Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:59, реферат
Цель: формирование коммуникативных навыков у сотрудников Налоговой Инспекции
Задачи:
1. Сформировать тренинговую группу
Развить способности к саморефлексии
Сформировать навыки установления контакта
Отработка различных способов поведения в ситуации общения
Закрепить полученные навыки в заключительном упражнении.
Если кто-то из участников отказывается говорить, не следует настаивать, а тем более требовать. Вы можете попросить его об этом еще раз после того, как выскажутся все остальные члены группы. Если на этот раз он не готов говорить о себе, не следует настаивать. Вместо этого дайте ему возможность услышать других, почувствовать атмосферу группы.
Упражнение 7 «Улыбка»
Цель: научить участников тренинга использованию приема психологической аттракции (привлечение) внимания партнера.
Время: 20 минут.
К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и самое страшное – сами перестали улыбаться. Давайте введем в традицию нашей группы улыбку. Это означает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благожелательная улыбка. С какими бы словами мы ни подходили друг к другу, начинаем диалог с улыбки. И не только в группе, пусть это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими людьми.
Для того, чтобы улыбка стала нашей доброй традицией, мы будем специально обращать на это внимание. При контакте с любым членом группы, если вы видите, что человек не улыбнулся вам, вы очень тактично напоминаете ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.
А теперь подойдите друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Обратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает ли чувство неловкости, натянутости мышц лица? А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас вас о чем-то попросят?
У
вас есть 10 минут для общения
с улыбкой. После этого мы соберемся
в большой круг и обсудим ваши
впечатления.
Упражнение 8 «Сыщики»
Цель: сплочение группы, научение эффективным способам осуществления нескольких деятельностей.
Время: 40 минут.
Оборудование: ватман, краски, фломастеры, карандаши, маркеры.
Группа вовлекается в какую-либо деятельность. Например, общегрупповой рисунок. Причем при рисовании нельзя общаться с помощью слов. Это можно делать невербально. Причем перед началом общегрупповой деятельности тренер раздает карточки с именами участников и говорит о том, чтобы человек наблюдал за тем участником, который написан на карточке. Также участник должен выполнять еще 2 задачи:
Главное – не разоблачить себя, не позволить обнаружить за кем следит сам участник. Время на выполнение игровой части упражнения – 5 минут. Затем следует обсуждение, во время которого следует предоставить каждому возможность поделиться своими впечатлениями. Обсуждение выгодно проводить в несколько этапов.
Сначала можно предложить каждому участнику сообщить, удовлетворен ли он качеством выполнения игрового сюжета. Затем каждый участник делится своими впечатлениями о том, кто, по его мнению, следил за ним. Высказанные догадки тут же проверяются, и «сыщики», наблюдавшие за этим человеком, раскрывают себя.
После этого ведущий может предложить участникам просто поделиться своими впечатлениями о том, как кому удалось выполнить совокупность заданий? Что происходит с каждым из участников? Какое из 2-х заданий было легче выполнять? Как удавалось сосредотачиваться на нескольких деятельностях? Какие ощущения вызывало понимание того, что кто-то следит за вами? Какие возникали при этом желания? Что мешало, а что помогало во время игры?
Подведение итогов:
Вот и закончилось 1-ое занятие. Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше если вы сможете сказать несколько теплых слов своим новым друзьям, членам нашей тренинговой группы.
В конце каждого занятия выдается анкета.
Твое
тренинговое имя_______________
Дата
занятия_______________________
______________________________
2. Кто из участников тебе больше всего помог сегодня? Чем именно?_____
______________________________
3.
Что тебе не
понравилось на
этом занятии?
Почему?___________________
______________________________
4.
Твои замечания
ведущему______________________
2 занятие
Цель:
закрепить активный тренинговый стиль
общения, способствовать закреплению
навыков самоанализа, обсудить качества,
важные для эффективного межличностного
общения.
Упражнение 1. Тест «Какой я в общении».
Цель: выявить уровень общительности участников тренинга, и возможных проблем в общении.
Время: 15 минут
Оборудование: листы бумаги, ручки, раздаточный материал с тестом и интерпритацией.
Для более продуктивного общения во время тренинга вам необходимо в самом начале получить необходимую информацию о себе. Мы сделаем это с помощью небольшого теста «Какой я в общении». Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте предельно искренне и откровенно. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет». Выбирайте 1 из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом.
Вопросы:
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» – 3 очка, за ответ «и да, и нет» – 2 очка, за ответ «нет» – 1 очко.
Интерпритация:
30-39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контакта с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
20-29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешаным. Следует быть искренним, доброжелательным к своим собеседникам.
До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, общению с друзьями предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей. Вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, преодолев застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения.
После
прочтения результатов теста
у участников могут возникнуть вопросы,
ведущий обязан ответить на все возникшие
вопросы.
Упражнение 2 «Атомы-молекулы».
Цель: снятие напряжения, настрой на дальнейшую активную работу.
Время: 10 минут.
Участники стоят по кругу. «Представьте себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с 2-мя участниками группы показывают, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу предплечьями)».
В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете? Мы можем приступить к работе?»
Цель: отработать навык понимания другого человека
Время: 20 минут
Оборудование: листы бумаги, ручки
«Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства других людей, по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. А теперь среди участников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы мысленно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п. Затем вы сядете в большой круг и обращаетесь к человеку, состояние которого вы описывали, расскажите ему о нем. Тот, чье состояние вы описали может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть. Процедура: вы можете предложить участникам объединиться в пары и каждому описать состояние и мысли своего партнера, т.е. отработать в открытом режиме. Но можно провести это упражнение в закрытом режиме, т.е. участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относиться к нему. А затем члены группы должны определить, чье состояние было описано.
Затем
идет обсуждение, при котором можно
задавать следующие вопросы: «Было ли
вам сложно описывать состояние другого
человека?», «Почему?», «Что вам помогало
при описании состояния человека?»
Упражнение 4 «Принимаю решение».
Цель: помочь участникам понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем, в том числе и в сфере общения.
Время: 30 минут.
Оборудование: листы бумаги, ручки, магнитофон с музыкой.
Одно из важнейших умений, которым необходимо овладеть каждому человеку, - умение принимать решения.
Составьте перечень тех решений, которые приняли за последнюю неделю или месяц, а может быть год, если это очень крупные решения.
На
1-ом этапе вам нужно просто записать
содержание решений, которые касаются
непосредственно вас. Например, «Я решила
сменить прическу» и т.п. А сейчас
проанализируйте ваши записи и откровенно
ответьте на следующие вопросы: «Кто вам
помогал принимать эти решения?» или, может
быть, их кто-то принимал за вас? Если «да»,
то почему. Почему решения, которые касаются
только вас, принимает кто-то другой? Значит,
вы до сих пор не научились принимать решения,
которые относятся только к вам? Время
10 минут. Теперь выскажите в свободной
форме результаты вашего анализа.
Информация о работе Тренинг развития коммуникативных навыков