Умственная отсталость детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Описание

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.

Содержание

Введение.
Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.
Причины умственной отсталости. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Классификация детей с общим психическим недоразвитием.
Коррекционные программы и методы коррекции умственной отсталости.
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 31.86 Кб (Скачать документ)

     Глубоко умственно отсталые дети (идиотия F73) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Уровень когнитивных способностей (КИ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Мышление таких детей практически полностью не развито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Речь отсутствует или ограничена нечленораздельными звуками. Речь других не понимают. Способность ходить формируется только к 10 годам. Отсутствует познавательная деятельность не умеют плакать и смеяться, не реагируют на боль.

     При идиотии легкой и средней степени узнают родителей

При глубокой идиотии реакции на окружающий мир извращены (не реагируют на окружающую обстановку). Не различают горячего и холодного, съедобного от несъедобного. У них нет понятия о глубине, высоте, опасности.

F78 Другая умственная отсталость

     Соматические (тяжелые соматические заболевания) или сенсорные проблемы (глухота, слепота) препятствуют оценке интеллектуального  уровня.

F79 Неуточненная умственная отсталость Нет достаточной информации для установления интеллектуального уровня. 

     Деменция  представляет собой распад более  или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, то есть при деменции имеет место  приобретенный после рождения интеллектуальный дефект.

     Характерными  признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации.

3.Классификация детей с общим психическим недоразвитием.

     Наиболее  распространенной классификацией детей  с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М.С.Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

     При неосложненной форме ребенок  характеризуется уравновешенностью  основных нервных процессов. Отклонение в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех  случаях, когда задание ему понятно  и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

     При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью  эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо  проявляются в изменениях поведения  и снижении работоспособности.

     У олигофренов с нарушением функции анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

     При олигофрении с психоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

     При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка  с изменениями личности по лобному  типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и  беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо  учитывают ситуацию.

     Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно - словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по своим проявлениям.

     Умственная  отсталость дифференцируется с другими  расстройствами в детском возрасте, которые могут внешне затруднять оценку интеллекта, например синдром  Ретта, симбиотический психоз. Дефект при шизофрении, развивающейся в детском возрасте, также может быть похож на олигофрению. Кроме того, с психической депривацией в детстве, связанной с принадлежностью родителей ребенка к тоталитарной секте, дефектами зрения и слуха родителей, пребыванием их в хроническом психозе. 

4. Коррекционные программы и методы коррекции умственной отсталости.

     Терапия умственной отсталости является комплексной  и включает медикаментозную, медико-педагогическую работу как с ребенком, так и с его родителями. Последовательно назначают стимуляторы нейрональных процессов, к которым относятся мегадозы витаминов, глютаминовая кислота, пирацетам (ноотропил), энцефабол, пантогам, церебролизин, аминалон. При нарушении поведения — малые и средние дозы нейролептиков.

     На  основе типового учебного плана подготовлены программы для 1-10 классов по общеобразовательным  предметам (1 сборник) и профессионально-трудовому  обучению (2 сборник).

     Программы составлены с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направленно на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному  развитию, обеспечивают идейно-нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

     Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных  знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

     Специальной задачей вспомогательной школы  является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка.

Наполняемость класса во вспомогательных школах не должно превышать 12 человек.

     Школы-интернаты  имеют штат медицинских работников, необходимых для проведения лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы.

     Лечебно-профилактическая и санитарно-гигиеническая работа осуществляется врачами – психиатром и педиатром и медицинскими сестрами.

     Врачи, помимо лечебно-профилактической работы, осуществляют методическое руководство  работой педагогического коллектива и оказывают консультативную  помощь учителям и родителям по вопросам рационального осуществления режимных моментов, дифференцированного подхода  при дозировке учебной и физической нагрузки, индивидуального учета  психических особенностей каждого  ребенка в процессе обучения и  воспитания.

     Приему  во вспомогательные школы-интернаты  подлежат умственно отсталые дети в  возрасте 7-9 лет (старше в порядке  исключения), как обучавшиеся в 1-2 классах общеобразовательных школ, так и не обучавшиеся.

     Направление во вспомогательные школы-интернаты  производится органами народного образования  на основании заключения медико-педагогической комиссии. Школа предоставляет комиссии документы и данные клинико-педагогической обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.

     Вспомогательная школа готовит своих воспитанников  к непосредственному включению  их в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

     Помощь, необходимая людям с умственной отсталостью, как адекватный и обязательный ответ на их индивидуальные и социальные нужды в соответствии с нормами гуманности требует упорядоченных форм и функционирующих систем.

     Многочисленные  учреждения, возникшие за короткий период времени, развивались из различных  областей помощи лицам с ограниченными  возможностями, то есть из таких областей, как педагогика, медицина, правопорядок, трудовые отношения, религии. Они в  своих целях ориентируются как  на специфические нужды умственно  отсталых людей, так и на их общность с другими членами общества.

     Дети-олигофрены – преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционной школы 8 вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.

     Умственно отсталые дети ни в коем случае не могут  быть приравнены к нормально развивающимся  детям более младшего возраста. Они иные по своим проявлениям.

     Психология  умственно отсталых детей находится  на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности  теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной  психологии, общей и специальной  педагогики, социологии.

     Люди  с умственной отсталостью, будучи взрослыми, тоже нуждаются в жизненном сопровождении, которое ориентировалось бы на их образовательные возможности и  интересы.

Не только умственно  отсталому ребенку, но и его родителям  требуется помощь.

     История людей с отставанием в умственном развитии на протяжении столетий была историей их преследования и пренебрежительного отношения к ним. Только с начала 19 столетия появились суждения о  возможности их обучения и воспитанию.

     Литература: 

1.В помощь директору специальной школы. Под ред. Г.Д.Кузнецова – М.: Просвещение, 1982г. – 406с.

2. Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997г. - 303с.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В.Кузнецовой – М.: Академия,2003г. – 479с.

4.Отто Шпек Люди с умственной отсталостью. - М.: Академия, 2003г. -427с.

5. Программы специализированных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Г.Н.Воскресенского – М.: Просвящение,1986г.-363с.

Информация о работе Умственная отсталость детей