Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:59, реферат
Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции
Задачи:
1. Сформировать тренинговую группу
Развить способности к саморефлексии
Сформировать навыки установления контакта
Отработка различных способов поведения в ситуации общения
Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.
Видеосъемка.
Цель: с помощью видеосъемки показать некомпетентность участников тренинга в ситуации общения.
Время: 15 минут.
Оборудование: видеокамера.
Вызывается
2 участника. Им предстоит участвовать
в ситуации, которая будет специально
разыграна. 1-ый будет исполнять роль
кандидата в президенты, а 2-ой –
представитель «желтой прессы»,
роль которого будет заключаться в том,
чтобы скомпрометировать кандидата. Кандидат,
в свою очередь, должен достойно выйти
из ситуации. Время на подготовку не дается.
Анализ видео проводится на следующий
день.
Упражнение 5 «Животные».
Цель: расслабление эмоционального настроя, развитие невербального поведения.
Время: 15 минут.
Оборудование: карточки с названиями животных.
Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на 2-х карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на котором будет написано «слон», значит, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда
вы найдете свою пару, останьтесь рядом,
но продолжайте молчать, не переговаривайтесь.
Только, когда все пары будут образованы,
мы проверим, что у нас получилось.
После того как все участники группы
нашли свою пару, тренер спрашивает у каждой
пары: «Кто вы?»
Упражнение 6 «Подстройки».
Цель: осознание позиций, на которых общаются люди.
Время: 30 минут.
В процессе общения мы все занимаем какую-то позицию. Это может быть общение на равных, т.е. такое поведение, при котором люди открыто и дружелюбно говорят друг с другом. Это может быть общение, когда 1 партнер по общению находится как бы сверху, а другой снизу. Может наблюдаться снисходительность и нетерпимость. Каждый человек может занимать разные позиции в зависимости от качеств характера.
Теперь вам необходимо разбиться на пары и в течение 5 минут вам необходимо общаться на любую тему, причем 1 человек находится в позиции снизу, а другой сверху. Темы должны быть заданы тренером. Затем поменяйтесь ролями и общайтесь в течение 5 минут. После этого сядьте на стулья и общайтесь на равных. Теперь сядьте в круг, обсудим ваши впечатления. «В какой позиции вам было удобнее общаться?», «Почему?».
Упражнение 7 « 3 ответа на фрустрацию».
Цель: расширение интонационной шкалы поведения.
Время: 45 минут.
Оборудование: карточки с ситуациями.
Участникам выдается пример ситуации, в которую он попадает. Ему необходимо продемонстрировать 3 варианта своего ответа: уверенный, неуверенный, агрессивный. Все 3 варианта ответов демонстрируются без предварительного объявления о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. Участники должны поделиться своими догадками о том, каким, по его личному мнению, был предъявлен вариант ответа.
Участник – исполнитель собирает все впечатления от группы и демонстрирует правильный вариант ответа.
Примеры карточек с ситуациями:
Далее происходит обсуждение ответов с помощью вопросов: «Как вам было легче ответить?», «Почему?», «Какие ответы являются более эффективными?»
Анкета.
Подведение итогов:
Вот и закончилось 2-ое занятие. Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше если вы сможете сказать несколько теплых слов своим друзьям, членам нашей тренинговой группы.
Ритуал
прощания.
3 Занятие
Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа, анализ работы с клиентами.
Приветствие.
Представьте
себе, что вы небо. А теперь опишите,
какое вы небо? Высказаться должны
все в любом порядке.
Упражнение 1 «Грани сходства».
Цель: сплочение группы, помощь в осознании того общего, что есть у людей, какими бы разными они не казались вначале.
Время: 15 минут.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
«А теперь поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире. Мы такие разные, часто непонятные для других. И все-таки есть нечто, что нас объединяет. Всех, даже внешне совсем непохожих друг на друга, черных и белых, больших и маленьких. Давайте вместе поищем это объединяющее начало.
Для работы вам нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он непохож на вас: другой характер, рост, цвет волос? Наверное, вы найдете очень много различий. И это естественно, ведь он другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем ваше сходство? Только нельзя об этом спрашивать своего партнера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», Думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая о ком-то одном.
При этом постарайтесь написать не только о чисто физических признаках, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединить
После того как вы закончите перечисление сходств, нужно передать списки друг другу, для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркнете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа, вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.
После
этого участники садятся в
круг. В свободной форме можно
обсудить полученные результаты. У каких
пар все сошлось? Какие пары категорически
не согласны с полученным сходством? Почему
не получилось упражнение? И т.п.
Упражнение 2 «Скетчи».
Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение репертуару поведения.
Время: 1 час.
Оборудование: Карточки с написанными на ней ролями.
Необходимо, чтобы каждый участник исполнил по 1-ой роли. На всеобщее обозрение вызывается 3 добровольца. Каждый из них выбирает для себя коммуникативный стиль из числа описанных В. Сатир. Она выделила 4 стиля поведения человека.
Соглашатель: Такой человек всегда готов к согласию. Он непрерывно извиняется и стремится любой ценой «Не гнать волну». Соглашатель производит впечатление беспомощности, и типичным для него способом самовыражения является нытье.
Обвинитель: Это противоположность соглашателю. Он постоянно ищет, кого бы в чем упрекнуть. И всех провоцирует на конфликт. Обвинители держаться свысока, а свои собственные недостатки переносят на других людей. Говорят они громко и властно и при этом часто тыкают пальцем.
Вычислитель: Таким людям свойственна ультрарассудительность, спокойствие и собранность. Эмоции и эмоциональность для них хуже чумы. Говорят они монотонно, в разговоре оперируют больше абстракциями и выглядят напряженно.
Путаник: Для таких людей характерны заявления, которые не имеют отношения к сути дела и только сбивают с толку. Они все какие-то дерганные и некоординированные и для их речи характерно несоответствие между смыслом и интонацией.
Каждого
добровольца просят выбрать такой
коммуникативный стиль, который
для него внове. В выбранных ролях
они могут чувствовать себя неудачно,
но это расширяет их поведенческий
репертуар. Затем они выбирают любую
тему и приступают к ее обсуждению,
придерживаясь, каждый своей роли. Остальные
члены группы наблюдают за ними. Минут
через 5 наблюдателям предлагается рассказать
о том, как они воспринимают происходящее
на их глазах обсуждение. После этого добровольцы
делятся своими впечатлениями, возникшими
при исполнении ролей. Потом эту процедуру
делают все участники только без демонстрации.
Упражнение 3 «Ситуации».
Цель: отработка поведенческих образцов
Время:
Оборудование: карточки с написанными на них ситуациями.
Упражнение проводится в парах. Сейчас каждый из вас получит карточку. Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на 3 части: 1-ая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. 2-ая часть текста содержит то, что вы будете открыто говорить своему собеседнику, а в 3-ей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача 2-го участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, - понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника.
В ходе работы вы проведете 2 разговора: сначала 1 из участников пары будет разбираться в проблеме другого человека, потом – наоборот.
В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждому из пар, при необходимости вносить коррективы в действия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.
После завершение упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу того, какие роли принимали на себя участники. Далее проводится обсуждение при помощи вопросов: Какие роли вы брали на себя? Нова ли для вас эта роль? Почему вы выбрали ее? Будете ли вы использовать ее в работе с клиентами?
Примеры карточек:
1 ситуация
2 ситуация
Информация о работе Тренинг развития коммуникативных навыков