Тренинг развития коммуникативных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:59, реферат

Описание

Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции
Задачи:
1. Сформировать тренинговую группу
Развить способности к саморефлексии
Сформировать навыки установления контакта
Отработка различных способов поведения в ситуации общения
Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.

Работа состоит из  1 файл

Тренинг развития коммуник. навыков (Душинина).doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, 1-ым этапом игры является водружение козырьков  и разглядывание участниками  друг друга. На 2-ом этапе ведущий  предлагает тему для обсуждения. Для  дискуссии отводится 5-7 минут. По окончании  дискуссии группа переходит к обсуждению. Важным моментом обсуждения является обмен впечатлениями о степени комфортности положения каждого участника в процессе игры, выяснение взаимных впечатлений о том, как на взгляд окружающих, действовал тот или иной участник игры, заметно ли было в его поведении нечто, противостоящее коллективному натиску. 

     Упражнение 6 «Настроение».

Цель: снять усталость, напряжение.

Время: 15 минут.

     Сейчас  мы поработаем в парах (тренер называет специально подобранные пары). Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. Начинающий примет вид грустного, чем-то расстроенного человека. Попытайтесь найти средства, чтобы войти в состояние этого человека. Напарник должен изменить состояние грустного человека в позитивную сторону, вызвать у него улыбку. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями. 

     Домашнее  задание «Новые знакомые».

Это домашнее задание, выполнение которого потребует  от вас определенных душевных усилий и внутреннего настроя. Вам нужно до 6-го занятия познакомиться как минимум с 2-мя новыми знакомыми. Это могут быть ваши соседи по дому, с которыми вы до сих пор незнакомы или коллеги по работе, с которыми вы не здоровались до сих пор и т.д. Основательно готовьтесь к этому и после каждого нового знакомства продумывайте, как можно еще лучше устанавливать контакт.

Свои  впечатления обязательно записывайте, чтобы не забывать выводы. Пусть  ваш опыт поможет другим участникам группы. 

     Анкета.

     Подведение  итогов:

Вот и  закончилось 4-ое занятие. Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше если вы сможете сказать несколько теплых слов своим  друзьям, членам нашей тренинговой группы.

     Ритуал  прощания. 

     5 Занятие

Цель: продолжить работу по самоанализу, обсудить профессионально-важные качества налоговика, сделать групповую оценку личности. 

     Приветствие

     Представьте, что вы лес. А теперь выскажитесь  в свободной форме, какой вы лес.

     Проверка  домашнего задания.

     Участники в свободной форме продолжают высказывать свои впечатления от процесса общения с клиентами. 

     Упражнение 1 «Другой акцент».

Цель: совершенствование коммуникативных навыков.

Время: 20 минут.

Оборудование: карточки с ситуациями.

     Часто в своей речи мы не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после вашего предложения принять участие в каком-либо деле, партнер говорит, что ему не совсем ясно о чем идет речь. Вы можете отреагировать 2 способами: 1) Выглядит так: «Вы меня не поняли» (в скобках читай: «Ну какой же ты бестолковый!»). 2) Выглядит так: «Извините, я плохо выразил свою мысль» ( читай в скобках: «Я сегодня действительно не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

     1-ым  ответом мы перекладываем всю  ответственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положение. 2-ой ответ снимает с вашего партнера значительную долю ответственности и такими словами вы показываете свою готовность продолжить разговор.

     Какая тактика более эффективна? Я думаю  выводы сделаете сами. Давайте сегодня потренируемся использовать 2-ую тактику. Для этого давайте соберем несколько примеров высказываний 1-го типа. Эти примеры должны быть из вашей личной практики. После этого мы перенесем акцент на 2-ой вариант, который более эффективен.

     Далее группа делится на пары, им выдаются карточки с ситуациями и они выполняют упражнение.

     Примеры ситуаций:

  1. Перед вами человек, которого вы видите в 1-ый раз, но он вам очень понравился и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему:

Время на установление контакта, приветствие  и проведение беседы 2-3 минуты.

  1. В вагоне метро вы случайно оказываетесь рядом с известным киноактером. Вы обожаете его и хотели бы с ним поговорить. Вы говорите ему:
  2. Вам очень нужна крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы, наконец, решились подойти к отцу (маме). Вы начинаете разговор:
  3. Вы узнали, что один из ваших коллег дурно отзывался о вас в праздничной компании. Надо с ним поговорить. Случай представился, вы одни, никого нет рядом:

     После того как участники закончили, все  садятся в большой круг и делятся  впечатлениями. Обсуждение проводится по вопросам: Легко ли вам было вступать в контакт? Почему? Какие методы и  способы вы использовали при этом? Является ли ответственность вашим профессионально важным качеством? Какие испытывали ощущения, когда реагировали при помощи 2-го варианта?   

     Упражнение 2 «ГОЛ».

Цель: узнать адекватность своей самооценки, выделит профессионально важные качества.

Время: 30 минут.

Оборудование: листы бумаги, цветные ручки, ватман.

     Специфика вашей работы состоит в том, что  вы работаете с людьми. Но для  общения необходимы такие личностные качества, которые будут улучшать процесс общения. Теперь подумайте  и напишите список профессионально  важных качеств, необходимых для эффективного выполнения вашей работы. Для этого вам дается 5 минут.

     Далее кто-то из участников на доске или  ватмане пишет свои качества, а  затем перечисленные другими. Когда  это сделано каждый человек из этого списка выбирает 5 качеств, которые, по его мнению, являются самыми важными и главными (5 минут). После этого путем подсчета голосов на каждое качество, выбираются 5 качеств. Затем каждым на листке бумаги строится график. По оси Х ставятся качества от1-го до 5-ти. По оси Y ставятся проценты от 0 до 100 с интервалом в 10%.

     После этого каждый участник самостоятельно оценивает данные 5 качеств по степени  выраженности их у себя. Затем степень  выраженности этих качеств у данного  человека оценивают другие члены  группы. Т.о. на рисунке должно быть 10-12 графиков.

     Далее участники садятся в круг и  идет обсуждение. Это упражнение очень  информативно в плане самооценки. Обсуждение проводится по следующим  вопросам: Кто какие открытия сделал для себя лично? Как вы думаете, почему так получилось? А как вы думаете, как профессионально важные качества влияют на эффективность деятельности? Какие ПВК есть лично у вас? Каких качеств не хватает вам для выполнения работы?

     Упражнение 3 «Сыр. Спагетти. Кока-кола»

Цель: снятие напряжения и усталости.

Время: 5 минут.

     Все участники встают и отходят в  просторное место, становятся в круг спиной друг к другу. Затем каждый складывает свои руки на талию участнику, стоящему впереди. Все идут по кругу  и говорят «Сыр. Спагетти. Кока-кола».  Через некоторое время участники должны обхватить человека за талию через одного. Т.о. круг становится еще меньше. Участники продолжают говорить все те же слова. После этого члены группы берут человека, находящегося через двух людей от данного человека, и говорят те же слова. И так далее пока круг еще в состоянии ходить. 

     Упражнение 4 игра «Мафия»

Цель: помочь участникам найти индивидуальные методы и способы убеждающего воздействия.

Время: 30 минут.

Оборудование: карточки с написанными ролями.

     Тренер  раздает участникам карточки и просит не показывать их друг другу. Затем  сообщает, что группа становится жителями простого мирного города, где действует  мафия. Она среди нас (это те, кто  получил карточку «Мафия»). Попытаемся ее выявить своими силами. Те, кто получил карточки с надписью «Горожанин» могут своей властью, в открытом обсуждении высказывать подозрения по отношению к тем жителям города, которые почему-либо вызывают сомнения. Также в городе есть прокурор, задача которого наводить порядок в городе и искать мафию. Задача подозреваемых убедить остальных в том, что подозрения их напрасны. Затем через 1-3 минуты ведущий объявляет, что наступила «ночь». Все горожане закрывают глаза и засыпают. Проследив, чтобы глаза у всех были закрыты, ведущий объявляет о том, что мафия выходит на дорогу. Мафиози открывают глаза и, стремясь не выдать себя посторонними звуками, одними переглядками договариваются о том, кто из горожан сейчас падет жертвой мафии.

     Далее наступает «день», горожане просыпаются  и видят, что жертвой мафии пал житель Ч.  Если пал прокурор, то мафия начала побеждать. Горожане вынуждены бороться за себя. Повторяется групповая дискуссия по поводу подозрений. Если большинство горожан настаивает на аресте подозреваемого, а подозреваемый не может переубедить их, то ему дается последнее слово. Задача последнего слова – использовать шанс в переубеждении горожан. Если это не удается подозреваемый выводится из игры.

     Игра  ведется до тех пор, пока не будут  уничтожены все мафиози.

     Далее проводится обсуждение игры. Какие были впечатления у тех, кого «убрали» мафиози? Что позволяет наиболее удачливым игрокам добиваться успеха? Как часто вам приходится убеждать клиента в чем-либо? Какие ПВК способствуют эффективному убеждению?  

     Упражнение 5 «Путаница»

Цель: снять напряжение и усталость.

Время: 5 минут.

     Участники становятся в круг.

     Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все  протянем руки к его середине. По моей команде одновременно возьмемся  за руки и сделаем это так, чтобы  в каждой руке оказалась чья-то рука. При этом постарайтесь не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три.

     После того, как тренер убедится, что все  руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активное влияние на «распутывание» не оказывает. 

     Анкета.

     Подведение  итогов:

Вот и  закончилось 5-ое занятие. Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или  тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше если вы сможете сказать несколько теплых слов своим  друзьям, членам нашей тренинговой группы.

     Ритуал  прощания. 

     6 Занятие

Цель: закрепление полученных коммуникативных навыков, завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, настроить на будущее. 

     Приветствие «Здравствуйте, мне  очень нравится».

     Каждый  участник должен сказать «Здравствуйте, мне очень нравится…» и говорит  все, что ему нравится может быть в собеседнике, может быть в погоде и т.п. Высказаться должны все.

     Проверка  домашнего задания.

     Вы  к сегодняшнему дню должны были познакомиться  с новыми людьми. Теперь расскажите об этом в свободной форме. С какими трудностями вы столкнулись? Какие  средства использовали?  

          Упражнение 1 «Контакты».

Цель: закрепить полученные коммуникативные навыки.

Время: 1 час.

Оборудование: Видеокамера, листы бумаги, ручки.

     В этом упражнении вы используете все  то, чему научились за наши занятия.

     Умение  устанавливать контакты необходимо для приятного и продуктивного  общения. Но человек не рождается с этим умением, оно – результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас займемся. Вы должны будете легко и свободно войти в контакт с партером, начать разговор, а также приятно расстаться с ним.

     3 случая мы запишем на видео и проанализируем все вместе.  

     Упражнение 2 «Подарки».

Цель: повысить настроение

Информация о работе Тренинг развития коммуникативных навыков