Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста………….....6
Теоретические подходы к пониманию воображения
как психического явления………………………………………......6
Особенности развития воображения в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………25
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме исследования...37
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….37
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………....44
Литература………………………………………………………….....46
Приложение…………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся.doc

— 5.70 Мб (Скачать документ)


 

Рисунок 1- Сведения о способности детей 5-6 лет создавать оригинальные образы.

Из данных, приведенных  на рисунке 1, видно, что среди детей  наблюдается средний уровень  оригинальности(60%).  Высокий уровень(40%). Дети с низким уровнем оригинальности в данной группе не оказалось.  Полученные  количество повторяющихся изображений и оригинальности изображений внесены в Приложение Г, а коэффициенты оригинальности внесли Приложение Д.

К высокому уровню были отнесены  40% воспитанников  экспериментальной группы. У детей  не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.

Качественный  анализ результатов показал, что  дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:

- давали схематичные,  иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;

- рисунок не  повторялся самим ребенком или  другими детьми;

- предложенная  фигура являлась обычно центральным  элементом рисунка.

Например Женя П., просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все». С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.

На среднем  уровне оказалось 60% воспитанников  экспериментальной группы. Для этих детей были характерны следующие  особенности:

- дорисовывают  большинство фигурок, но все  рисунки схематичные без деталей;

- всегда есть  рисунки, повторяющиеся самим  ребенком или другими детьми  группы.

Обратимся к  конкретному примеру. Катя. Долго  думала, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовала  дом. На протяжении всего занятия вертелась, отвлекалась, но с интересом выполняла задания.

Вторым этапом диагностики по выявлению  способность  изображать оригинальные образы было проведение методики "Нарисуй что-нибудь".

Индивидуальные  данные по результатам данной методики приведены в Приложении Ж. Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням от самого высокого до самого низкого . В процентном соотношении результаты приведены на рисунке 2.

Рисунок-2 – Сведение о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы.

Таким образом  из полученных данных можно судить среднем  уровне степень изображения оригинальных.  Дети имеют такое процентное соотношение низкую степень-33%, среднюю степень имеют-61%, высокую-6%.

На  высоком  уровне оказалось 6% воспитанников экспериментальной  группы. За отведенное время 2 ребенка придумали оригинальный рисунок, тщательно проработав его детали. Приведем пример. Настя С. нарисовала дом, в котором она живет. Сначала нарисовала само здание, затем нарисовала окна. Начинала рисовать с верхних этажей. В ходе занятия использовала все цветные карандаши, просила помощи нарисовать птицу. Поняв, как рисуется птица, вторую нарисовала сама. В конце занятия попросила еще лист для другого рисунка.

На среднем  уровне оказалось 61%  воспитанников  экспериментальной . Дети не придумывали оригинальных рисунков, но сами рисунки были яркими и эмоциональными.

Дети, показавшие низкий уровень (33%), рисовали простые, неоригинальные рисунки. На рисунке  были плохо проработаны детали. Дети часто отвлекались, не могли выбрать  цвет карандаша. К примеру Аня М.  Долго думала, глядя на лист бумаги. Затем взяла простой карандаш и начала рисовать. Нарисовала человека. Положила карандаш на стол и осмотрела комнату, после чего посмотрела на свои руки, поправила платье и снова взяла карандаш. Закончив рисовать, положила карандаш.

В целом по проведенным  нами диагностическим методикам  можно констатировать следующее:

- испытуемые  легче справлялись с теми заданиями,  где предлагалась определенная  помощь визуального или вербального  характера;

- уровень творческого воображения имеет средний уровень;

 

Заключение

Итак, целью  нашего исследования было выявление  особенностей творческого воображения  детей 5-6 лет в норме и у детей с нарушением слуха. Перед нами стояло ряд задач:

1) Проанализировать  состояние проблемы изучения особенностей творческого воображения у детей 5-6 лет.

2) Выявить особенности  проявления творческого воображения  у детей 5-6 лет.

Данные задачи были реализованы на нескольких этапах, первым из которых был анализ научной  литературы по теме исследования. Анализ состояния проблемы развития воображения у старших дошкольников показал, что в отношении детей этого возраста она мало исследована. Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что воображение - это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей. Однако вопрос целенаправленного управления развитием воображения в детском возрасте по-прежнему остается остроактуальной.

Следующим этапом был подбор диагностических методик  для изучения особенностей творческого воображения  детей 5-6 лет. . В качестве экспериментального метода использовались две методики: Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и Методика развития воображения "Нарисуй что-нибудь", которые направлены на выявить способность изображать оригинальные образы.

Третьим этапом  был сбор и анализ информации с  использованием выбранных нами методик, в котором принимали участие 15 воспитанников МДОУ "Аликовский детский сад №1 "Салкус" в возрасте 5-6 лет. В ходе исследования нами было выявлено, что в возрасте 5-6 лет преобладают дети со средним уровнем оригинальности. Наше исследование завершено. Все поставленные задачи в ходе исследования были реализованы. Но данное исследование не исчерпывает решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.Г. Богданова. - М, 2002
  2. Борякова,  Н.Ю., Практикум по коррекционно - развивающим занятиям/ Н.Ю.Борякова, А.В. Собалева ,  В.В. Ткачева . - М., 1994.
  3. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество/ А.В.  Брушлинский  // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 341-346.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. – Л., 1974.
  5. Власова, Т.А.  О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка /  Т.А. Власова.  - М.,1954.
  6. Вьюнова, М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. - М.:Просвещение, 2003. - С.74.
  7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
  8. Выготский, Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991.
  9. Выготский, Л.С.  Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский.  - М., 1950.
  10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо,  И.А. Домашенко -   М. : Педагогическое общество России, 2007. 276с.
  11. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.,2005.
  12. Головин, С.Ю. словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
  13. Давыдов,  В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.
  14. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/сост. Е.Е. Данилова, под ред. И.В. Дубровской - М., 1998.
  15. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества /А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214.
  16. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей /О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.
  17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения / О.М. Дьяченко.  - М., 1996.
  18. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.
  19. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М., 1994.
  20. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей / О.Дьяченко // Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.
  21. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения у умственно одаренных детей /О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 8. – С. 46–53.
  22. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника /О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 52–59.
  23. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) /М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. - М.:Просвещение, 2002. - С.123.
  24. Запорожец, А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов /А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
  25. Коломенский, Я.Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.
  26. Коршунова,  Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения /Л.С. Коршунова.  - М., 1989.
  27. Колесников, В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996.
  28. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломинский. -  М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
  29. Крылова, А.А. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.
  30. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.
  31. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И.Лубовский.  - М., 2003.
  32. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.
  33. Маклаков, А.Г. Общая психология /А.Г. Маклаков. – М.,2005
  34. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г.Мещеряков. -М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
  35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. – М.: академия, 2000.
  36. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования /Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.
  37. Ничипорюк, Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Е.А. Ничипорюк. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.
  38. Нудельман,  М. М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева и др. - М., 1971.
  39. Петровсков, А.В.Общая психология /под редакцией А.В. Петровского. - М., 1986.
  40. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.
  41. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.
  42. Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии, 2-е изд. (1946г.) / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
  43. Синельников, В.И.  Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание / В.И. Синельников. – М. 1993. - № 10.
  44. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.
  45. Слободчиков, В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека / В.И. 45. Слободчиков - М.: Школьная пресса, 2000.416с.
  46. Субботина,  Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина -  Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.
  47. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1961.
  48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2005. - С.68.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

(обязательное)

Методика дорисовывание  фигур О.М. Дъяченко

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Подготовка  и проведение исследования. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплектов карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигур (приложение, рис. X а, б).

Во время одного обследования предполагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием  экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные  фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой  карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал  фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные  карточки с фигурками.

Если ребенок  не понял задания, то взрослый может  на первой фигурке показать несколько  вариантов дорисовывания.

Обработка и интерпретация данных. Полученные данные заносятся в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания: по вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают (таблица 2).

Одинаковыми считаются  изображения, в которых фигура для  дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение  и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Если двое детей  превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается  ни одному из этих детей.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20–25 детей.

Групповой Кор  равен сумме величин Кор всех детей группы, деленной на общее количество детей.

Низкий уровень  выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен  среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень  – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла (примеры расчета Кор даны в приложении, табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

(обязательное)

Методика "Нарисуй  что нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или  цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отво­дится 4-5 минут.

Качество  рисунка оценивается по следующим  критериям:

10 баллов —  ребенок за отведенное время  придумал и нарисовал нечто  необычное, свидетельствующее о  незаурядной фантазии, богатом воображе­нии. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов —  ребенок придумал и нарисовал  что-то достаточно ориги­нальное,  красочное, эмоциональное. Детали  рисунка проработаны неплохо.

5-7баллов —  ребенок придумал и нарисовал  то, что не является новым, но  несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрите­лей определенное эмоциональное впечатление.

3-4 балла —  ребенок нарисовал что-то очень  простое, неоригинально*  Фантазия  просматривается слабо. Детали  не очень хорошо проработаны.

0-2 балла —  за отведенное время ребенок так и не сумел ничего при I) а н. и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

выводы  об уровне развития

10 баллов —  очень высокий;

8-9 баллов —  высокий;

5- 7 баллов —  средний;

3-4 балла —  низкий;

0-2 балла —  очень низкий.

 

 

 

 

Приложение В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

(справочное)

Таблица количество повторяющихся изображений  и оригинальности изображений по методике «Дорисовывание фигур»

Фамилия, имя.

Фигуры для  дорисовывания

М. Аня

Человек(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

С. Лена

Человек(-)

Дом(-)

Шарики(+)

Н. Катя

Человек(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

Л. Фотиниа 

Солнце(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

И. Ксения

Человек(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

А. Камилла

Человек(-)

Дом(-)

Бусы(-)

Л. Аня

Человек(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

С. Настя

Цветок (+)

Избушка на курьях ножках(+)

Бусы(-)

М. Надя

Солнце(-)

Дом(-)

Бусы(-)

Г. Коля

Человек(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

Ф. Петя

Человек(-)

Кубики(-)

Снеговик(-)

П. Женя

Шарик(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

Л. Ксюша

Шарик(-)

Кубики(-)

Бусы(-)

Х. Алексей

Чупа-чупс(+)

Дом(-)

Снеговик(-)

М. Павел

Шарик(-)

Дом(-)

Снеговик(-)

Информация о работе Теоретические аспекты особенностей творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста