Теория и практика социальной психологии профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63

Работа состоит из  1 файл

ПСиХоЛоГиЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

В социологическом исследовании С. Джошел на примере анализа работы, идентичности и статуса жителей Рима по­казано, что идентичность, связанная с де­ятельностью, формируется на основе со­отношения формального и неформально­го статусов профессии. Название профес­сии, которое соотносится с устоявшими­ся представлениями о содержании дея­тельности, сопровождается определенны­ми нормативными требованиями и поэто­му само по себе оказывает определенное влияние на личность. Кроме содержания профессии на идентичность влияет и кон­текст отношения, взаимодействие челове­ка с другими людьми.

К. Мак-Говен и Л. Харт основной ак­цент делают на процессе социального на­учения, включающего приобретение спе­цифических знаний и навыков, которые требуются для выполнения профессио­нальных ролей, и развитие новых ценно­стей, установок и компонентов идентич­ности. Аналогичный вывод был сде­лан в исследовании профессионализации педагогов, где было показано, что обуча­емые должны приобретать специфиче­ские знания и навыки в таких областях, как критическое мышление, межличнос­тное общение, разрешение конфликтов, а также умение пользоваться компьютер­ными технологиями и различными мето­диками оценивания [20].

              Идея соотношения личностного и со­циального аспектов профессиональной идентичности выражена в полной мере в понятии «психосоциальная идентич­ность», которое обозначает идентичность, связанную с социальным контекстом про­фессионального развития. Этим под­черкивается роль социального окружения в личностном развитии и осуществлении деятельности. Данный ракурс рассмотре­ния проблемы идентичности становится особенно популярным после появления теории социальной идентичности Г. Тэш-фела. Социальная идентичность, формирующаяся в ходе освоения деятель­ности и взаимодействия, оказывает влия­ние на кооперацию, взаимоотношения членов рабочих групп и, как следствие, на профессиональное развитие индивидов.

Качественные исследования также показывают связь личностного развития и социального контекста становления про­фессиональной идентичности, что позво­ляет глубже понять индивидуальные ме­ханизмы формирования этого феномена. Т. Ллойд и П. Муллен, анализируя дея­тельность рыбаков на озере Эри, показы­вают, как формируется и укрепляется про­фессиональная идентичность.

Труд рыбака выполняется индивидуально, в ус­ловиях жесткой конкуренции. Поэтому в основе представлений о себе как профес­сионале лежит знание специфики дея­тельности, ее требований к человеку и своих возможностей, качеств (физиче­ских, интеллектуальных и т.п.), которые позволяют эффективно выполнять дея­тельность. Возникает впечатление, что профессиональная идентичность носит сугубо личностный характер и не имеет социального контекста. Однако авторы на конкретных примерах показывают, что индивидуальная деятельность сопровож­дается постоянным сравнением и конф­ликтами с другими рыбаками, и это спо­собствует пониманию как собственных профессиональных качеств, так и своего места в профессиональной и более широ­кой социальной среде. Обобщая результа­ты анализа деятельности рыбаков, авторы приходят к выводу о том, что профессио­нальная идентичность обусловливается двумя составляющими: осознанием своих профессиональных качеств и сопоставле­нием себя с другими профессионалами, т.е. профессиональным развитием и соци­ализацией.

Применительно к проблеме профес­сиональной идентичности уместно уде­лить внимание литературе, посвященной профессиональному поведению, в кото­рой рассматриваются ситуации, когда че­ловек перестраивает свое вербальное и невербальное поведение под влиянием профессионального окружения. Так, ис­следование соответствия поведения чело­века требованиям деятельности и внеш­него профессионального окружения на­шло отражение в ряде теоретических под­ходов, таких как типологическая теория Дж. Холланда, теория приспособле­ния к работе. В русле этих подхо­дов изучались различные аспекты влия­ния деятельности и социального окруже­ния на результаты и удовлетворенность трудом, индивидуальное здоровье и пр.

В исследованиях динамики взаимо­действия индивида и его профессиональ­ного окружения было показано, что пре­успевать в деле могут те, кто подстроился под требования работы и профессиональ­ного окружения. Профессиональная идентичность при этом выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе, чтобы эффективно реализоваться в профессии [3].

Близкие данные мы находим в иссле­довании А. Мишел и С. Бортам, прове­денном на банкирах. В нем авторы пока­зывают, каким образом процесс вовлече­ния сотрудников в общую работу воздей­ствует на новую организационную иден­тичность, изменения индивидуальных идентичностей и когнитивных процессов персонала. Авторы пытаются примирить подходы к пониманию Я, в которых отда­ется предпочтение либо когнитивным либо социокультурным факторам. В их работе показало, что профессиональная идентичность формируется под влиянием тех и других факторов, которые взаимо­действуют на уровне организационной культуры группы.

Надо отметить, что в зарубежной ли­тературе наблюдаются достаточно проти­воречивые точки зрения на устойчивость и динамику идентичности, в том числе и профессиональной. Например, идентич­ность признается изменяющейся и зави­сящей от контекста ситуации характери­стикой. У человека вообще нет зафикси­рованной, предопределенной идентично­сти: она подвижна, ее изменение зависит от контекста и от окружающих данного человека людей. Идентичность проявля­ется в диалоге с другими людьми и зави­сит от характера коммуникации между участвующими субъектами. Этот подход находит отражение, например, в практи­ке проектного бизнеса, в частности, в уп­равлении взаимодействием между проектно-ориентированными компаниями. Исследование профессиональной идентичности при этом направлено на выявление опыта взаимодействия участ­ников, степень доверия в отношениях, стереотипных образов друг друга.

Другая точка зрения заключается в том, что идентичность – это динамиче­ская, но и достаточно стабильная харак­теристика. В каждый конкретный период времени под влиянием различных социальных и экономических ситуаций че­ловек по-разному определяет себя и отно­сит к различным социальным общностям. В то же время человек, порой, тяжело отказывается от прошлых определений. Как отмечают американские социологи П. Бергер и Т. Лукман, вероятно, все люди, будучи однажды социализирован­ными, являются потенциальными «пре­дателями себя». Сила ощущения соб­ственного предательства зависит оттого, какое именно Я было «предано» в тот или иной момент времени.

Аналогично, в русле конструктивистского подхода, под идентичностью понимается сложное явление, функцио­нирующее как личностный конструкт или система конструктов. Ре­конструкция внутри системы конст­руктов связывается с возникновением чувства беспокойства и тревоги. Тревож­ность сигнализирует о столкновении индивида с ситуацией, которую он не мо­жет структурировать с помощью имею­щихся у него конструктов. Поэтому трансформация социальной идентично­сти переживается человеком болезненно. Требуется время, порой значительное, для переструктурирования идентичности и принятия себя в новом качестве. Так, в междисциплинарном исследовании П. Вайн-рича  для анализа структуры иден­тичности используется техника репертуарных решеток, современная интер­претация теста личностных конструктов Лж. Келли. Структура идентичности включает в себя три основных блока: си­стему конструктов, систему состояний воздействия и сущностно-деятельностную систему; первая и третья системы яв­ляются основными структурными компонентами идентичности, между которыми существует сложная связь. Несмотря на то,  что многие персональные конструкты происходят из нормативных культурных значений, они имеют явно выраженную специфику, обусловленную индивидуаль­ной биографией. Поэтому в концепции деятельности личности проявляются пер­сональные установки, связанные с экспериментальной интерпретацией социаль­ного и материального мира.

В этом подходе делается попытка вы­делить структурные компоненты иден­тичности на основе анализа ее функций, главные среди которых - конструирова­ние окружающего мира и поиск своего места в нем, а также определение концеп­туальных границ активности и взаимодей­ствия.               Профессиональная идентичность при этом предстает как сложное явление, формирующееся на базе индивидуально-культурного и деятельностного опыта личности.

В зарубежных исследованиях, кото­рые тяготеют к когнитивизму и конструкционизму, на первый план при анализе профессионального развития выдвигают­ся такие темы, как принятие решений. При этом основное внимание уделя­ется анализу возможностей человека вос­принимать и анализировать проблемные ситуации профессионального развития и способам их разрешения. Основными эта­пами процесса принятия решений по по­воду профессионального самоопределе­ния являются следующие: возникновение проблемной ситуации, определение ре­альных альтернатив, оценка альтернатив по ряду критериев (оценка ценности успе­ха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональ­ной карьеры, сложности производствен­ной деятельности, доступности образова­ния и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, со­гласование решения в аспекте социальной динамики.

Проблема соотношения личностного развития и социального контекста про­фессионализации нашла отражение и в работах отечественных авторов, занимаю­щихся исследованием профессиональной идентичности.

В современном подходе к исследова­нию профессиональной идентичности, развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный фе­номен рассматривается как результат про­фессионального самоопределения, что проявляется в осознании себя представи­телем определенной профессии и профес­сионального сообщества, отождествле­нии/дифференциации себя с делом и Дру­гими, в когнитивно-эмоционально-пове­денческих самоописаниях Я.

Для отечественных исследований про­фессиональной идентичности характерна опора на принципы системности и струк­турности психических явлений, поиск ге­нетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирова­ния идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятель­ности. Этому способствует сложившаяся методологическая традиция и концепту­альная база отечественных исследований: системогенеза в профессиональной дея­тельности, профессионального ста­новления личности, трудовой дея­тельности  и т.д.

В рамках идеи профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рас­сматривается как явление системное, ди­намичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной дефор­мацией.

Автор анализирует профессиональ­ную идентичность как: (а) тенденцию ста­новления профессионального пути субъекта и ведущий показатель его про­фессионального развития, (б) как эмоци­ональное состояние, которое возникает на основе отношения к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу, (в) как подструк­туру субъекта профессионального пути, реализующуюся в форме функциональ­ной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной иден­тичности и обеспечивают ее достижение, развитие).

В качестве элементов профессиональ­ной идентичности рассматриваются по­требности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в профессии. Средства­ми достижения профессиональной иден­тичности являются соответствующие зна­ния и способности, которые обеспечива­ют реализацию активности, направлен­ной на достижение заданной профессио­нальной идентичности.

В работе Т.В. Мищенко профессио­нальная идентичность рассматривается в контексте профессиональной деятельно­сти, благодаря которой субъект выстраи­вает способ профессионального взаимо­действия с окружающим миром и обрета­ет смысл самоуважения. Автор уделяет внимание личностным характеристикам, обеспечивающим ориентацию в мире профессий, условиям более полной реа­лизации личностного потенциала в дея­тельности, а также прогнозированию воз­можных последствия выбора профессии. Профессиональная идентичность предпо­лагает понимание человеком профессии, принятие себя в профессии, умение хоро­шо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции.

Е.Н. Кирьянова определяет профес­сиональную идентичность как устойчи­вое согласование индивидуальных при­знаков, условий и содержания профес­сии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализ­ма, обусловливающее дальнейший про­фессиональный рост и возможность пе­реноса сформированных навыков и уме­ний в измененные условия деятельности. Проведенное ею пилотажное иссле­дование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный ха­рактер и является универсальным осно­ванием адаптации специалистов в про­фессиональной сфере в рамках иной культуры. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры иден­тичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к при­менению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмо­ционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества [13].

В отечественных исследованиях пока­зано, что профессиональная идентич­ность — продукт длительного личностно­го и профессионального развития, зави­сящий от социальных условий. В полной мере эта идея представлена в концепции профессиогенеза Е.П. Ермолаевой . Автор исходит из того, что профессио­нальная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных эле­ментов профессионального процесса. Анализ этапов овладения профессией и соответствующих уровней идентичности показывает, что степень идентификации субъектом себя с профессией определяет возможности реализации преобразующей функции идентичности.

Профессиональ­ная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и пре­образующую функции; сочетание этих функций обеспечивает профессиональ­ное самоопределение и развитие профес­сионала. Стабилизирующая функция профессиональной идентичности заклю­чается в обеспечении необходимой степе­ни профессионального центризма и ус­тойчивой профессионально-ментальной позиции, параметрами которой являют­ся: константность (способность к сопро­тивлению изменениям), адаптивность (способность к разрушению неадекват­ных профессиональных стереотипов), дистантность (представление о месте про­фессии в семантическом, информацион­ном и межкультурном профессиональном пространстве). Преобразующая функция, связанная с направленностью на развитие и смену профессиональной позиции, за­висит от:

1) диапазона изменения про­фессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией (возможности адаптации выше у людей с ши­рокой идентификацией);

Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии