Теория и практика социальной психологии профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63

Работа состоит из  1 файл

ПСиХоЛоГиЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

2) дистанциро­вания образа своей профессии от других (профессиональная самоизоляция за­трудняет адаптацию в изменившихся ус­ловиях и «наведение мостов» при перехо­де в иное профессиональное простран­ство);

3) системности или «рыхлости» структуры идентичности. В основе про­фессиогенеза лежит цикличность дина­мики преобразующего, стабилизирующе­го и реализующего компонентов. Облада­ющими профессиональной идентичнос­тью могут считаться только те, кто имеет как стабилизирующую базу, так и преоб­разующий потенциал.

В данном подходе профессиональная идентичность рассматривается как ком­понент личности, обеспечивающий ус­пешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессио­нальной карьеры, базирующийся на ком­петентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой [8].

Интересный подход к типологии идентичности на основе обращения к та­ким сложным явлениям, как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни), разви­вает К.А. Абульханова-Славская. Автор выделяет следующие типы иден­тичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии.

1. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позво­ляющих личности реализовывать свои возможности.

2.  Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, ко­торое влечет за собой качественные из­менения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат тре­бования и задачи трудовой деятельности, а также развитие способностей личности.

3. Самовыражение в профессии про­исходит через совершенствование и раз­витие личностных качеств и способно­стей. Профессия актуализирует способно­сти личности, находящиеся в потенциаль­ном состоянии, открывая тем самым пер­спективы развития личности.

4. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтро­ля, самоанализа, планирования творче­ской активности; в этом случае личность способна к движению и развитию в про­фессии, а также к преобразованию усло­вий труда в направлении реализации соб­ственных способностей.

Сложным в исследовании профессио­нальной идентичности является вопрос о месте этого феномена в общей структуре идентичности личности, а именно в отно­шении к полюсам «социальный—лично­стный». Так, понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как кон­кретизация личностной идентичности применительно к содержанию и условиям профессионального становления лично­сти [1].

Надо отметить, что в большинстве ра­бот все-таки наблюдается большее тяготе­ние к социальному полюсу. Например, Л.Б. Шнейдер в профессиональной иден­тичности выделяет два важных аспекта: осознание себя представителем опреде­ленной профессии и профессионального сообщества.

Что же все-таки означает понятие «профессиональная идентичность»? С чем или с кем идентифицирует себя чело­век в процессе профессионального ста­новления?

Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить, что профессия — это опре­деленная деятельность, которая придает своеобразие жизни выполняющим ее лю­дям. Однако это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспи­танных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг

нее. Поэтому хотя профессиональная идентичность формируется в ходе выпол­нения деятельности, она связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального со­общества. Именно этот аспект професси­ональной идентичности зачастую уплыва­ет из области психологического анализа.

Трудность изучения профессиональ­ной идентичности заключается, на наш взгляд, в том, что она, с одной стороны, является личностным образованием, с другой – связана с определенным группо­вым членством (профессиональная груп­па, коллектив и т.п.). В процессе иденти­фикации восприятие собственной при­надлежности к определенной социальной категории сопровождается формировани­ем соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с себе по­добными, а именно, с представителями своей профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или с самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. По­этому профессиональная идентичность в континууме «личностный—социальный» находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социаль­ной идентичности (самоопределение в со­циальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентично­сти, эффект межгрупповой дискримина­ции и т.д.).

Здесь хочется обратить внимание на проблему социальной идентичности, которая уже затрагивалась выше. Проб­лематика социальной идентичности в це­лом – достаточно молодая область иссле­дования в психологии, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности. Поэтому этни­ческая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолиро­ванно, без анализа их взаимосвязи в рам­ках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных ви­дов социальной идентичности, в частно­сти идентичности профессиональной.

Вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентич­ности еще требует своей проработки, но логика развития научных представлений о феномене и структуре социальной иден­тичности и отдельных ее видов позволяет рассматривать профессиональную иден­тичность в качестве важнейшего элемен­та в структуре социального Я.

В исследованиях социальная идентичность рассматривается как дина­мическое прижизненно конструирующее­ся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения соци­альной реальности целостное образова­ние, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта. Мы исходим из того, что социальная идентичность представляет собой един­ство когнитивных, мотивационных и цен­ностных компонентов. В соот­ветствии с этим главный фокус пригодно­сти социальной идентичности как систе­мы социальных конструктов находится в зоне сохранения определенности, приспо­собления к изменяющимся условиям со­циальной среды, выявления своего места в социальном пространстве, построения модели поведения и прогнозирования.

В соответствии с этим подходом про­фессиональная идентичность может рас­сматриваться как область самосознания личности, в которой под влиянием дея­тельности и связанного с ней взаимодей­ствия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание соб­ственной принадлежности к профессии как целенаправленной деятельности, реа­лизующейся в определенных профессио­нальных общностях. Соответственно это­му знанию индивид осваивает систему ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сооб­ществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и статусно-ролевы­ми, ценностными, мотивационными вли­яниями профессионального сообщества.

Профессиональная идентичность, будучи важным компонентом в структуре соци­альной идентичности, формируется в ходе личностного и профессионального ста­новления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.

Учитывая вышесказанное, професси­ональная идентичность предстает как интегративное понятие, выражающее взаи­мосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, которые обеспечивают ориентацию и вза­имодействие в мире профессий, позволя­ют более полно реализовывать личност­ный потенциал в профессиональной дея­тельности и профессиональном сообще­стве, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития [24].

Представление че­ловека о своем месте в профессиональной общности, сопровождающееся опреде­ленными ценностными и мотивационны­ми ориентирами, а также субъективным отношением к собственной профессио­нальной принадлежности, составляет ос­нову профессиональной идентичности. Эти идеи нашли эмпирическую проверку в ряде исследований, где было показано, что профессиональная идентичность об­разуется единством когнитивно-мотивационных и ценностных компонентов.

В этом подходе подчеркивается важ­ность и взаимосвязь как минимум следу­ющих вопросов социального самоопреде­ления личности: «кто я? что и как я де­лаю?» - собственно вопросы идентично­сти, направленные на получение знаний о самом себе в контексте существующих со­циальных отношений и требований дея­тельности; «какой я?» — вопрос ценно­стей, направленный на осознание смыс­ловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям; «к чему я стремлюсь?» - вопрос мотивации, эффективно ответить на ко­торый можно, только осознав первые два вопроса.

Выделяя когнитивные, мотивационные и ценностные компоненты идентичности, отметим, что особую сложность представляет исследование когнитивных компонентов, которые, по нашему мне­нию, составляют ядро идентификацион­ной структуры.

Традиционный взгляд на когнитив­ную составляющую профессиональной идентичности заключается, как пишет Д.Н. Завалишина, в том, что человек ос­ваивал нормы, ценности и традиции соот­ветствующей профессиональной группы. Данное явление отчетливо выступает в ходе профессиональной идентификации: «...Никакая профессиональная деятель­ность и личностные новообразования в ней невозможны без когнитивной актив­ности субъекта, направленной как на по­знание профессионального мира, так и на самопознание». Тот же процесс можно, как отмечалось выше, назвать осознанием группового членства по отно­шению к соответствующей профессио­нальной группе. Автор считает, что назре­ла необходимость дополнить когнитив­ный компонент профидентичности осо­бенностями отражения субъектом про­фессиональной деятельности, осуществ­ляемой в соответствующей профессио­нальной среде [7].

Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в на­учном и практическом плане предметом современного психологического исследо­вания. В этом интегративном понятии выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характери­стик личности, обеспечивающих ориента­цию в мире профессий, профессиональ­ном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и са­мосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессио­нального развития.

Профессиональная идентичность как один из ведущих критериев становления личности профессионала тесно взаимо­связана с такими категориями, как про­фессиональное развитие, профессиональ­ное самосознание и профессиональное самоопределение. Именно в этом контек­сте идентичность в последние годы интен­сивно изучается в зарубежной и отече­ственной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе.

Одна из основных прикладных задач в области социальной психологии профессии на современном этапе – это разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов. Как только человек стал использовать в процессе труда сложную технику (паровозы, автомобили, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же возникла проблема оценки профессионалов и прогнозирования профессиональной пригодности учеников. Уже в исследованиях, проводившихся свыше ста лет назад, было подтверждено положение о том, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовленность и другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.

Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора - заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга. Хотя профотбором психологи занимались и до опубликования его работ, именно он доказал преимущества научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями.

Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям:
- изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
- исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности;
- создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов.

При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профессионально важных. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества, влияющие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения. С понятием ПВК тесно связано понятие профессиональной пригодности. Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) – определение пригодности к профессии. Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности в первую очередь зависят от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора. Какие же этапы включает процедура профессионального психологического отбора?

Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии