Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.
Введение…………………………………………………………………3
Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста………….....6
Теоретические подходы к пониманию воображения
как психического явления………………………………………......6
Особенности развития воображения в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………25
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме исследования...37
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….37
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………....44
Литература………………………………………………………….....46
Приложение…………………………………………………………...49
Вся дальнейшая
деятельность воображения осуществляется
с помощью следующих механизмов
Агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов, в один причудливый образ[46].
Акцентирование - выделение и подчёркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая – то одна часть становится доминирующей. Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета или его отдельных частей[46].
Реконструкция – создание целого образа по частям предмета.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Типизация – выделение в одном образе черт разных объектов[46].
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших 1)гностически-эвристическую –позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;
2)защитную–позволяет
регулировать эмоциональное
3)коммуникативную – предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;
4)прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект [10].
Л.С. Выготский отмечал, что воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:
1) яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);
2) по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
3) по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения) [7].
Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания [30]. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов [13].
О.М. Дьяченко отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом [19].
Воображение тесно связано с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится лишь в области воображения, это уже не дело мышления» [45]. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее [27].
Р.С. Немов подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [37]. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением [27].
Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [8].
По данным Л.С. Выготского, все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненных в памяти. Деятельность в воображении всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности [9].
Физиологической
основой воображения, подчеркивает
О.В. Боровик, - является сложная аналитико-
В. Синельников полагает, что типы воображения различаются по способам функционирования образов: наиболее простая форма - спонтанное воображение - связана с прямым копированием образов; наиболее сложная - комбинирующее воображение - обусловлена использованием абстрагирования, синтеза и символического замещения [26].
Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п. [27].
Я.А. Пономарёв определил, что творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей [29].
Л.С. Выготский говорил: « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[8].
Другой прием творческого воображения - акцентирование - это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его - это гипербола - или уменьшает - это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка [27].
Процесс
творческого воображения
Задачи творческого
воображения состоят в
В творческом воображении
мы создаем представления, руководствуясь
только целями, которые ставим перед
собой, и различаются эти
С.Ю. Головин определяет, творческое воображения — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
1) новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего‑либо, имеющегося в опыте других людей;
2) новизна субъективная
— если они повторяют ранее
созданные, но для данного
Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дъяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:
1) типизация (создание целостного образа синтетического характера);
2) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);
3) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
4) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
5) конструкция (создание целого по части);
6) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
7) уподобление (использование аллегорий и символов) [16].
Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [36].
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым [28].
Особый вид
воображения, как отмечал А.В. Петровский,
- мечта. Мечта всегда направлена на
будущее, на перспективы жизни и
деятельности конкретного человека,
конкретной личности. Мечта позволяет
намечать будущее и организовать
свое поведение для его осуществлени
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе идеала выражаются тенденции развития личности.
Еще один вид
творческого воображения - фантазия.
Здесь желаемое будущее не связывается
непосредственно с настоящим. К
образам фантазии относятся сказочно-
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные ранее данные. Ричардс указывает на различные смысловые оттенки при характеристике воображения. Это:
- необычно эффективный способ связи вещей;
- синтетическая и магическая сила, способствующая восприятию старого с чувством новизны;
- находчивость
в соединении элементов,
- способность ярко, метафорически выразить свою мысль, а также способность к репродукции;
продуцирование образов.
Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей.
Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном труде – типизация[33].