Тренинг развития коммуникативных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:59, реферат

Описание

Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции
Задачи:
1. Сформировать тренинговую группу
Развить способности к саморефлексии
Сформировать навыки установления контакта
Отработка различных способов поведения в ситуации общения
Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.

Работа состоит из  1 файл

Тренинг развития коммуник. навыков (Душинина).doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

Хакасский государственный  университет

им  Н.Ф. Катанова

Медико-психолого-социальный институт

Специальность  «020400-психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тренинг развития коммуникативных  навыков

(для  сотрудников Налоговой Инспекции) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 5 курса

группы П – 51

Душинина  О.В. 

Проверила:

к.псх.н.

Гриценко  С.В. 
 
 

Абакан

2003

      Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции

Задачи:

1. Сформировать  тренинговую группу

  1. Развить способности к саморефлексии
  2. Сформировать навыки установления контакта
  3. Отработка различных способов поведения в ситуации общения
  4. Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.
 

Тренинг включает в себя 6 занятий по 3 часа.                                                          Занятие проводится 1 раз в неделю.                                                                  Количество членов в группе составляет 10-12 человек.                                        Группа является гетерогенной по возрастному и половому составу. Но группа должна быть гомогенной по статусному составу, т.е. в нее не должны входить начальники и руководители.                                                                                    Возраст участников тренинга 25-45 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 занятие

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы группы, помочь участникам понять особенности содержания именно данной тренинговой группы, настроить на серьезную работу над своими коммуникативными умениями и навыками. 

         Упражнение 1  «Представление»

Цель: настроить участников на серьезное отношение к делу, научить внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слушать друг друга, подмечать особенности каждого человека.

Время: 40 минут.

Оборудование: маркеры, фломастеры, бэйджи.

    В начале работы группы каждому из участников предлагается оформить собственную  визитку, где указывается тренинговое  имя. При этом вы вправе взять любое имя: свое настоящее, которым вас нарекли родители, игровое,  имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя. Т.е. вам предоставляется полная свобода и фантазия. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся так, чтобы все могли прочитать ваше новое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам. Если одинаковые имена, то попросите их изменить.

    После оформления визиток и их закрепления на видном месте, найдите себе партнера, с которым в течение 5 минут вы должны подготовится к представлению всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники сразу его запомнили. Мы объединимся в большой круг, и вы по очереди расскажете о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.).

    Имейте  в виду, что вы должны настолько  хорошо владеть информацией о своем партнере, чтобы без запинки не только рассказать о нем, но и ответить на вопросы других участников, если они возникают. Будьте предельно искренними друг с другом, откройте свой внутренний мир этому человеку, он будет говорить о вас.

    После окончания работы в парах вся группа собирается в большой круг для взаимного представления. Вы даете слово всем, следите за тем, чтобы все смогли представить своего партнера. Подчеркните, что участникам следует внимательно слушать выступление каждого участника с тем, чтобы запомнить индивидуальные качества того, кого представили.

     Упражнение 2 «Правила группы»

Цель: разработать правила, по которым будет работать группа.

Время: 15 минут

Оборудование: ватман, маркеры, ручки, листы бумаги.

     После того, как вы выбрали свое тренинговое  имя, представили своих новых  партнеров и узнали много интересного  о других членах нашей группы, поговорим  об основных правилах тренинга. Сегодня мы должны выработать правила работы именно нашей группы. Что может делать каждый из нас. А чего он делать не имеет права. Как себя вести в той или иной ситуации, которые возникают во время работы в группе. Есть и много других вопросов, найти ответы на которые можно только в правилах групповой работы. Именно эти правила нам следует обсудить и признать как требования, которые будут предъявляться к каждому из вас на протяжении всех занятий.

     Для этого я зачитаю список правил, которые обычно используются  в  группах тренинга. У каждого из вас есть возможность высказать свое отношение к любому из пунктов, аргументировано возразить, если что-то в данном пункте вас не устраивает. Можно также вносить свои предложения и дополнения в предлагаемый список.

     Для того, чтобы работа с самого начала была продуктивной, предлагаю вам объединится в пары. После того как вы прочитаете список правил, написанный на бумаге, у вас будет 4-5 минут, чтобы их обсудить и приготовиться для работы в общем кругу.

     Когда вся группа начнет обсуждать предложенные правила, вы можете высказать свои предложенные правила, критичные замечания, дополнения. Помните, что от вашей активности и ответственности во время работы над правилами группы во многом зависит успешность ее работы.

     Правила:

1) Доверительный стиль общения; 2) Общение по принципу «здесь и теперь»; 3) «Персонификация высказываний»; 4) Искренность в общении; 5) Конфиденциальность всего происходящего в группе; 6) Определение сильных сторон личности; 7) Недопустимость непосредственных оценок человека; 8) Разнообразие контактов общения с различными людьми; 9) Активное участие в происходящем; 10)Уважение к говорящему. 

     Упражнение 3 «Благородный поступок»

Цель: создать психологический настрой на доверительный стиль общения

Время: 30 минут

     Для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходиться чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится идти по заданию мамы (мужа, жены) в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия.  Кто этот человек? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть это был совсем незнакомый вам человек? Дается время 3 минуты. Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок? Это была ваша инициатива? Вам очень хотелось сделать именно так для этого человека или он сам попросил, требовал, приказывал или унижался; моля вас об определенной услуге, и вы после некоторого колебания выполнили его просьбу? Вспомните эти обстоятельства.

     Этот  этюд проводится в большом кругу. Во время выступления очередного участника остальные должны внимательно  слушать и помогать следующему высказываться. В случае отказа участника от высказывания вы можете попросить его попробовать  еще раз после того, как выступят остальные члены группы, но если он так и не сможет преодолеть внутренний барьер, не следует настаивать. Дайте ему возможность прочувствовать атмосферу группы, убедиться в доброжелательности участников тренинга и вас в то числе. На таких членов группы следует обратить особое внимание. 

     Упражнение 4 «У кого есть сестры»

Цель: снятие напряжения, поднятие настроения.

Время: 10 минут.

     Участники садятся по кругу, тренер стоит в  центре круга. Сейчас у нас будет  возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами  (пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет). Например, я скажу:  “Пересядьте все те, у кого есть сестры”.  И все,  у кого есть сестры должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места продолжит игру. Используйте эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

     Когда упражнение закончено, тренер может  обратиться к группе с вопросом:  “Как вы себя чувствуете?”  или “Как ваше настроение сейчас?” 

     Упражнение 5   “Кто как выглядит”

Цель: сближение участников тренинга, создание атмосферы доверия и доброжелательности.

Время: 15 минут.

     Участник  группы, вызвавшийся рискнуть, прячется за портьеру. Надо постараться устроить так, чтобы спрятавшийся имел возможность  слышать то, что происходит в группе. После этого ведущий предлагает участникам описать, как выглядит человек, находящийся за портьерой. Ведущий просит вспомнить все во всех подробностях. Он воздерживается от комментариев. Единственное, что позволяет себе ведущий, это повторять только что сказанное, сопровождая повтором вопросом: “Это все?»

     Ведущий может также обратиться к стоящему за портьерой с просьбой внимательно следить за правильностью описаний.

     Если  возникает спор между участниками  группы о том, как выглядит человек  за портьерой, ведущий лишь фиксирует 2 точки зрения и предлагает дополнить  описания новыми подробностями, прекращая таким образом дебаты. Ведущий должен четко улавливать “границу” между описаниями и интерпритацией. Остановить участника следует тогда, когда он примется, например, описывать каков характер человека и т.п.

     Когда все желающие высказались, прятавшийся участник выходит из-за портьеры и делится своими впечатлениями.

     В конце обсуждения полезно напомнить  то, как большинство участников опасались  рискнуть выйти для выполнения этого  “номера”. Здесь может быть полезным сравнения ситуаций тренинга и реальной жизни.  

     Упражнение 6 “Тимуровцы”

Цель: усилить психологический настрой на глубокую работу над собой, на доверительный стиль общения.

Время: 40 минут.

     Наверное, вы помните рассказ Гайдара “Тимур и его команда”. Если в нескольких словах о сути рассказа – делайте добро окружающим.

     Давайте и мы расскажем друг другу о  том, кому и в чем вы помогли  за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник  или очень хороший друг, а может  быть это был совсем незнакомый вам  человек, который нуждался в вашей помощи, и вы вовремя пришли,  чтобы помочь ему?

     Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких  обстоятельствах это было? Этот человек  вас сам попросил о помощи или  это была ваша инициатива? Кто первый готов рассказать о своем “тимуровском поступке”, т.е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Не забывайте при этом слышать и содержание его рассказа, о чем говорит человек, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было ?

Информация о работе Тренинг развития коммуникативных навыков