Теория и практика социальной психологии профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63

Работа состоит из  1 файл

ПСиХоЛоГиЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

К числу традиционных относятся и задачи, связанные с профессионализацией личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и заканчивая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными выше существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда [11].

Выделение профессиональной психологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.

Большой вклад в решение проблем профессиональной психологии внесли отечественные ученые Е.М.Борисова, К.М.Гуревич, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, Ю.В.Котелова, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, А. К. Маркова, В.М.Мунипов, А.М.Новиков, К.К.Платонов, Н.С.Пряжников, З.А. Решетова, В.В. Чебышева, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков, Р.Х.Шакуров, М.Р. Щукин и др.

Важное значение для утверждения профпсихологии как самостоятельной прикладной дисциплины имели работы зарубежных ученых E.Bornemann, H.Bo-row, J.O.Crites, H.J.Daheim, H.A.Hesse, J.L.Holland, W.Jaide, S.G.Di Michael, E.J.Mc.Cormick, S.H.Osipov, H.Ries, K.H.Seifert, D.E.Super,Th.Scharmann, D.G.Zytowski.

Основываясь на достижениях отечественной и зарубежной психологии, обоснуем предмет, задачи и методы исследования профпсихологии, рассмотрим ее ключевые понятия и основные концептуальные позиции.

Согласно наиболее общему определению, психология - это наука о законах отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Дифференциально-интеграционные процессы в науке и практике привели к образованию большого числа отраслей психологии, каждая из которых решает свои проблемы, имеет собственный предмет, ведущие понятия, методы и объяснительные принципы. Дифференциация обусловлена накоплением научных фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Главное же, что позволяет выделить самостоятельную отрасль науки, - это наличие собственного предмета исследования.

Предметом профессиональной психологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профессиональная психология – это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.

Объектом профессиональной психологии является взаимодействие личности и профессии.

  Чтобы показать правомерность выделения профпсихологии в самостоятельную отрасль психологического знания, приведем отличия предметов и объектов психологии труда, инженерной, педагогической и возрастной психологии.

Особо следует подчеркнуть различие предметов психологии труда и профпсихологии. Е.А.Климов так характеризует "...ядро психологии труда как науки: это отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда".
Профпсихология изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования - профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.

Важное значение придается профессиональному поведению специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности [2].

Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий, исследуется социальное восприятие различных профессиональных ролей.

Профпсихология пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию конкретного человека.

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.
Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи:

1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных методов;
3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
5) изучение профессиональных деструкции специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;
7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.
Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения.

Профпсихология использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда. Специфическими методиками исследования профпсихологии являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.

Методологической основой профпсихологии является концепция профессионального становления личности. Суть этой концепции заключается в том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.

Профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно охарактеризовать как
"формообразование" личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью [23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии.

Исследования в области психологии професси­ональной деятельности свидетельствуют о посто­янном внимании ученых к дальнейшему разви­тию теоретико-методологических положений данного научного направления.

Существенная роль в формировании психоло­гии профессиональной деятельности как научной области знаний и общественной практики при­надлежит Б.Ф. Ломову, который своими работа­ми определил основные направления исследова­ний в этой области. Пожалуй, одним из наиболее важных его достижений было создание концепции системного подхода к анализу и опти­мизации взаимодействия человека и машины и, в более широком смысле, психической и професси­ональной деятельности человека. Системный подход определяет необходимость изучения, во-первых, отражательной, регулятивной и комму­никативной функций психики в неразрывной свя­зи с физиологическими функциями и анатомиче­скими структурами индивида, взаимодействую­щими между собой и с внешним миром; во-вторых, рассмотрения их роли в регуляции дея­тельности, в развитии личности, в зарождении и проявлении системных свойств человека, напри­мер таких, как его профессиональная пригод­ность, работоспособность, функциональная на­дежность и другие.

Системный подход в изучении профессиональ­ной деятельности основан на реализации ряда принципиальных положений, а именно:

1) представление деятельности в нескольких планах: как специфической формы активности, как части макроструктуры, как иерархии систем, как объ­екта взаимодействия и т.д.;

2) существование раз­личных проявлений психического как целого, присущего субъекту;

3) представление и понима­ние психических явлений как многоуровневой и иерархической системы;

4) рассмотрение психи­ческих свойств с позиций множественности их от­ношений и разнопорядковости характеристик;

5) наличие своеобразия процессов детерминации психических процессов - регуляторов рабочего поведения в системе [17,18].

Идеи системного подхода получили развитие в трудах К.А. Абульхановой, В.А. Барабанщикова, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, Н.Д. Заваловой, А.В. Карпова, Е.А. Климова, А.А. Крыло­ва, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадрикова и других.

Однако системный подход не обеспечивает всех необходимых оснований для научного анали­за и синтеза исследуемого объекта, поскольку сам по себе не может определить, что именно в каждом конкретном случае является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязя­ми. Для того чтобы определить эти основания, си­стемный подход реализуется в совокупности дру­гих, более конкретных научных подходов, тео­рий, методов.

К их числу следует отнести деятельностный подход, разработанный С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и развитый в исследованиях других авторов [22].

Этот подход определяет необхо­димость установления и учета причинно-след­ственных отношений на разных уровнях макро­структуры трудового процесса, а также изучения закономерностей психического отражения пред­метного мира, соотношения образных конструктов в процессе деятельности, адекватности психиче­ских ресурсов требованиям деятельности, особен­ностей развития личности на профессиональном пути, возможности мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях и т.д.

Положение о личностном подходе в изучении профессиональной деятельности и, в частности, динамики развития личности, обоснованное в трудах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, К.К. Платонова  и других, реализует представления об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и их роли в регуляции процессов развития лично­сти, ее профессионализации, адаптации к дея­тельности и управлении трудовым процессом.

В исследованиях профессионализации субъек­та труда недостаточно отражены закономерно­сти динамики жизни личности. Этот пробел в из­вестной степени восполняется развиваемым Л.И. Анцыферовой    динамическим подходом, ориентированным на исследование закономерно­стей постоянного "движения" самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, ме­няющихся социальных норм и т.д. Данный подход имеет своей целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрес­сивных форм и тенденций развития, причин транс­формации личности, и в этом он отличается от тех динамических концепций личности, которые отра­жают, в основном, изменения функционально энергетических характеристик человека.

Развитием этих методологических подходов яви­лось создание С.Л. Рубинштейном, К.А. Абуль­хановой, Б.Г. Ананьевым, А.В. Брушлинским, Е.А. Климовым и другими субъектно-деятельностного подхода, согласно которому человек в результате включения в процесс деятельности, общения и другие виды активности приобретает специфические свойства и качества самооргани­зации, саморегуляции, самоконтроля, согласова­ния внешних и внутренних условий активности, координации всех психических процессов, состоя­ний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности и, в частности, про­фессиональной деятельности. Важнейшими по­ложениями субъектно – деятельностного подхода являются: неразрывная связь и взаимовлияние человека (субъекта) и деятельности, в которую он включен; творческий и самостоятельный ха­рактер деятельности; понимание ее как целена­правленной, сознательной, практически преобра­зующей активности субъекта по отношению к внешнему миру и к самому себе; развитие субъ­екта в деятельности и изменение самой деятель­ности. Последнее положение послужило основанием для формирования профессиогенетического подхода в психологии про­фессиональной деятельности.

Таким образом, согласно субъектно – деятельностному подходу человек и его психика форми­руются и проявляются в ходе деятельности, все­гда являющейся социальной, творческой, само­стоятельной, преобразующей. Данный подход направлен на познание психологической сущно­сти труда человека, осуществляющего конкрет­ную социально-значимую и технико-экономически нормированную деятельность. Положения субъектно-деятельностного подхода позволяют изучать уровень и адекватность осознания субъ­ектом объективно заданной социальной и тех­нической реальности, а также своей роли в об­ществе [5].

Изучение взаимосвязи личности и деятельно­сти основано на положении их взаимной адапта­ции. Рассматривая некоторые общие механизмы развития адаптации как особого вида реакции ор­ганизма и психики на изменения внешней и внут­ренней среды, В.И. Медведев отмечает, что в этом процессе наблюдается неразрывная связь физиологических и психологических процессов, совместная работа которых обусловливает дости­жение цели адаптационного процесса. В зави­симости от вида адаптогенного фактора, особен­ностей его взаимодействия с человеком, от исход­ного состояния человека, имеющихся у него врожденных и приобретенных программ и воз­можностей их активации, особенностей сочета­ния природных и социальных факторов среды, определяющего выбор стратегии адаптационно­го процесса и ряда других факторов роль и соот­ношение физиологических и психологических механизмов может меняться, что, в принципе, и определяет одну из главных характеристик инди­видуальной стратегии адаптации.

Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии