Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью нашего экспериментального исследования было изучение особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста развивающиеся в норме и у детей с нарушением слуха.
Введение…………………………………………………………………3
Глава І Теоретические аспекты особенностей творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста………….....6
Теоретические подходы к пониманию воображения
как психического явления………………………………………......6
Особенности развития воображения в старшем
дошкольном возрасте………………………………………………25
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме исследования...37
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….37
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента……………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………....44
Литература………………………………………………………….....46
Приложение…………………………………………………………...49
Рисунок 1- Сведения о способности детей 5-6 лет создавать оригинальные образы.
Из данных, приведенных на рисунке 1, видно, что среди детей наблюдается средний уровень оригинальности(60%). Высокий уровень(40%). Дети с низким уровнем оригинальности в данной группе не оказалось. Полученные количество повторяющихся изображений и оригинальности изображений внесены в Приложение Г, а коэффициенты оригинальности внесли Приложение Д.
К высокому уровню были отнесены 40% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.
Качественный
анализ результатов показал, что
дети, оказавшиеся на высоком уровне,
демонстрировали следующие
- давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;
- рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;
- предложенная
фигура являлась обычно
Например Женя П., просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все». С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.
На среднем уровне оказалось 60% воспитанников экспериментальной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:
- дорисовывают
большинство фигурок, но все
рисунки схематичные без
- всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Обратимся к конкретному примеру. Катя. Долго думала, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовала дом. На протяжении всего занятия вертелась, отвлекалась, но с интересом выполняла задания.
Вторым этапом диагностики по выявлению способность изображать оригинальные образы было проведение методики "Нарисуй что-нибудь".
Индивидуальные данные по результатам данной методики приведены в Приложении Ж. Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням от самого высокого до самого низкого . В процентном соотношении результаты приведены на рисунке 2.
Рисунок-2 – Сведение о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы.
Таким образом из полученных данных можно судить среднем уровне степень изображения оригинальных. Дети имеют такое процентное соотношение низкую степень-33%, среднюю степень имеют-61%, высокую-6%.
На высоком
уровне оказалось 6% воспитанников
На среднем уровне оказалось 61% воспитанников экспериментальной . Дети не придумывали оригинальных рисунков, но сами рисунки были яркими и эмоциональными.
Дети, показавшие низкий уровень (33%), рисовали простые, неоригинальные рисунки. На рисунке были плохо проработаны детали. Дети часто отвлекались, не могли выбрать цвет карандаша. К примеру Аня М. Долго думала, глядя на лист бумаги. Затем взяла простой карандаш и начала рисовать. Нарисовала человека. Положила карандаш на стол и осмотрела комнату, после чего посмотрела на свои руки, поправила платье и снова взяла карандаш. Закончив рисовать, положила карандаш.
В целом по проведенным нами диагностическим методикам можно констатировать следующее:
- испытуемые
легче справлялись с теми
- уровень творческого воображения имеет средний уровень;
Заключение
Итак, целью нашего исследования было выявление особенностей творческого воображения детей 5-6 лет в норме и у детей с нарушением слуха. Перед нами стояло ряд задач:
1) Проанализировать состояние проблемы изучения особенностей творческого воображения у детей 5-6 лет.
2) Выявить особенности
проявления творческого
Данные задачи были реализованы на нескольких этапах, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Анализ состояния проблемы развития воображения у старших дошкольников показал, что в отношении детей этого возраста она мало исследована. Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что воображение - это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей. Однако вопрос целенаправленного управления развитием воображения в детском возрасте по-прежнему остается остроактуальной.
Следующим этапом был подбор диагностических методик для изучения особенностей творческого воображения детей 5-6 лет. . В качестве экспериментального метода использовались две методики: Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и Методика развития воображения "Нарисуй что-нибудь", которые направлены на выявить способность изображать оригинальные образы.
Третьим этапом был сбор и анализ информации с использованием выбранных нами методик, в котором принимали участие 15 воспитанников МДОУ "Аликовский детский сад №1 "Салкус" в возрасте 5-6 лет. В ходе исследования нами было выявлено, что в возрасте 5-6 лет преобладают дети со средним уровнем оригинальности. Наше исследование завершено. Все поставленные задачи в ходе исследования были реализованы. Но данное исследование не исчерпывает решение проблемы.
Список литературы:
Приложение А
(обязательное)
Методика дорисовывание фигур О.М. Дъяченко
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Подготовка и проведение исследования. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплектов карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигур (приложение, рис. X а, б).
Во время одного обследования предполагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием
экспериментатор говорит
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задания, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Обработка и интерпретация данных. Полученные данные заносятся в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания: по вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают (таблица 2).
Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20–25 детей.
Групповой Кор равен сумме величин Кор всех детей группы, деленной на общее количество детей.
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла (примеры расчета Кор даны в приложении, табл. 1).
Приложение Б
(обязательное)
Методика "Нарисуй что нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ
Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов —
ребенок за отведенное время
придумал и нарисовал нечто
необычное, свидетельствующее
8-9 баллов —
ребенок придумал и нарисовал
что-то достаточно ориги
5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
3-4 балла —
ребенок нарисовал что-то
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего при I) а н. и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
5- 7 баллов — средний;
3-4 балла — низкий;
0-2 балла — очень низкий.
Приложение В
Приложение Г
(справочное)
Таблица количество повторяющихся изображений и оригинальности изображений по методике «Дорисовывание фигур»
Фамилия, имя. |
Фигуры для дорисовывания | ||
|
|
| |
М. Аня |
Человек(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
С. Лена |
Человек(-) |
Дом(-) |
Шарики(+) |
Н. Катя |
Человек(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
Л. Фотиниа |
Солнце(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
И. Ксения |
Человек(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
А. Камилла |
Человек(-) |
Дом(-) |
Бусы(-) |
Л. Аня |
Человек(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
С. Настя |
Цветок (+) |
Избушка на курьях ножках(+) |
Бусы(-) |
М. Надя |
Солнце(-) |
Дом(-) |
Бусы(-) |
Г. Коля |
Человек(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
Ф. Петя |
Человек(-) |
Кубики(-) |
Снеговик(-) |
П. Женя |
Шарик(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
Л. Ксюша |
Шарик(-) |
Кубики(-) |
Бусы(-) |
Х. Алексей |
Чупа-чупс(+) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |
М. Павел |
Шарик(-) |
Дом(-) |
Снеговик(-) |