Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретическое раскрытие такого направления в социальной психологии как психология профессии.
Задачи данного курсового проекта:
1. Выявить предмет и объект изучения социальной психологии профессии.
2. Проанализировать различные научные подходы в изучении социальной психологии профессии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и практика социальной психологии профессии.
1.1. Предмет и объект изучения социальной психологии профессии……….5
1.2. Анализ различных научных подходов в изучении социальной психологии профессии………………………………………………………………………..16
Глава 2. Современное решение проблем социальной психологии профессии.
2.1.Профессиональная идентичность в современных социально- психологических исследованиях………………………………………………24
2.2. Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе……………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы…………………………………………...63
2) дистанцирования образа своей профессии от других (профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство);
3) системности или «рыхлости» структуры идентичности. В основе профессиогенеза лежит цикличность динамики преобразующего, стабилизирующего и реализующего компонентов. Обладающими профессиональной идентичностью могут считаться только те, кто имеет как стабилизирующую базу, так и преобразующий потенциал.
В данном подходе профессиональная идентичность рассматривается как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой [8].
Интересный подход к типологии идентичности на основе обращения к таким сложным явлениям, как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни), развивает К.А. Абульханова-Славская. Автор выделяет следующие типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии.
1. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности.
2. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а также развитие способностей личности.
3. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.
4. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности; в этом случае личность способна к движению и развитию в профессии, а также к преобразованию условий труда в направлении реализации собственных способностей.
Сложным в исследовании профессиональной идентичности является вопрос о месте этого феномена в общей структуре идентичности личности, а именно в отношении к полюсам «социальный—личностный». Так, понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как конкретизация личностной идентичности применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности [1].
Надо отметить, что в большинстве работ все-таки наблюдается большее тяготение к социальному полюсу. Например, Л.Б. Шнейдер в профессиональной идентичности выделяет два важных аспекта: осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества.
Что же все-таки означает понятие «профессиональная идентичность»? С чем или с кем идентифицирует себя человек в процессе профессионального становления?
Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить, что профессия — это определенная деятельность, которая придает своеобразие жизни выполняющим ее людям. Однако это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг
нее. Поэтому хотя профессиональная идентичность формируется в ходе выполнения деятельности, она связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального сообщества. Именно этот аспект профессиональной идентичности зачастую уплывает из области психологического анализа.
Трудность изучения профессиональной идентичности заключается, на наш взгляд, в том, что она, с одной стороны, является личностным образованием, с другой – связана с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив и т.п.). В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с себе подобными, а именно, с представителями своей профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или с самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. Поэтому профессиональная идентичность в континууме «личностный—социальный» находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности (самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности, эффект межгрупповой дискриминации и т.д.).
Здесь хочется обратить внимание на проблему социальной идентичности, которая уже затрагивалась выше. Проблематика социальной идентичности в целом – достаточно молодая область исследования в психологии, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности. Поэтому этническая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолированно, без анализа их взаимосвязи в рамках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в частности идентичности профессиональной.
Вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентичности еще требует своей проработки, но логика развития научных представлений о феномене и структуре социальной идентичности и отдельных ее видов позволяет рассматривать профессиональную идентичность в качестве важнейшего элемента в структуре социального Я.
В исследованиях социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта. Мы исходим из того, что социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов. В соответствии с этим главный фокус пригодности социальной идентичности как системы социальных конструктов находится в зоне сохранения определенности, приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, выявления своего места в социальном пространстве, построения модели поведения и прогнозирования.
В соответствии с этим подходом профессиональная идентичность может рассматриваться как область самосознания личности, в которой под влиянием деятельности и связанного с ней взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к профессии как целенаправленной деятельности, реализующейся в определенных профессиональных общностях. Соответственно этому знанию индивид осваивает систему ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и статусно-ролевыми, ценностными, мотивационными влияниями профессионального сообщества.
Профессиональная идентичность, будучи важным компонентом в структуре социальной идентичности, формируется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.
Учитывая вышесказанное, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, выражающее взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных личностных характеристик, которые обеспечивают ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяют более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития [24].
Представление человека о своем месте в профессиональной общности, сопровождающееся определенными ценностными и мотивационными ориентирами, а также субъективным отношением к собственной профессиональной принадлежности, составляет основу профессиональной идентичности. Эти идеи нашли эмпирическую проверку в ряде исследований, где было показано, что профессиональная идентичность образуется единством когнитивно-мотивационных и ценностных компонентов.
В этом подходе подчеркивается важность и взаимосвязь как минимум следующих вопросов социального самоопределения личности: «кто я? что и как я делаю?» - собственно вопросы идентичности, направленные на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений и требований деятельности; «какой я?» — вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям; «к чему я стремлюсь?» - вопрос мотивации, эффективно ответить на который можно, только осознав первые два вопроса.
Выделяя когнитивные, мотивационные и ценностные компоненты идентичности, отметим, что особую сложность представляет исследование когнитивных компонентов, которые, по нашему мнению, составляют ядро идентификационной структуры.
Традиционный взгляд на когнитивную составляющую профессиональной идентичности заключается, как пишет Д.Н. Завалишина, в том, что человек осваивал нормы, ценности и традиции соответствующей профессиональной группы. Данное явление отчетливо выступает в ходе профессиональной идентификации: «...Никакая профессиональная деятельность и личностные новообразования в ней невозможны без когнитивной активности субъекта, направленной как на познание профессионального мира, так и на самопознание». Тот же процесс можно, как отмечалось выше, назвать осознанием группового членства по отношению к соответствующей профессиональной группе. Автор считает, что назрела необходимость дополнить когнитивный компонент профидентичности особенностями отражения субъектом профессиональной деятельности, осуществляемой в соответствующей профессиональной среде [7].
Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современного психологического исследования. В этом интегративном понятии выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития.
Профессиональная идентичность как один из ведущих критериев становления личности профессионала тесно взаимосвязана с такими категориями, как профессиональное развитие, профессиональное самосознание и профессиональное самоопределение. Именно в этом контексте идентичность в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии.
2.2 Актуальные задачи социальной психологии профессии на современном этапе.
Одна из основных прикладных задач в области социальной психологии профессии на современном этапе – это разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов. Как только человек стал использовать в процессе труда сложную технику (паровозы, автомобили, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же возникла проблема оценки профессионалов и прогнозирования профессиональной пригодности учеников. Уже в исследованиях, проводившихся свыше ста лет назад, было подтверждено положение о том, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовленность и другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.
Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора - заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга. Хотя профотбором психологи занимались и до опубликования его работ, именно он доказал преимущества научного экспериментально-
Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям:
- изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
- исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности;
- создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов.
При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профессионально важных. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества, влияющие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения. С понятием ПВК тесно связано понятие профессиональной пригодности. Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) – определение пригодности к профессии. Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности в первую очередь зависят от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора. Какие же этапы включает процедура профессионального психологического отбора?
Информация о работе Теория и практика социальной психологии профессии