Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63
В социологическом исследовании С. Джошел на примере анализа работы, идентичности и статуса жителей Рима показано, что идентичность, связанная с деятельностью, формируется на основе соотношения формального и неформального статусов профессии. Название профессии, которое соотносится с устоявшимися представлениями о содержании деятельности, сопровождается определенными нормативными требованиями и поэтому само по себе оказывает определенное влияние на личность. Кроме содержания профессии на идентичность влияет и контекст отношения, взаимодействие человека с другими людьми.
К. Мак-Говен и Л. Харт основной акцент делают на процессе социального научения, включающего приобретение специфических знаний и навыков, которые требуются для выполнения профессиональных ролей, и развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности. Аналогичный вывод был сделан в исследовании профессионализации педагогов, где было показано, что обучаемые должны приобретать специфические знания и навыки в таких областях, как критическое мышление, межличностное общение, разрешение конфликтов, а также умение пользоваться компьютерными технологиями и различными методиками оценивания [20].
Идея соотношения личностного и социального аспектов профессиональной идентичности выражена в полной мере в понятии «психосоциальная идентичность», которое обозначает идентичность, связанную с социальным контекстом профессионального развития. Этим подчеркивается роль социального окружения в личностном развитии и осуществлении деятельности. Данный ракурс рассмотрения проблемы идентичности становится особенно популярным после появления теории социальной идентичности Г. Тэш-фела. Социальная идентичность, формирующаяся в ходе освоения деятельности и взаимодействия, оказывает влияние на кооперацию, взаимоотношения членов рабочих групп и, как следствие, на профессиональное развитие индивидов.
Качественные исследования также показывают связь личностного развития и социального контекста становления профессиональной идентичности, что позволяет глубже понять индивидуальные механизмы формирования этого феномена. Т. Ллойд и П. Муллен, анализируя деятельность рыбаков на озере Эри, показывают, как формируется и укрепляется профессиональная идентичность.
Труд рыбака выполняется индивидуально, в условиях жесткой конкуренции. Поэтому в основе представлений о себе как профессионале лежит знание специфики деятельности, ее требований к человеку и своих возможностей, качеств (физических, интеллектуальных и т.п.), которые позволяют эффективно выполнять деятельность. Возникает впечатление, что профессиональная идентичность носит сугубо личностный характер и не имеет социального контекста. Однако авторы на конкретных примерах показывают, что индивидуальная деятельность сопровождается постоянным сравнением и конфликтами с другими рыбаками, и это способствует пониманию как собственных профессиональных качеств, так и своего места в профессиональной и более широкой социальной среде. Обобщая результаты анализа деятельности рыбаков, авторы приходят к выводу о том, что профессиональная идентичность обусловливается двумя составляющими: осознанием своих профессиональных качеств и сопоставлением себя с другими профессионалами, т.е. профессиональным развитием и социализацией.
Применительно к проблеме профессиональной идентичности уместно уделить внимание литературе, посвященной профессиональному поведению, в которой рассматриваются ситуации, когда человек перестраивает свое вербальное и невербальное поведение под влиянием профессионального окружения. Так, исследование соответствия поведения человека требованиям деятельности и внешнего профессионального окружения нашло отражение в ряде теоретических подходов, таких как типологическая теория Дж. Холланда, теория приспособления к работе. В русле этих подходов изучались различные аспекты влияния деятельности и социального окружения на результаты и удовлетворенность трудом, индивидуальное здоровье и пр.
В исследованиях динамики взаимодействия индивида и его профессионального окружения было показано, что преуспевать в деле могут те, кто подстроился под требования работы и профессионального окружения. Профессиональная идентичность при этом выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе, чтобы эффективно реализоваться в профессии [3].
Близкие данные мы находим в исследовании А. Мишел и С. Бортам, проведенном на банкирах. В нем авторы показывают, каким образом процесс вовлечения сотрудников в общую работу воздействует на новую организационную идентичность, изменения индивидуальных идентичностей и когнитивных процессов персонала. Авторы пытаются примирить подходы к пониманию Я, в которых отдается предпочтение либо когнитивным либо социокультурным факторам. В их работе показало, что профессиональная идентичность формируется под влиянием тех и других факторов, которые взаимодействуют на уровне организационной культуры группы.
Надо отметить, что в зарубежной литературе наблюдаются достаточно противоречивые точки зрения на устойчивость и динамику идентичности, в том числе и профессиональной. Например, идентичность признается изменяющейся и зависящей от контекста ситуации характеристикой. У человека вообще нет зафиксированной, предопределенной идентичности: она подвижна, ее изменение зависит от контекста и от окружающих данного человека людей. Идентичность проявляется в диалоге с другими людьми и зависит от характера коммуникации между участвующими субъектами. Этот подход находит отражение, например, в практике проектного бизнеса, в частности, в управлении взаимодействием между проектно-ориентированными компаниями. Исследование профессиональной идентичности при этом направлено на выявление опыта взаимодействия участников, степень доверия в отношениях, стереотипных образов друг друга.
Другая точка зрения заключается в том, что идентичность – это динамическая, но и достаточно стабильная характеристика. В каждый конкретный период времени под влиянием различных социальных и экономических ситуаций человек по-разному определяет себя и относит к различным социальным общностям. В то же время человек, порой, тяжело отказывается от прошлых определений. Как отмечают американские социологи П. Бергер и Т. Лукман, вероятно, все люди, будучи однажды социализированными, являются потенциальными «предателями себя». Сила ощущения собственного предательства зависит оттого, какое именно Я было «предано» в тот или иной момент времени.
Аналогично, в русле конструктивистского подхода, под идентичностью понимается сложное явление, функционирующее как личностный конструкт или система конструктов. Реконструкция внутри системы конструктов связывается с возникновением чувства беспокойства и тревоги. Тревожность сигнализирует о столкновении индивида с ситуацией, которую он не может структурировать с помощью имеющихся у него конструктов. Поэтому трансформация социальной идентичности переживается человеком болезненно. Требуется время, порой значительное, для переструктурирования идентичности и принятия себя в новом качестве. Так, в междисциплинарном исследовании П. Вайн-рича для анализа структуры идентичности используется техника репертуарных решеток, современная интерпретация теста личностных конструктов Лж. Келли. Структура идентичности включает в себя три основных блока: систему конструктов, систему состояний воздействия и сущностно-деятельностную систему; первая и третья системы являются основными структурными компонентами идентичности, между которыми существует сложная связь. Несмотря на то, что многие персональные конструкты происходят из нормативных культурных значений, они имеют явно выраженную специфику, обусловленную индивидуальной биографией. Поэтому в концепции деятельности личности проявляются персональные установки, связанные с экспериментальной интерпретацией социального и материального мира.
В этом подходе делается попытка выделить структурные компоненты идентичности на основе анализа ее функций, главные среди которых - конструирование окружающего мира и поиск своего места в нем, а также определение концептуальных границ активности и взаимодействия. Профессиональная идентичность при этом предстает как сложное явление, формирующееся на базе индивидуально-культурного и деятельностного опыта личности.
В зарубежных исследованиях, которые тяготеют к когнитивизму и конструкционизму, на первый план при анализе профессионального развития выдвигаются такие темы, как принятие решений. При этом основное внимание уделяется анализу возможностей человека воспринимать и анализировать проблемные ситуации профессионального развития и способам их разрешения. Основными этапами процесса принятия решений по поводу профессионального самоопределения являются следующие: возникновение проблемной ситуации, определение реальных альтернатив, оценка альтернатив по ряду критериев (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики.
Проблема соотношения личностного развития и социального контекста профессионализации нашла отражение и в работах отечественных авторов, занимающихся исследованием профессиональной идентичности.
В современном подходе к исследованию профессиональной идентичности, развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный феномен рассматривается как результат профессионального самоопределения, что проявляется в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, отождествлении/дифференциации себя с делом и Другими, в когнитивно-эмоционально-повед
Для отечественных исследований профессиональной идентичности характерна опора на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирования идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности. Этому способствует сложившаяся методологическая традиция и концептуальная база отечественных исследований: системогенеза в профессиональной деятельности, профессионального становления личности, трудовой деятельности и т.д.
В рамках идеи профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией.
Автор анализирует профессиональную идентичность как: (а) тенденцию становления профессионального пути субъекта и ведущий показатель его профессионального развития, (б) как эмоциональное состояние, которое возникает на основе отношения к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу, (в) как подструктуру субъекта профессионального пути, реализующуюся в форме функциональной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной идентичности и обеспечивают ее достижение, развитие).
В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в профессии. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности.
В работе Т.В. Мищенко профессиональная идентичность рассматривается в контексте профессиональной деятельности, благодаря которой субъект выстраивает способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретает смысл самоуважения. Автор уделяет внимание личностным характеристикам, обеспечивающим ориентацию в мире профессий, условиям более полной реализации личностного потенциала в деятельности, а также прогнозированию возможных последствия выбора профессии. Профессиональная идентичность предполагает понимание человеком профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции.
Е.Н. Кирьянова определяет профессиональную идентичность как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализма, обусловливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности. Проведенное ею пилотажное исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере в рамках иной культуры. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к применению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества [13].
В отечественных исследованиях показано, что профессиональная идентичность — продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящий от социальных условий. В полной мере эта идея представлена в концепции профессиогенеза Е.П. Ермолаевой . Автор исходит из того, что профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Анализ этапов овладения профессией и соответствующих уровней идентичности показывает, что степень идентификации субъектом себя с профессией определяет возможности реализации преобразующей функции идентичности.
Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции; сочетание этих функций обеспечивает профессиональное самоопределение и развитие профессионала. Стабилизирующая функция профессиональной идентичности заключается в обеспечении необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции, параметрами которой являются: константность (способность к сопротивлению изменениям), адаптивность (способность к разрушению неадекватных профессиональных стереотипов), дистантность (представление о месте профессии в семантическом, информационном и межкультурном профессиональном пространстве). Преобразующая функция, связанная с направленностью на развитие и смену профессиональной позиции, зависит от:
1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией (возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией);
Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии