Теория и практика социальной психологии профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63

Работа состоит из  1 файл

ПСиХоЛоГиЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что если основная цель фи­зиологических механизмов адаптации заключа­ется в приспособлении человека к изменяющимся условиям внешней среды, то психологическая адаптация, не исключая такой вариант, обеспечи­вает другую сторону взаимодействия - возмож­ность активного преобразования этой среды с це­лью оптимизации ее условий для человека [19].

Психологические особенности профессиональной деятельности.

Основой изучения психологических особенно­стей профессиональной деятельности в целях обеспечения более высокой ее эффективности является психологический анализ содержания, средств, условий и организации деятельности, по­строение ее профессиограмм и психограмм, а так­же исследование взаимосвязи характеристик чело­века и деятельности (профессии, специальности).

История психологии богата работами, посвя­щенными созданию методов и средств изучения трудовой деятельности, профессиографического и психологического ее анализа, классификации профессий (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн. К.К. Платонов, Г.М. Зараковский, Е.А. Климов и др.).

В работе Е.М. Ивановой представлены ре­зультаты анализа  отечественных исследований, посвященных методологическим и теоретичес основам формирования системного и субъектно-деятельностного подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности. Автор отмечает, что современная ориентация психоло­гических исследований профессиональной дея­тельности в рамках системного подхода выража­ется в стремлении построить целостную картину объекта, которая проявляется в следующем: 1) элементы системы описываются с учетом их "места" в целом; 2) построение системы иерархическое, один и тот же «материал» выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными прин­ципами строения; 3) исследование системы не от­делимо от исследований условий ее существова­ния; 4) свойства целого порождаются из свойств элементов и, наоборот, свойства элементов по­рождаются из характеристик целого.

Анализируя работы Е.А. Климова в рамках субъектно-деятельностного подхода в психологическом изуче­нии профессиональной деятельности, Е.М. Ива­нова отмечает, что психологические признаки труда как единицы анализа взаимосоответствия человека и профессии позволяют изучить уро­вень и адекватность осознания субъектом, с од­ной стороны, заданной объективно социальной и технической реальности, а с другой - осознать свою роль в обществе как специалиста и как лично­сти. Эти признаки труда включают: «...сознатель­ное предвосхищение социально ценного результата труда, сознание обязательности достижения соци­ально фиксированной цели, сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности, осознание меж­людских производственных зависимостей ("жи­вых" и "овеществленных")».

Современный этап социально-экономическо­го развития общества сопровождается непрерыв­ным ростом различных форм совместной дея­тельности, в которых все более значимыми ста­новятся информационные процессы не только прямого, но и опосредованного взаимодействия специалистов. Возрастает роль межличностного общения и отношений, групповых и межгруппо­вых процессов, а также других социально-психоло­гических феноменов в обеспечении профессио­нальной деятельности. В отечественной психоло­гии положение о связи общения с деятельностью является одним из ведущих методологических принципов раскрытия взаимосвязи между ними. От степени успешности реализации ряда функций общения (обмена информацией и ее ин­терпретации, взаимовосприятия и взаимопонима­ния, сопереживания и др.), от способности и уме­ния их сформировать и проявить зависит, в из­вестной степени, уровень пригодности человека к эффективному общению и профессиональной де­ятельности [10].

Процесс взаимодействия людей, их общения формирует межличностные отношения, содержа­ние, направленность, динамика которых опреде­ляют степень эффективности человека в сов­местной деятельности. Установлены взаимосвязи между способностями человека и его поведением в малой группе, а также влияние некоторых черт личности, характера самооценки и других факто­ров на поведение человека в группе.

В условиях научно-технического прогресса и расширения круга    сложных,    ответственных, вредных и опасных задач профессиональной дея­тельности ряда специалистов правомерно возник­ла научно-практическая проблема психологиче­ских особенностей труда представителей опасных профессий (летчиков, моряков, водолазов, кос­монавтов, машинистов, водителей, операторов энергосистем и др.). В исследованиях В.А. Поно-маренко определено, что опасная профессия требует от человека социально-психологической готовности к работе в экстремальных условиях; наличия достаточно выраженных и адекватных механизмов гомеостатической и адаптационной регуляции собственного состояния и поведения в этих условиях; пластичности формирования функциональных систем обеспечения процессов предвосхищения, планирования, интуиции, про­дуктивных и эвристических решений. Исследова­ния в этой области позволили автору поставить и обсудить проблемы о роли нравственности и ду­ховности, особенностях их проявления в профес­сиональной деятельности, а также в отношениях общества к конкретному профессионалу.

Во многих работах представлены результаты психологического изучения самых разных групп профессий. В частности, А.В. Карповым проведе­но психологическое изучение деятельности руко­водителей организационной системы, которая объективно и неразрывно связана со всеми ины­ми аспектами функционирования организации, принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, а предметом ее психологиче­ских исследований являются не только внешние проявления управленческой деятельности, но и психическая деятельность руководителя.

Ав­тором определены основные методологические требования и подходы к изучению управленче­ской деятельности, которые включают:

1) микро­анализ деятельности на уровне так называемых "мелких дел" - действий, контактов, вербальных коммуникаций, совмещенной деятельности, ин­терференции информации и т.д.;

2) "эмпириче­ский анализ" - выделение и описание крупных "блоков", компонентов деятельности;

3) ролевой подход (набор определенных поведенческих пра­вил) - межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений;

4) норматив­ный подход (нормативно одобренный способ дея­тельности);

5) функциональный подход (анализ главных функций управления).

Проблема индивидуального стиля деятельно­сти человека последние годы привлекает к себе все возрастающее внимание исследователей. В работе В.А. Толочека, посвященной проблеме стилей профессиональной деятельности, прове­ден анализ разных стилей и установлено относи­тельно независимое развитие различных направ­лений изучения стилей; акцентирование внима­ния исследователей на обусловленности стиля психологическими особенностями человека и недостаточное внимание его средовой (деятель-ностной) детерминации; преобладание описаний проявления стиля, а не анализа его структурно-функциональной организации; неопределенность феномена "изменчивости" стиля и т.д.

В.И. Моросановой обосновывается ряд поло­жений об индивидуальном стиле человека и, в частности, раскрываются психологическое поня­тие этого феномена и личностный подход к его изучению.

Анализируя историю развития учения об индивидуальных стилях деятельности, автор обращает внимание на дискуссионный ха­рактер проблемы связи стиля и успешности дея­тельности и, в этой связи, на существование и роль различных уровней развития стиля (рацио­нальный-нерациональный, позитивный-негатив­ный, положительный-отрицательный). Отмеча­ется важность проблемы регуляторных аспектов стиля деятельности ("стиль саморегуляции", "стиль самоорганизации"). В работе представлен анализ проблемы когнитивных стилей, исследо­вание которых в настоящее время весьма попу­лярно [21].

Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.

2.1. Профессиональная идентичность в современных социально - психологических исследованиях.

Актуальность исследований профес­сиональной идентичности во многом свя­зана с растущим интересом к этой пробле­ме, который отражает реакцию науки на трансформацию общественных условий. Резкие социальные перемены сопровож­даются развитием системы коммуника­ций, усилением миграционных процессов и приводят к увеличению субъективной причастности к различным реальным и виртуальным группам, появлению новых статусно – ролевых  и профессиональных позиций. Многие отечественные и зару­бежные авторы отмечают, что сегодня по­требность человека в идентичности выхо­дит по значимости на одно из первых мест. Это понятие становится од­ним из центральных в психологии, по­скольку оно связано с комплексом про­блем социальной теории и практики. Ис­следуются отдельные виды идентичности, ее становление под влия­нием меняющихся экономических, поли­тических и социокультурных условий.

Общественная динамика сопровожда­ется не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к под­готовке специалистов, которая должна быть качественной, гибкой и достаточно быстрой. Новые проблемы хозяйственно­го, экономического, политического и культурного плана постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профес­сионального развития и стимулируют стремление ученых к теоретическому ос­мыслению процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности.

В современных исследованиях про­фессиональная идентичность выделяется как основной критерий профессиональ­ного развития личности и ведущая харак­теристика субъекта труда. Подобная точка зрения является развитием сложив­шейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев професси­онального развития от эффективности де­ятельности исполнителя до характеристик профессионала.

Професси­онал как субъект труда в отличие от ис­полнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достиже­ния, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятель­ностью в целом, удерживает ее предмет­ность в многообразных практических си­туациях, способен к построению деятель­ности, ее изменению и развитию.

Среди основных проблем подготовки современных профессионалов выделяются две взаимосвязанные предметные области: «идентичность» и «развитие». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «кто я?», который сопровождает человека на протя­жении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятель­ности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое каче­ство работы, открытость в поиске инфор­мации, гибкость в целеполагании и при­нятии решений.

Идентичность и развитие в ходе про­фессионализации тесно и сложно пере­плетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессиональ­ного развития, с другой – выступает од­ним из важных показателей становления личности профессионала. В практиче­ском плане это означает следующее: что­бы выжить в новых динамичных социаль­но-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие и стабильность на будущее, профессионал должен быть способен к постоянному раз­витию, а также анализу своего места в со­циальной и профессиональной среде. По­этому современным направлением иссле­дования идентичности является изучение тех сторон этого явления, которые связа­ны с процессами социального и профес­сионального становления личности.

Профессиональное становление как превращение индивида в профессионала сопровождается изменением представле­ний человека о себе, своем месте в про­фессиональном и социальном мире. т.е. обретением профессиональной идентич­ности, в более широком смысле - про­фессиональным самоопределением лич­ности. Вопросы идентичности наиболее остро проявляются в периоды кризисов профессионального становления.

Несмотря на постоянно растущий ин­терес к проблеме профессиональной идентичности вопрос о природе, структу­ре, динамике и функциях этого феномена представляется весьма запутанным. Это происходит прежде всего по причине слабой разработанности про­блемы идентичности, в частности соци­альной идентичности, что отражается на понимании места профессиональной идентичности в общей структуре лично­сти. Для продвижения в исследовании проблемы профессиональной идентично­сти важно понять, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности, а также его роль в профессиональном и социальном самооп­ределении личности.

Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные подходы к данной проб­леме.

В зарубежной литературе прослежи­ваются два основных контекста исследо­вания проблематики профессиональной идентичности: первый направлен на изучение профессионального развития, личностного самосовершенствования, второй – на социальные стороны и фак­торы становления профессионала.

Например, М. Аргайл еще в середине 1970-х гг. писал о связи профессиональ­ной идентичности с профессионализаци­ей индивида. При этом последняя рас­сматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требова­ний к выполнению деятельности, пони­мание норм поведения в рамках профес­сиональных групп. Именно взаимо­действие с другими членами профессио­нального сообщества позволяет индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего вла­дения профессией. Подтверждение про­фессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную иден­тичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном под­ходе выступает как близкая к профессио­нальному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональ­ным положением.

Дж. Соненфелд показывает, что иден­тичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Ка­рьерный рост сопровождается изменени­ем различных по широте видов идентич­ности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификаци­онных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сооб­щества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концеп­туальная идентичность и является той ха­рактеристикой, которая определяет дви­жение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию.

В работе Р. Финчман внимание уделя­ется осознанию профессиональных тре­бований, этических норм, ценностей, ко­торое происходит по мере овладения про­фессией. Процесс формирования профес­сиональной идентичности, по сути, выс­тупает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволя­ет человеку осуществлять профессиональ­ную саморегуляцию.

Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии