Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста………….....6
Теоретические подходы к пониманию воображения
как психического явления………………………………………......6
Особенности развития воображения в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………25
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме исследования...37
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….37
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………....44
Литература………………………………………………………….....46
Приложение…………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся.doc

— 5.70 Мб (Скачать документ)

Еще один вид творческого  воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение[25].

Таким образом, под воображением будем рассматривать психический  процесс создания нового в форме  образа, представления или идеи. В воображении проявляются все  виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

В психологии выделяют следующие  виды воображения: непроизвольное или  пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в жизни  ребенка большую роль, чем в  жизни взрослого, проявляется гораздо  чаще и допускает значительно  более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта. Об особенностях развития воображения в дошкольном возрасте пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.2 Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Рассматривая вопрос о  происхождении и развитии воображения, Дьяченко выделяет две основные проблемы, которые нашли отражение во многих концепциях: соотношение развития воображения  ребенка с возможностями познания действительности и сама природа этого процесса. Так, Т. Рибо указывает на непосредственную связь воображения в познании реальности. Он выделяет основные стадии развития воображения ребенка:

на первой - ребенок может  преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;

на второй - воображение  ребенка проявляется в одушевлении  игрушек;

на третьей - воображение  находит отражение в игровых  перевоплощениях;

на четвертой - ребенок  комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.[4]

По Л.С. Выготскому, воображение  ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они  ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни[10].

Коломенский, Я.Л. писал, что  появление зачатков воображения  относят к концу раннего возраста. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и  аффективное. Познавательное воображение  обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания[28].

В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного  воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь – со взрослыми[15].

Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»[10].

Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий[46].

Несколько позже  произвольное воображение проявляется  и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.).

Л.С. Выготский  отмечает, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи  с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения  ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития[9].

С возрастом  в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.

Т.А. Репина указывает  на то, что целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода[40].

Важную роль в развитии воображения ребенка  играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение  дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли[40].

Наиболее значимо  сходство предметов-заместителей с  заменяемыми предметами в играх  детей младшего и среднего дошкольного  возраста. У старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки)[40].

К числу наиболее доступных для дошкольников приемов  преобразования действительности относится  смещение величин, которое доводится  детьми до одной из противоположностей. Вообще преувеличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легкодоступных примитивному пониманию. Так, например, в сказках, созданных дошкольниками, герои — либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи[40].

Новые образы создает  ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и  т. п.)[21].

Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие[28].

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О.М. Дьяченко:

- Первый этап  в развитии воображения можно  отнести к 2,5-3 годам. В этом  возрасте происходит разделение  воображения на познавательное  и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности [19].

- Второй этап  в развитии воображения - возраст  4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим [39].

- Третий этап  в развитии воображения - возраст  6-7 лет. Аффективное воображение  ребёнка направлено на изживание  полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Именно в  этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми  друзьями и врагами. Творчество ребёнка  часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В. Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика [39].

Воображение дошкольника  имеет не только ряд возрастных особенностей. Замечено, что дети одной и той  же возрастной группы по-разному проявляют себя в процессе творческой деятельности, индивидуальна и окрашенность созданных ими образов. Большое внимание этой стороне детской индивидуальности уделял В.А. Сухомлинский[28].

Индивидуальные  различия воображения детей проявляются  при создании ими образов сказки, песни, танца, конструктивной постройки, лепки, рисунков. Н.И. Стрелянова исследовала индивидуальные особенности воображения дошкольников в изобразительной деятельности. Ею было выделены четыре основных группы детей, различающиеся по индивидуальным проявлениям воображения в изобразительной деятельности: преобразователи медленные, преобразователи быстрые; воссоздатели  медленные, воссоздатели быстрые[28].

Преобразователь медленный. Воображение направлено к преобразованию в ходе формирования образов рисунка, аппликации. Образы изобразительной деятельности создаются медленно, порой после продолжительных раздумий. Изобразительная линия тонкая, робкая в первых рисунках каждого задания, в дальнейшем рисунок приобретает уверенность, ярче выражены главные образы рисунка, менее выражен фон. Работой увлечены. Обучение проходит легко, быстро[28].

Преобразователь быстрый. Воображение имеет большую  направленность на преобразование. Образы формируются быстро. Изобразительная  линия в рисунке резкая, с сильным  нажимом. Работают увлеченно. Наибольшая продуктивная деятельности воображения проявляется в первые минуты занятий. Обучение проходит легко и быстро[28].

Воссоздатель медленный. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются медленно. Изобразительная линия тонкая, робкая, особенно в первых рисунках каждого нового задания. Все части рисунка передаются одинаковым по силе нажимом, аккуратным штрихом. Главное содержание имеет более яркую расцветку. Обучение в изобразительной деятельности проходит в медленном темпе.

Воссоздатель  быстрый.  Воображение имеет основную направленность на воссоздание и  повторность. Образы формируются быстро. Изобразительная линия резкая, с  сильным нажимом. Штриховка в  раскраске «замазывающая», особенно в конце работы. Увлечение в работе не проявляется. Обучение проходит медленным темпом[28].

О.М. Дьяченко отмечала, что в старшем дошкольном возрасте вместе с переходом деятельности воображения во внутренний план появляется еще одна очень важная особенность: умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану [19]. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ней появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу очень важно помогать ребенку не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения - рисунки, аппликации, выдуманные истории.

Информация о работе Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста