Стрессоустойчивость. Пути борьбы со стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, лекция

Описание

Все мы страдаем от стрессов, хотя по-разному и в разной степени. Что же такое стресс? В словаре «Психология» (М.,1990) он определяется как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Работа состоит из  1 файл

Копия Консультации.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

БАРЬЕРЫ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

Эмоция — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и 1 .п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные.

Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство  неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

Барьер отрицательных  эмоций, негативно сказывающихся  на результатах общения, можно подразделить на несколько барьеров. Это прежде всего барьер общения, возникающий на почве страдания пли даже горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, и тягостные физические и нервные ощущения.

Барьер общения, создаваемый отрицательными эмоциями данного типа вызывает искаженное представление о действительности и неправильной оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание. участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение.

Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным  раздражением и гневом. Деловое общение с раздраженным и гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создавать конфликтную ситуацию, о которой всем в дальнейшем придется сожалеть. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. Даже безнравственно использовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперниками.

К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести  и барьеры страха, стыда, вины. Все  эти комплексы отрицательных  эмоций - плохие переменные разговора.

Прозой общения  чаще всего служат барьеры плохого настроения. Если Вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что Вы находитесь в плохом настроении, то более разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время.

БАРЬЕРЫ   РЕЧИ.

На этом уровне может возникнуть барьер фонетического непонимания из-за погрешностей в самом канале передачи информации. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

БАРЬЕРЫ  УСТАНОВКИ.

Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден  в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е. сформировавшееся в человеке оценка, стереотип, предупреждение. 

Установка есть у каждого человека. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием.

Неестественно то, что излишне мобильные установки  создают в общении впечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки говорят о том. что собственные принципы которыми ни при каких обстоятельствах нельзя поступиться данному собеседнику дороже всякой реальности.

БАРЬЕР ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Общение приводит к контакту с новыми людьми. И  часто мы не отдаем себе отчет в  том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно.

Суждения надо делать по всему объекту информации, а не только по одним лишь внешним  признакам первого впечатления.

Впечатление, производимое человеком на своего партнёра по общению, имеет большое значение. Его манеры в общении раскрывают его воспитание, социальный статус, культуру, а иногда и профессию. Одежда человека говорит об опрятности и аккуратности, вкусе и культуре, вернее, о мере этих врождённых и приобретённых качеств. Следовательно, первое впечатление о человеке может довольно многое сказать. И поэтому впечатлению вполне обоснованно и мотивированно формируются отношение к собеседнику.

Но следует  понимать, что Вы обсуждаете деловой  вопрос независимо от личностных особенностей собеседника. И если отрицательное первое впечатление переносится на предмет обсуждения, то тем самым и формируется барьер первого впечатления.

БАРЬЕР   ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

1.   Барьеры,  связанные с профессиональным  языком. Не всегда уместно пользоваться профессиональной лексикой в общении с людьми, которые данной профессией не владеют. Это вызывает затруднение в понимании речи говорящего, желание избежать этого разговора, уклониться от обращения.

2.    Уровень  взаимопонимания неразрывно связан с уровнем интеллектуального развития говорящего и слушающего. Необходимо всегда учитывать способность понимания своего партнёра и доступно и доходчиво объяснять ему обсуждаемое положение. Отсутствие взаимопонимания при условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного результата невозможным.

3.   Уровень  взаимопонимания обусловлен полнотой  информации. Неполное, отрывочное сообщение  не способствует возникновению эффекта взаимопонимания.

4.    В  основе эффекта взаимопонимания  лежит логичность изложения того, что хочет доказать собеседник, прямо вытекает из того, насколько последовательно, непротиворечиво, обоснованно и обстоятельно он излагает свою позицию.

5.    Чтобы  понять собеседника, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник, для этого необходимо сконцентрированность внимания. 
 
 
 
 
 
 

Виды конфликтов    

Конфликт - есть форма выражения противоречия. В  теории конфликтов (конфликтологии) принято  описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба как психическое напряжение и антагонистическую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположным им. Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого соперничества. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, двух участников, действия которых являются взаимоисключающими. С учетом этого можно сделать следующее рабочее определение.

Конфликт - это  взаимодействие двух и белее субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому.

Причина и повод  конфликта

Причина конфликтов тесно связана с поводом. Повод  выполняет роль спускового механизма  конфликтного развития событий. Причина  конфликта - нарушено равновесия стремлений обеих сторон. Повод конфликта - факт отдельного поступка и спровоцированное ответное действие.

Можно различать  объективные и субъективные поводы. Объективным поводом служит некоторая  форма развития событий, тот или  иной факт. Субъективный повод -преднамеренное действие, которое своей целью имеет активизацию конфликта. Первый тип повода может быть назван непреднамеренным, а второй - преднамеренным. К числу преднамеренных поводов принадлежит провокация. Это действие, которое ставит противную сторону в условия, в которых предельно ограничен выбор ответных действий.

Разновидностей  конфликтов очень много, и все  они различаются по самым разным основаниям.

Открытый и  скрытый конфликт

Первый вид  конфликта развивается в форме  открытого противоборства, конфронтации. Средствами реализации открытого конфликта служат не только слова, но и действия. Скрытый конфликт - это тлеющий конфликт. Он основан не столько на конфликте действий и противодействий, столько на совместимости в одной системе взаимоотношений, несовместимости в одной системе взаимоотношений, несовместимости чувств, решений и ценностей.

Мотивационные конфликты - это конфликты потребностей и намерений, причем чаще всего психологических потребностей. Эти конфликты могут не иметь ярко выраженной или производственной основы.

Конфликты коммуникации чаще всего возникают тогда, когда барьеры общения становятся непреодолимыми, ошибки не исправляются, а просчеты возводятся в принцип.

Коммуникативный барьер возникает при нарушении  организации общения, отсутствии обратной связи, немотивированном контроле. Причиной коммуникативного конфликта может быть излишне жесткая позиция, отсутствие гибкости в тактике, отсутствие взаимопонимания. Чаще всего коммуникативный конфликт реализуется в споре и полемике.

Целевой конфликт развивается как противодействие субъектов, направленных на достижение некоторой цели, за пределами которой остается все остальное: корысть, интерес, возможная неприязнь, к партнеру, конъюнктура и т.п. Достижение победы одной из сторон в данном конфликте есть способ его разрешения.

Статусный конфликт в отличие от целевого есть перманентная борьба за приоритет. Эта борьба не знает перерывов и безусловных результатов в виде победы. Она напоминает вечное перетягивание каната: стоит одной стороне ослабить усилия, канат сразу начинает неуклонно переходить к другой стороне.

Индивидуальный  и групповой конфликты различаются тем, что в них соответственно участвуют индивидуальные и групповые субъекты. Индивидуальные и групповые конфликты могут быть целевыми, статусными, открытыми, скрытыми, мотивационными.

Можно выделить много частных разновидностей конфликтов. Среди них следующие:

Конфликт выбора - характеризуется одноперсонной структурой. Субъект вступает в конфликтную ситуацию, не имея возможности выбрать одну из двух (или более) равных целей, средств, путей.

Конфликт выбора наименьшего зла - состоит в мучительном выборе между двумя и более вариантами, каждый из которых нежелателен. Любая альтернатива вызывает в. греннее сопротивление. Проблема выбора связана с тем, чтобы решить, какая из альтернатив приведет к меньшим потерям.

Конфликт противоположного восприятия - возникает из-за различных восприятий одной и той же ситуации. А это служит основанием для разных мнений, оценок, противоположно направленных действий.

Конфликт потребности - образуется из-за того, что разные человеческие потребности предполагают различные, в том числе прямо противоположные действия для их реализации, конфликт потребностей, связанный с тем, что человек хочет противоречивых вещей и не может их реализовать (одну без ущерба для другой), порождает часто психологическое расстройство.

Конфликт потребности  и социальной нормы - обусловлен тем, что сильная потребность может столкнуться с побудительным или запретительным императивом. Он может быть совесть и закон., чувство ответственности и инструкция. Такая ситуация тоже порождает конфликт, противоречие между личной потребностью и общественной нормой, мотивом и оправданием. 
 
 
 
 
 
 

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

по теме: «  УМЕНИЕ СЛУШАТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА В РАБОТЕ

С КЛИЕНТОМ».

КАК СЛУШАТЬ?

1.    Примите  активную позу. Специалисты считают,  что правильная посадка тела  помогает нам создать умственную  сосредоточенность и. наоборот, когда  мы расслабляем тело, тоже самое  испытывает наш мозг.

2.   Сосредоточьте внимание на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на юл, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.

3.    Старайтесь  сдерживать себя в попытке  прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Не подчеркивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.

4.    Проявите  полное внимание к собеседнику.  Случайного кивка, восклицания  или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

5.    Повторите  высказывание говорящего. Если собеседник  уже высказался, повторите, главные  пункты сто монолога своими  словами и поинтересуйтесь, то  ли он имел в виду. Это гарантия  от любых неясностей и недопонимания

6.     Спокойнее реагируйте на высказывание собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше мешает взаимопониманию излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае срабатывают эмоциональные фильтры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и находит себе моральную поддержку в полном отрицании всего, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения. И ещё: он всегда помнит мудрые слова, что слово ранит, слово и лечит.

7.    Учитесь  понимать точки зрения, противоположные  вашей. Всегда надо контролировать  подсознательное стремление перестать  слушать и начать готовить достойный ответ. Вместо этого подготовьте вопрос вашему собеседнику. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» его. Вы просто должны дать ему понять, что вникаете в мысль сказанного.

Информация о работе Стрессоустойчивость. Пути борьбы со стрессом