Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63
Следует отметить, что если основная цель физиологических механизмов адаптации заключается в приспособлении человека к изменяющимся условиям внешней среды, то психологическая адаптация, не исключая такой вариант, обеспечивает другую сторону взаимодействия - возможность активного преобразования этой среды с целью оптимизации ее условий для человека [19].
Психологические особенности профессиональной деятельности.
Основой изучения психологических особенностей профессиональной деятельности в целях обеспечения более высокой ее эффективности является психологический анализ содержания, средств, условий и организации деятельности, построение ее профессиограмм и психограмм, а также исследование взаимосвязи характеристик человека и деятельности (профессии, специальности).
История психологии богата работами, посвященными созданию методов и средств изучения трудовой деятельности, профессиографического и психологического ее анализа, классификации профессий (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн. К.К. Платонов, Г.М. Зараковский, Е.А. Климов и др.).
В работе Е.М. Ивановой представлены результаты анализа отечественных исследований, посвященных методологическим и теоретичес основам формирования системного и субъектно-деятельностного подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности. Автор отмечает, что современная ориентация психологических исследований профессиональной деятельности в рамках системного подхода выражается в стремлении построить целостную картину объекта, которая проявляется в следующем: 1) элементы системы описываются с учетом их "места" в целом; 2) построение системы иерархическое, один и тот же «материал» выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения; 3) исследование системы не отделимо от исследований условий ее существования; 4) свойства целого порождаются из свойств элементов и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого.
Анализируя работы Е.А. Климова в рамках субъектно-деятельностного подхода в психологическом изучении профессиональной деятельности, Е.М. Иванова отмечает, что психологические признаки труда как единицы анализа взаимосоответствия человека и профессии позволяют изучить уровень и адекватность осознания субъектом, с одной стороны, заданной объективно социальной и технической реальности, а с другой - осознать свою роль в обществе как специалиста и как личности. Эти признаки труда включают: «...сознательное предвосхищение социально ценного результата труда, сознание обязательности достижения социально фиксированной цели, сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности, осознание межлюдских производственных зависимостей ("живых" и "овеществленных")».
Современный этап социально-экономического развития общества сопровождается непрерывным ростом различных форм совместной деятельности, в которых все более значимыми становятся информационные процессы не только прямого, но и опосредованного взаимодействия специалистов. Возрастает роль межличностного общения и отношений, групповых и межгрупповых процессов, а также других социально-психологических феноменов в обеспечении профессиональной деятельности. В отечественной психологии положение о связи общения с деятельностью является одним из ведущих методологических принципов раскрытия взаимосвязи между ними. От степени успешности реализации ряда функций общения (обмена информацией и ее интерпретации, взаимовосприятия и взаимопонимания, сопереживания и др.), от способности и умения их сформировать и проявить зависит, в известной степени, уровень пригодности человека к эффективному общению и профессиональной деятельности [10].
Процесс взаимодействия людей, их общения формирует межличностные отношения, содержание, направленность, динамика которых определяют степень эффективности человека в совместной деятельности. Установлены взаимосвязи между способностями человека и его поведением в малой группе, а также влияние некоторых черт личности, характера самооценки и других факторов на поведение человека в группе.
В условиях научно-технического прогресса и расширения круга сложных, ответственных, вредных и опасных задач профессиональной деятельности ряда специалистов правомерно возникла научно-практическая проблема психологических особенностей труда представителей опасных профессий (летчиков, моряков, водолазов, космонавтов, машинистов, водителей, операторов энергосистем и др.). В исследованиях В.А. Поно-маренко определено, что опасная профессия требует от человека социально-психологической готовности к работе в экстремальных условиях; наличия достаточно выраженных и адекватных механизмов гомеостатической и адаптационной регуляции собственного состояния и поведения в этих условиях; пластичности формирования функциональных систем обеспечения процессов предвосхищения, планирования, интуиции, продуктивных и эвристических решений. Исследования в этой области позволили автору поставить и обсудить проблемы о роли нравственности и духовности, особенностях их проявления в профессиональной деятельности, а также в отношениях общества к конкретному профессионалу.
Во многих работах представлены результаты психологического изучения самых разных групп профессий. В частности, А.В. Карповым проведено психологическое изучение деятельности руководителей организационной системы, которая объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации, принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, а предметом ее психологических исследований являются не только внешние проявления управленческой деятельности, но и психическая деятельность руководителя.
Автором определены основные методологические требования и подходы к изучению управленческой деятельности, которые включают:
1) микроанализ деятельности на уровне так называемых "мелких дел" - действий, контактов, вербальных коммуникаций, совмещенной деятельности, интерференции информации и т.д.;
2) "эмпирический анализ" - выделение и описание крупных "блоков", компонентов деятельности;
3) ролевой подход (набор определенных поведенческих правил) - межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений;
4) нормативный подход (нормативно одобренный способ деятельности);
5) функциональный подход (анализ главных функций управления).
Проблема индивидуального стиля деятельности человека последние годы привлекает к себе все возрастающее внимание исследователей. В работе В.А. Толочека, посвященной проблеме стилей профессиональной деятельности, проведен анализ разных стилей и установлено относительно независимое развитие различных направлений изучения стилей; акцентирование внимания исследователей на обусловленности стиля психологическими особенностями человека и недостаточное внимание его средовой (деятель-ностной) детерминации; преобладание описаний проявления стиля, а не анализа его структурно-функциональной организации; неопределенность феномена "изменчивости" стиля и т.д.
В.И. Моросановой обосновывается ряд положений об индивидуальном стиле человека и, в частности, раскрываются психологическое понятие этого феномена и личностный подход к его изучению.
Анализируя историю развития учения об индивидуальных стилях деятельности, автор обращает внимание на дискуссионный характер проблемы связи стиля и успешности деятельности и, в этой связи, на существование и роль различных уровней развития стиля (рациональный-нерациональный, позитивный-негативный, положительный-отрицательный). Отмечается важность проблемы регуляторных аспектов стиля деятельности ("стиль саморегуляции", "стиль самоорганизации"). В работе представлен анализ проблемы когнитивных стилей, исследование которых в настоящее время весьма популярно [21].
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1. Профессиональная идентичность в современных социально - психологических исследованиях.
Актуальность исследований профессиональной идентичности во многом связана с растущим интересом к этой проблеме, который отражает реакцию науки на трансформацию общественных условий. Резкие социальные перемены сопровождаются развитием системы коммуникаций, усилением миграционных процессов и приводят к увеличению субъективной причастности к различным реальным и виртуальным группам, появлению новых статусно – ролевых и профессиональных позиций. Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. Это понятие становится одним из центральных в психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики. Исследуются отдельные виды идентичности, ее становление под влиянием меняющихся экономических, политических и социокультурных условий.
Общественная динамика сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к подготовке специалистов, которая должна быть качественной, гибкой и достаточно быстрой. Новые проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профессионального развития и стимулируют стремление ученых к теоретическому осмыслению процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности.
В современных исследованиях профессиональная идентичность выделяется как основной критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика субъекта труда. Подобная точка зрения является развитием сложившейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев профессионального развития от эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала.
Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию.
Среди основных проблем подготовки современных профессионалов выделяются две взаимосвязанные предметные области: «идентичность» и «развитие». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «кто я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и принятии решений.
Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой – выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это означает следующее: чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие и стабильность на будущее, профессионал должен быть способен к постоянному развитию, а также анализу своего места в социальной и профессиональной среде. Поэтому современным направлением исследования идентичности является изучение тех сторон этого явления, которые связаны с процессами социального и профессионального становления личности.
Профессиональное становление как превращение индивида в профессионала сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире. т.е. обретением профессиональной идентичности, в более широком смысле - профессиональным самоопределением личности. Вопросы идентичности наиболее остро проявляются в периоды кризисов профессионального становления.
Несмотря на постоянно растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности вопрос о природе, структуре, динамике и функциях этого феномена представляется весьма запутанным. Это происходит прежде всего по причине слабой разработанности проблемы идентичности, в частности социальной идентичности, что отражается на понимании места профессиональной идентичности в общей структуре личности. Для продвижения в исследовании проблемы профессиональной идентичности важно понять, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности, а также его роль в профессиональном и социальном самоопределении личности.
Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные подходы к данной проблеме.
В зарубежной литературе прослеживаются два основных контекста исследования проблематики профессиональной идентичности: первый направлен на изучение профессионального развития, личностного самосовершенствования, второй – на социальные стороны и факторы становления профессионала.
Например, М. Аргайл еще в середине 1970-х гг. писал о связи профессиональной идентичности с профессионализацией индивида. При этом последняя рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требований к выполнению деятельности, понимание норм поведения в рамках профессиональных групп. Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества позволяет индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего владения профессией. Подтверждение профессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную идентичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном подходе выступает как близкая к профессиональному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональным положением.
Дж. Соненфелд показывает, что идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Карьерный рост сопровождается изменением различных по широте видов идентичности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификационных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность и является той характеристикой, которая определяет движение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию.
В работе Р. Финчман внимание уделяется осознанию профессиональных требований, этических норм, ценностей, которое происходит по мере овладения профессией. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию.
Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии