Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63
Название данный принцип получил по аналогии с принципом презумпции невиновности в правоведении, в соответствии с которым обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом в соответствии с законом. Человек не должен доказывать свою невиновность. Точно так же он не должен доказывать свою профессиональную пригодность [15].
Профессиональная аттестация.
Следующая задача, которая является способом определения качества выполнения профессиональной деятельности - это проведение профессиональной аттестации.
Профессиональная аттестация – процедура оценки деловых качеств специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам.
В зависимости от разных задач аттестация может быть направлена на определение уровня и ступени профессионализма, установления квалификационного разряда, соответствия занимаемой должности и т.д. Проведение процедуры профессиональной аттестации педагогических кадров выполняет ряд важных функций.
Функции аттестации педагогических кадров – а) диагностическая, или оценочная; б) прогностическая; в) корректирующая; г) воспитательная.
Диагностическая функция состоит в изучении и оценке деятельности, поведения, личности специалиста с целью нахождения наиболее адекватного применения его способностям.
Прогностическая функция заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, уточнению перспектив каждого работающего человека.
Корректирующая функция состоит в определении каких-либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов.
Воспитательная функция заключается в оказании воздействия на личностные качества работника, в первую очередь на его эмоционально-мотивационную сферу, направленность личности.
Таким образом, проведение профессиональной аттестации не только создает основу для выявления затруднений в работе педагога, но и позволяет определить его сильные стороны, наметить пути и конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле педагогической деятельности [25].
Заключение.
Выделение профессиональной психологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.
Предметом профессиональной психологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профессиональная психология – это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.
Объектом профессиональной психологии является взаимодействие личности и профессии.
1) Исследования в области психологии профессиональной деятельности свидетельствуют о постоянном внимании ученых к дальнейшему развитию теоретико-методологических положений данного научного направления.
2) У каждого психолога свой подход к изучению этой отрасли( индивидуальные методы, цели изадачи) : системный, деятельностный, личностный., динамический, субъектно – деятельностный подходы.
Среди основных проблем подготовки современных профессионалов выделяются две взаимосвязанные предметные области: «идентичность» и «развитие».
Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «кто я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности.
В отечественных исследованиях показано, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящий от социальных условий.
Профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современного психологического исследования. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития.
Профессиональная идентичность как один из ведущих критериев становления личности профессионала тесно взаимосвязана с такими категориями, как профессиональное развитие, профессиональное самосознание и профессиональное самоопределение. Именно в этом контексте идентичность в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии.
Среди актуальных задач социальной психологии профессии на современном этапе являются:
1. Разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов.
2. Профессиональная ориентация.
3. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду.
4. Профессиональная аттестация.
5. Профессиональное консультирование.
Список использованной литературы:
1. Абульханова – Славская, К. А. Деятельность и психология личности / Абульханова – Славская, К. А. // М.: Наука, 1980. С. 12
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов. М., 2000. С. 73-78.
3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект – Пресс, 2000. С. 44.
4. Бодров, В.А. Психологические основы профессиоведения // Психология: Учебник для гуманитарных вузов/Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.С. 90-102.
5. Бодров, В. А, профессиональная зрелость человека (психологические аспекты)/феномен и категория зрелости в психологии /отв. Ред. А. Л. Журавлев и Е.А,Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С.174-197
6. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учеб.пособие для студ. О-753 высш. учеб.заведений / С. И. Вершинин, М. С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 112-130.
7. Ермолаева, Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психол. журн. 1998. Т.19. № 4. С. 80-87.
8. Завалишина, Д. Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под. Ред. А. В. Карпова. М.: Ярославль: ЯрГУ, 2001. С. 104 – 128
9. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Ростов – на – Дону: Изд – во Северо – Кавказского научного центра высшей школы. С. 45-48.
10. Иванова. Е. М. Психологическая системная профессиография. М. : ПЕР СЭ, 2003. С. 98-114.
11. Карпов, А.В. и др. Психология труда: Учебник для вузов. М., 2004.С. 100-130.
12. Карпов, А.В. Психология труда: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ [А. В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А. В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС. С.96-148.
13. Кирьянова, Е. «Культурный шок», или Почему мы выбираем похожих сотрудников? // Управление персоналом. 2000. №2. С. 34-38
14. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения – Ростов – на - Дону. Издательство «Феникс», 1996. С. 15-37.
15. Климов, Е.А. Психолого-педагогические профессиональной консультации. Е. Климов. Памятка профконсультанту.С. 52-62.
16. Конева, Е. В. Применение учебных знаний в профессиональной деятельности на разных этапах становления профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А. В. Карпова. М.: Ярославль: ЯрГУ, 2001. С. 207-221.
17. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии// псих. Журнал .1981. № 5,. С.3-22.
18. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // вопросы психологии .1975. № 2. С.31-44.
19. Медведев, В. И. Адаптация человека. Спб.: Институт мозга человека РАН, 2003. С. 110-115.
20. Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: Канд. дис. Ярославль, 2005.С. 65-68.
21. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М. : Наука, 2001. С. 110-122.
22. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия/ сост. В А. Бодров. М: Изд-во АПН СССР, 1973. С. 11-56.
23. Социальная психология. Хрестоматия. Под ред. Марковой И.М. Челябинск, Изд-во: ЮУрГУ, 2000. С.101. с
24. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. № 1. С. 64-78.
25. Профессиональная аттестация и ее функции [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://website-seo.ru
2
Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии