Тренинг развития коммуникативных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:59, реферат

Описание

Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции
Задачи:
1. Сформировать тренинговую группу
Развить способности к саморефлексии
Сформировать навыки установления контакта
Отработка различных способов поведения в ситуации общения
Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.

Работа состоит из  1 файл

Тренинг развития коммуник. навыков (Душинина).doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

     Если  кто-то из участников отказывается говорить, не следует настаивать, а тем более  требовать. Вы можете попросить его  об этом еще раз после того, как  выскажутся все остальные члены группы. Если на этот раз он не готов говорить о себе, не следует настаивать. Вместо этого дайте ему возможность услышать других, почувствовать атмосферу группы.

      

     Упражнение  7 «Улыбка»

Цель: научить участников тренинга использованию приема психологической аттракции (привлечение) внимания партнера.

Время: 20 минут.

     К сожалению, сегодня редко можно  встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже  привыкли видеть хмурые лица вокруг и самое страшное – сами перестали улыбаться. Давайте введем в традицию нашей группы улыбку. Это означает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благожелательная улыбка. С какими бы словами мы ни подходили друг к другу, начинаем диалог с улыбки. И не только в группе, пусть это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими людьми.

     Для того, чтобы улыбка стала нашей  доброй традицией, мы будем специально обращать на это внимание. При контакте с любым членом группы, если вы видите, что человек не улыбнулся вам, вы очень тактично напоминаете ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.

     А теперь подойдите друг к другу  и улыбнитесь. Скажите несколько  приятных слов. Обратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает ли чувство неловкости, натянутости мышц лица? А что вы чувствуете, когда улыбка адресована  вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас вас о чем-то попросят?

     У вас есть 10 минут для общения  с улыбкой. После этого мы соберемся  в большой круг и обсудим ваши впечатления. 

     Упражнение 8 «Сыщики»

  Цель: сплочение группы, научение эффективным способам осуществления нескольких деятельностей.

Время: 40 минут.

Оборудование: ватман, краски, фломастеры, карандаши, маркеры.

     Группа  вовлекается в какую-либо деятельность. Например, общегрупповой рисунок. Причем при рисовании нельзя общаться с  помощью слов. Это можно делать невербально. Причем перед началом общегрупповой деятельности тренер раздает карточки с именами участников и говорит о том, чтобы человек наблюдал за тем участником, который написан на карточке. Также участник должен выполнять еще 2 задачи:

  1. внимательно следить за тем, что делает, как себя ведет объект его наблюдений.
  2. Каждый участник может попытаться понять, кто следит за ним самим.

     Главное – не разоблачить себя, не позволить  обнаружить за кем следит сам участник. Время на выполнение игровой части  упражнения – 5 минут. Затем следует обсуждение, во время которого следует предоставить каждому возможность поделиться своими впечатлениями. Обсуждение выгодно проводить в несколько этапов.

     Сначала можно предложить каждому участнику  сообщить, удовлетворен ли он качеством  выполнения игрового сюжета. Затем каждый участник делится своими впечатлениями о том, кто, по его мнению, следил за ним. Высказанные догадки тут же проверяются, и «сыщики», наблюдавшие за этим человеком, раскрывают себя.

     После этого ведущий может предложить участникам просто поделиться своими впечатлениями о том, как кому удалось выполнить совокупность заданий? Что происходит с каждым из участников? Какое из 2-х заданий было легче выполнять? Как удавалось сосредотачиваться на нескольких деятельностях? Какие ощущения вызывало понимание того, что кто-то следит за вами? Какие возникали при этом желания? Что мешало, а что помогало во время игры?

     Подведение  итогов:

Вот и  закончилось 1-ое занятие. Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или  тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше если вы сможете сказать несколько теплых слов своим новым друзьям, членам нашей тренинговой группы.

     В конце каждого занятия выдается анкета.

                                      Анкета «Мнение» 

Твое  тренинговое имя_______________________________________________

Дата  занятия_______________________________________________________

  1. Что тебе удалось понять в самом себе, в чем лучше разобраться?______

___________________________________________________________________

2. Кто из участников  тебе больше всего  помог сегодня?  Чем именно?_____

____________________________________________________________________

3. Что тебе не  понравилось на  этом занятии?  Почему?___________________         

____________________________________________________________________

4. Твои замечания  ведущему__________________________________________

                                                                                                           Подпись

    2 занятие

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать закреплению навыков самоанализа, обсудить качества, важные для эффективного межличностного общения. 

     Упражнение 1. Тест «Какой я в общении».

Цель: выявить уровень общительности участников тренинга, и возможных проблем в общении.

Время: 15 минут

Оборудование: листы бумаги, ручки, раздаточный материал с тестом и интерпритацией.

     Для более продуктивного общения  во время тренинга вам необходимо в самом начале получить необходимую информацию о себе. Мы сделаем это с помощью небольшого теста «Какой я в общении». Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте предельно искренне и откровенно. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет». Выбирайте 1 из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом.

     Вопросы:

  1. Много ли у тебя друзей?
  2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
  3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
  4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
  5. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?
  6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
  7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
  8. Можешь ли сделать 1-ый шаг к примирению после ссоры с другом?
  9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
  10. Способен ли идти в общении на компромисс?
  11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
  12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствии?
  13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
 

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» – 3 очка, за ответ «и да, и нет» – 2 очка, за ответ «нет»  – 1 очко.

Интерпритация:

30-39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контакта с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

20-29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешаным. Следует быть искренним, доброжелательным к своим собеседникам.

До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, общению с друзьями предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей. Вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, преодолев застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения.

     После прочтения результатов теста  у участников могут возникнуть вопросы, ведущий обязан ответить на все возникшие вопросы. 

        Упражнение 2 «Атомы-молекулы».

Цель: снятие напряжения, настрой на дальнейшую активную работу.

Время: 10 минут.

     Участники стоят по кругу. «Представьте себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с 2-мя участниками группы показывают, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу предплечьями)».

     В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих  в упражнении.

     Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете? Мы можем приступить к работе?»

     Упражнение 3 «Экстрасенс»

Цель: отработать навык понимания другого человека

Время: 20 минут

Оборудование: листы бумаги, ручки

     «Представьте  себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства других людей, по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. А теперь среди участников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы мысленно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п. Затем вы сядете в большой круг и обращаетесь к человеку, состояние которого вы описывали, расскажите ему о нем. Тот, чье состояние вы описали может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть. Процедура: вы можете предложить участникам объединиться в пары и каждому описать состояние и мысли своего партнера, т.е. отработать в открытом режиме. Но можно провести это упражнение в закрытом режиме, т.е. участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относиться к нему. А затем члены группы должны определить, чье состояние было описано.

     Затем идет обсуждение, при котором можно задавать следующие вопросы: «Было ли вам сложно описывать состояние другого человека?», «Почему?», «Что вам помогало при описании состояния человека?» 

     Упражнение 4 «Принимаю решение».

Цель: помочь участникам понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем, в том числе и в сфере общения.

Время: 30 минут.

Оборудование: листы бумаги, ручки, магнитофон с музыкой.

     Одно  из важнейших умений, которым необходимо овладеть каждому человеку, - умение принимать решения.

     Составьте перечень тех решений, которые приняли за последнюю неделю или месяц, а может быть год, если это очень крупные решения.

     На 1-ом этапе вам нужно просто записать содержание решений, которые касаются непосредственно вас. Например, «Я решила сменить прическу» и т.п. А сейчас проанализируйте ваши записи и откровенно ответьте на следующие вопросы: «Кто вам помогал принимать эти решения?» или, может быть, их кто-то принимал за вас? Если «да», то почему. Почему решения, которые касаются только вас, принимает кто-то другой? Значит, вы до сих пор не научились принимать решения, которые относятся только к вам? Время 10 минут. Теперь выскажите в свободной форме результаты вашего анализа. 

Информация о работе Тренинг развития коммуникативных навыков