Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63
Сформированные навыки существуют не изолированно друг от друга, они вступают во взаимодействие: старые навыки в одних случаях способствуют овладению новыми (положительный перенос навыков), в других – тормозят их образование (интерференция навыков).
Основным средством формирования навыка является упражнение. Упражнение – организованное определенным образом повторное многократное выполнение действий с целью развития навыков и умений. Эффективность использования упражнений определяется наличием четкой цели, последовательным и постепенным усложнением, оценкой результата, самоконтролем процесса упражнения, системой обратной связи за результатом обучения, активностью обучаемого, полнотой и определенностью инструкции.
На базе знаний и навыков в результате упражнений (при обучении и в реальной деятельности) формируется умение человека работать. Умение — это сложное психическое образование, определяющее знание и понимание необходимых способов реализации профессиональных навыков в обычных (штатных) и нестандартных условиях трудового процесса. Умение и навык соотносятся так же, как программа действия и его реализация. Умения предполагают разные варианты реализации действий.
Профессиональные знания – сведения, необходимые для эффективной реализации конкретной деятельности.
Навык – действие, доведенное до определенной степени совершенства.
Умение – способность реализации профессиональных навыков в различных условиях трудового процесса.
Для поддержания на заданном уровне приобретенных в процесс обучения навыков и умений, а также для их развития путем моделирования (имитации) условий реальной деятельности необходимо проведение профессиональных тренировок. Одним из основных средств тренировки являются тренажеры. Использование тренажеров повышает эффективность подготовки за счет таких их преимуществ, как возможность многократного повторения отрабатываемых действий в ограниченное время, быстрое выявление и устранение ошибок, тесное общение методиста с обучаемым и др.
Процесс тренировки проявляется как в совершенствовании качества деятельности, так и в снижении нервно-психической реакции обучаемого, уменьшении энергетической, информационной, психической цены деятельности. Известно, что высокая оценка при тренировке может быть достигнута за счет избыточного напряжения сил, работы на пределе психофизиологических возможностей. При этом надежность деятельности, особенно в усложненных условиях, снижается.
Тренировка связана с нагрузкой, которая отражается на состоянии психических и физиологических функций человека. Степень этой нагрузки снижается по мере усвоения учебного задания, формирования оптимальных способов действия, экономизации энергетических и интеллектуальных усилий. Поэтому для характеристики качества навыка необходимо использовать не только показатели деятельности (выполнение нормативов упражнения), но и данные о функциональной «стоимости» достижения практических результатов. На рис. 26-2 видно, что по мере становления навыка и улучшения качества деятельности (уменьшения ошибки пилотирования) отмечается снижение частоты пульса и увеличение резерва внимания до уровня, соответствующего сложности выполняемого задания. В данном примере можно предположить, что к 15-17-й тренировке у курсантов формируется еще неустойчивый навык, задача выполняется с большим напряжением и только после 25-27 повторений этого упражнения отмечается достаточно стойкий навык пилотирования, что подтверждается стабилизацией вегетативного его компонента.[6]
Профессиональное консультирование.
Профконсультирование специальной деятельностью по помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей. Эти связаны с выбором профессии, определением профиля профессиональной ориентации.
Профконсультант может помочь прежде всего в решении выбора профессии и в определении профиля профессионального . Немало важное для профконсультанта имеет психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен , что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента.
Формы профконсультирования:
1. Индивидуальное профконсультирование
Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требующей значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего, связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента. Основными недостатками индивидуальных форм являются низкая пропускная способность, особенно, связанная с общим информированием и углубленным тестированием, недостаточное количество практики, узкий круг обсуждаемых проблем и переживаемого опыта.
2. Групповое профконсультирование
Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессий и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой форме может проводиться психологическое тестирование интересов и способностей. В рамках групповых и тренинговых методов работы следует особо выделить оригинальный подход, разработанный Николаем Сергеевичем Пряжниковым, основанный на использовании профориентационных игр в консультировании. Его книга «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», изданная в 2002 году, интегрирует результаты пятнадцатилетней работы в сфере разработки нового класса профориентационных методов.
Основными целями групповых форм являются:
• интенсификация и повышение эффективности оказания консультационных услуг с помощью использования психологических ресурсов группы,
• увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные услуги,
• формирование знаний о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии,
• обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций,
• формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой деятельности,
• предоставление условий для оказания самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных проблем,
• ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профориентации.
Однако групповые формы характеризуются большей сложностью организации, требуют соответствующих помещений, оборудования, продолжительного времени на подготовку и проведение занятий. Кроме того, тренинговые занятия противопоказаны некоторым категориям клиентов, характеризующимся повышенной вероятностью возникновения психопатологических расстройств.
етыре сформулированных ниже принципа позволяют повысить эффективность психологического профконсультирования и избежать значительного количества ошибок в работе профконсультанта.
1. Унифицированность методов углубленной диагностики
Для решения задач профориентации и профессионального отбора используются различные критерии и показатели единого методического комплекса.
Данный принцип является альтернативой более популярного подхода, в соответствии с которым для оценки пригодности к каждой профессии используются свои наборы методик. То есть, один методический набор служит для бухгалтеров, другой – для менеджеров, третий – для инженеров, четвертый – для продавцов, пятый – для охранников и т. д. Однако такой подход затрудняет комплексную оценку психологических и профессиональных возможностей людей, не позволяет для каждого конкретного человека рекомендовать ту сферу профессиональной деятельности, в которой он мог бы быть наиболее успешен. Ведь не можем же мы тестировать его по всем методическим комплексам.
Вместо этого, целесообразно один раз использовать унифицированную батарею методик, включающую целый комплекс различных показателей, позволяющую получить профиль интеллектуальных и личностных способностей, чтобы говорить не только о том, может или не может человек быть эффективным в заданной сфере профессиональной деятельности, но и о том, в каких направлениях он может достичь успеха, а в каких — испытывать затруднения. При выявлении психологических противопоказаний к определенной профессии мы можем рекомендовать другие профессии, в большей степени соответствующие способностям клиента.
Опыт подтвердил, что для взрослых такой методический комплекс может состоять из теста структуры интеллекта Амтхауэра и личностного опросника MMPI, а для подростков — из теста Амтхауэра и опросника Личко (ПДО). Разумеется, использование такого унифицированного комплекса не предполагает, что другие методики не нужны, они могут давать дополнительную информацию о некоторых специальных способностях.
2. Ориентация на группы сходных профессий
Возможности психологических тестов позволяют оценивать пригодность человека только к группам профессий, предъявляющих сходные к нему требования, но не к отдельным профессиям.
Большое количество специалистов полагают, что психологические тесты очень точно и дифференцированно диагностируют человеческие способности. К сожалению, это не так, они дают нам лишь грубую и приблизительную информацию. Это значит, что на основе тестовых показателей мы не сможем рекомендовать человеку профессию, например, электрика, а не механика, или юриста, а не психолога. Профессии можно условно разделить на пять типов по предмету труда (человек, техника, информация, искусство и природа) и два класса по характеру труда (исполнительские и творческие). В большинстве случаев мы имеем возможность оценивать пригодность человека к определенному типу и классу профессий, в то время как в пределах типа и класса следует ориентироваться на другие характеристики, такие как состояние здоровья, имеющиеся знания и навыки, интересы и мотивы, требования к содержанию и условиям труда и т. д.
3. Приоритетный учет общих способностей
Для прогноза успешности профессиональной деятельности наиболее важно использовать результаты диагностики общих способностей, а не специальных способностей и не интересов.
Следует представлять себе, что профессионально важные качества человека, определяющие успешность деятельности, включают в себя, в первую очередь, здоровье, во вторую — квалификацию, и только в третью очередь, психологические особенности, которые, в свою очередь, состоят из мотивации и способностей.
Большинство профконсультантов обращают внимание, прежде всего, на содержание мотивации, интересов и склонностей клиента, полагая, что если он захочет, то сможет добиться чего угодно. На самом деле, это не совсем так. Отсутствие способностей может существенно ограничить профессиональные возможности человека, хотя наличие способностей не является гарантией успеха. В то же время, наличие или отсутствие профессиональных мотивов вообще ни о чем не говорит, ибо, в отличие от таких устойчивых характеристик личности как способности, мотивация является гораздо более динамичным свойством. С одной стороны, интерес и положительное отношение могут формироваться в процессе профессиональной деятельности, с другой стороны, человек может этот интерес терять.
Способности так легко не изменишь. Поэтому ориентироваться на них в процессе профконсультирования более целесообразно. Однако способности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: общие и специальные. Специальные способности определяют успешность частных, конкретных видов профессиональной деятельности. К специальным можно отнести способности организационные, педагогические, языковые, технические, математические, художественные, музыкальные, артистические, спортивные и т. д. Однако в психологии пока еще не создано ни концепции специальных способностей, которая определяла бы их структуру и механизмы, ни методик, которые могли бы их диагностировать. Поэтому на практике оценить уровень развития специальных способностей можно только с помощью экспертных оценок, а не стандартизированных тестов.
Что же касается общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности независимо от ее конкретного содержания, то, к сожалению, пока еще никто не определил, что же под этим имеется в виду. Однако анализ деятельности человека позволяет предположить, что для ее успешности в той или иной мере необходимы три вида способностей: во-первых, способности к обучению и познавательной деятельности, во-вторых, способности к общению, в-третьих, способности к саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением. Первая категория способностей представляет не что иное, как интеллект, вторая и третья — основные составляющие характера. Таким образом, интеллект и характер личности, представляющие собой общие способности человека, являются его устойчивыми характеристиками, от которых зависит успешность любого вида профессиональной деятельности, и которые мы, в свою очередь, можем достаточно точно диагностировать. Поэтому учет общих способностей человека в процессе профконсультирования должен быть приоритетным по отношению к мотивации и специальным способностям.
4. Презумпция профессиональной пригодности
Человек считается пригодным к обучению и профессиональной деятельности, если в процессе диагностики не выявляются психологические противопоказания к ним.
Данный принцип исходит из утверждения, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. На основе психодиагностических результатов, на основе показателей тестирования мы не можем прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности. Дело в том, что успешность зависит не только способностей, но и от огромного количества внешних и внутренних факторов, таких как цели, средства и условия труда, характер управления, структура, развитие и имидж организации в целом, экономические условия, структура и динамика межличностных отношений, стиль руководства, здоровье, квалификация и мотивация человека и т. д.
Поэтому, если мы выявляем у человека достаточно высокий уровень развития способностей, то мы еще не знаем, будет ли он успешным. Если же способностей недостаточно, то мы можем сказать, что человека будет испытывать определенные затруднения. Поэтому на основе данных психологической диагностики мы не можем прогнозировать успеха, но в некоторых случаях можем прогнозировать неудачу. Профессиональный отбор представляет собой не столько выбор наиболее успешных кандидатов, сколько отсев заведомо неуспешных.
Таким образом, если мы не выявляем психологических противопоказаний, то есть недостаточного уровня развития тех или иных способностей, то мы считаем, что человек является профессионально пригодным к любому виду деятельности. Если же противопоказания выявляются, то мы говорим о непригодности к определенной группе профессий.
Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии