и интересов организации в целом, приоритетности и перспективности тех или иных направлений ее деятельности.

4.   Улучшение условий труда, его научая организация, обеспечение техники безопасности, устранение факторов, ухудшающих здоровье работников, их психологическое состояние, вызывающих неврозы, стрессы, создание необходимых условий для удовлетворения гигиенических и физиологических потребностей, для отдыха в рабочие перерывы;

5.   Совершенствование нормирования труда, создание научной системы стимулов эффективности трудовой деятельности, обеспечение социальной справедливости в заработной плате, устранение всяческих привилегий, за исключением одной - достойной материального вознаграждения и выражения почтения за качественную и выполненную в срок работу, добросовестное выполнение служебных обязанностей, высокий профессионализм, творческий подход к делу, изобретательскую и рационализаторскую деятельность, высокую культуру производства;

6.   Постоянное отслеживание (мониторинг) развития межгрупповых и межличностных отношений в коллективах разного уровня, проведение социологических обследований морально-психологического климата в организации и ее подразделениях;

7.   Привлечение рабочих и служащих к подготовке и принятию управленческих решений;

8.   Развитие гласности в деятельности администрации. Систематическое информирование рабочих и' служащих по различным коммуникационным каналам:  через  руководителей  первичных  трудов  коллективов, многотиражку, радиосеть и т.д. о состоянии дел в организации и перспективах ее развития, с безусловным сохранением технических, технологических и коммерческих секретов и тайн;

9.   При формировании первичных трудовых коллективов целесообразно учитывать их психологическую и нравственную совместимость, возраст, пол и даже факторы, как общее мировоззрение, хобби, спортивные  и  политические  пристрастия.  Немаловажно  правильно

рассчитанный     количественный  состав  первичного  коллектива. Доказано, что наиболее приемлемая его численность 7-15 человек;

10.  Разъяснение рабочим и служащим требований к их работе, четкое определение функций, служебных обязанностей, прав, властных возможностей, ответственности;

11.   Организация совместного досуга управляющих и персонала.

12.  Особенно многое в предупреждении и разрешении конфликтов зависит от умелых действий руководителей, в частности от профессиональных навыков и опыта работы с персоналом, в том числе в конфликтных ситуациях, от их авторитета, культуры, нравственного имиджа. Одним  из  способов  разрешения  любого  конфликта  на  начальной

стадии является уход от него. Прежде чем ввязываться в конфликт, полезно подумать, а стоит ли это делать, что это даст для дела и для себя лично. Взвесив все «за» и «против» и поняв, что плюсов больше, чем минусов от избежания конфликта, уступить оппоненту, отказаться от утверждения своей точки зрения, от немедленного удовлетворения своих интересов и.амбиций.

Одним из способов разрешения любого конфликта на начальной стадии является уход от него. Прежде чем ввязываться в конфликт, полезно подумать, а стоит ли это делать, что это даст для дела и для себя лично. Взвесив все «за» и «против» и поняв, что плюсов больше, чем минусов от избежания конфликта, уступить оппоненту, отказаться от утверждения своей точки зрения, от немедленного удовлетворения своих интересов и амбиций.

Разгоревшиеся конфликты могут преодолеваться с применением методов убеждения и принуждения.

Убеждение - наиболее предпочтительно и успех его применения зависит от аргументации, способности субъектов конфликта выслушать и понять оппонентов, готовности признать свою неправоту, если она доказана, от способности идти на уступки, умения вести дискуссию, соблюдения этики спора.

Принуждение применяется руководителями после того, как убеждения и другие способы не дают нужных результатов. Принудительными методами могут быть наказания и перевод в другое подразделение, понижение в должности, увольнение. В межгрупповых конфликтах этот метод может выразить в расформировании конфликтной группы или групп. 

Десять принципов  принятия решения

Установлено, что  природой вех проблем, если рассматривать их с позиций человеческого мышления, одна и та же, а потому искусству принятия решений можно учиться так же легко, как овладеть другими навыками, необходимыми нам в повседневной жизни.

Для этого:

1.  Прежде,   чем  вникать   в  детали,   постарайтесь  получше  представить проблему в целом.

Когда ты берешься за чтение трудовой книги, не пытайся  сразу же пробиться сквозь текст  от корки до  корки».  Сначала  итучй оглавление, предисловие и  введение,  посмотри названия отдельных  глав и разделов. Таблицы, рисунки и схемы. Все это значительно облегчает понимание книги.

Независимо от того, строишь ли ты дом, планируешь ли развитие сети городского транспорта или выбираешь заместителя, - перед принятием решения постарайся увидеть проблему в целом.

2.    Не  принимай решенья, пока не рассмотришь все возможные варианты.

аз от тщательного  обдумывания решений допустим только в чрезвычайных случаях: жара, наводнения или землетрясения! Во всех остальных ситуациях поспешное принятия решения заставляет нас потом горько сожалеть или привлекать значительное дополнительные средства, чтобы ликвидировать нежелательные последствия спешки, самый лучший выход - попробовать сразу несколько решений и сделать окончательный вывод уже исходя из того, каковы первые результаты их реализации. Не следует пренебрегать и старой мудрой поговоркой, существующей в разных вариантах у всех народов земли, - «утро вечера мудренее». Может быть, завтра утром: ты найдешь самое рациональное решение задачи.

3.    Сомневайся.

Самые общепризнанные истины должны вызывать у тебя сомнения, и ты не должен пытаться отвергнуть их. Элисон разгадал загадку электричества только потому, что у него хватило отваги усомниться во всем, что делали его знаменитые коллеги: если они пытались получить свет, уменьшая сопротивление проводников, то он сделал прямо противоположное - увеличил сопротивление. Результат известен.

4.   Старайся  взглянуть на стоящую перед  тобой проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

Информация о работе Стрессоустойчивость. Пути борьбы со стрессом