Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 06:56, доклад
Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Это, несомненно, сохранилось и по сей день. Ежедневно мы встречаем мужчин и женщин и подсознательно дифференцируем их как внешне, так и по другим вещам: их речи, поведению, манере держаться, а также невидимым для глаза интересам и ценностям.
►Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Это, несомненно, сохранилось и по сей день. Ежедневно мы встречаем мужчин и женщин и подсознательно дифференцируем их как внешне, так и по другим вещам: их речи, поведению, манере держаться, а также невидимым для глаза интересам и ценностям.
Изучая различные общества, антропологи обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, в понимании того, что есть мужчина и женщина в той или иной культуре.
Целью данной работы является выяснение вопроса о влиянии культуры на формирование гендерных стереотипов.
►В 70-е годы на Западе складывается «Новая психология пола», так называемое гендерное направление, открывшее новую страницу в изучении био-социо-культурной специфики полов.
В отличие от русского языка английский язык разграничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Sex и gender находятся на противоположных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией.
Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик людей позволяет сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Возникло понятие «гендер», обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.
Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. Пол биологический, врожденный (хромосомный и гормональный) может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главным является пол психологический, социальный (гендер), который усваивается прижизненно.
►Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).
►Существующие в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское») оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.
Динамика гендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания
и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционным нормам культуры.
Антропологи,
этнографы и историки давно установили
относительность представлений о «типично
мужском» или «типично женском»: то, что
в одном обществе считается мужским занятием
(поведением, чертой характера), в другом
может определяться как женское. Из социологии
и этнографии известно, что гендерные
роли (набор ожидаемых образцов поведения
для мужчины или женщины) распределяются
в разных обществах не одинаково, а в зависимости
от их экономического развития и общественного
устройства..
►В обществах, часто называемых «первобытными»,
существовала развитая система женских
и мужских ролей, а также сложные обряды
и традиции обозначения мужского и женского
пола. Мужчины и женщины строго различались
по своей одежде, украшениям, стилю раскраски
тела и т.д. Для включения подрастающего
поколения в систему полоролевого разделения
труда были выработаны сложные обряды
инициации — посвящения в «мужчину» или
«женщину».
Однако даже в регулируемом ритуалами
обществе не все так просто. Во-первых,
мужские и женские роли (а с ними и представления
о том, что носитель каждой из них должен
делать и каким быть) существенно варьировались
от одного сообщества к другому.
На это обратила внимание антрополог Маргарет
Мид. В работе «Пол и темперамент» (1935)
она рассмотрела особенности общественных
стереотипов, касающихся типично мужских
и типично женских свойств у нескольких
племен Новой Гвинеи. В результате исследования
было установлено, что у племени арапешей
и у мужчин и у женщин преобладали женские
роли и ценились женские черты характера.
Они совместно трудились и воспитывали
детей. И мужчины и женщины второго племени
— мундугоморов — отличались воинственностью
и агрессивностью, причем мужчины племени
могли вступать в брак со своими дочерьми,
а матери — со своими сыновьями. У представителей
племени тчамбули гендерные роли распределялись
противоположно привычным нам: женщины
ловили рыбу, занимались ткачеством, торговали;
мужчины украшали себя и обдумывали праздничные
церемонии[4].
Соответственно,
нельзя судить о стереотипах мужчины и
женщины не учитывая принадлежность человека
к определенному обществу, которое как
упрочняет стереотипы в отношении маскулинности
и фемининности, так и
подталкивает к их изменениям.
Итак, социальный пол (гендер) формирует та среда, в которой живет человек, культура конкретного общества в данный исторический промежуток времени. ►Например, если сравнить американскую и российскую женщину конца ХХ – начала ХХI века, то мы заметим немало различий в менталитете, системе ценностей и т. д. Американка – независимая и самостоятельная, с деловыми качествами, делающая профессиональную карьеру, заботящаяся о личном успехе. Семья и дети не мешают ее самореализации. Россиянка – альтруистка, живет успехами детей и мужа, семейные ценности занимают главное место в ее жизни, профессиональный рост и карьера для нее менее важны, чем благополучие семьи. Данный пример показывает, что американка и россиянка имеют один и тот же биологический пол, но гендер у них разный. Аналогичное различие будет и у американских и российских мужчин.
Но и в рамках одной культуры, но в разные исторические эпохи, гендерные стереотипы могут трансформироваться. Например, ►если сравнить современную российскую женщину конца XX – начала XXI в. и женщину «пушкинской эпохи», то можно найти много отличий в женских образах разных исторических эпох, несмотря на ограниченность рамками одной страны, одного культурного поля. Женщины из «высшего общества» России «пушкинской эпохи» отличались женственностью, слабостью, утонченностью в отличие от «сильных», эмансипированных женщин ХХI в. В XVIII - XIX веках существовала значительная дифференциация между полами. С детства девочке и мальчику прививались определенные черты. Очень сильно различалось их воспитание и образование. Чаще всего образование было раздельным (женские и мужские гимназии), где упор в воспитании и образовании делался на половых различиях. Девушек обучали языкам, танцам, хорошим манерам, обучали «женственности», в то время как у мальчиков акцент ставился на обучение наукам, военному искусству и свойствам «мужского характера», таким как честь, доблесть, храбрость, мужество и т. п. Одно и то же слово «честь» означало для девушек – верная жена, преданная подруга, любящая и ласковая мать, в то время как для юношей слово «честь» означало порядочность, честность, благородство, долг, защита семьи и отечества.
Современные юноши и девушки ХХI века становятся все более одинаковыми и похожими как во внешнем виде, так и в поведении и характере. Стремясь стать сильной и равной мужчине, женщина стала терять самое главное качество своего пола - женственность, а ведь оно не означает слабость, но инаковость, право на отличие, право на свое, женское мироощущение и миропонимание.
►Гендерные стереотипы, существующие в рамках определенной культуры, имеют положительные и отрицательные стороны. Положительный эффект проявляется в том, что они поддерживают межличностное и межгрупповое взаимопонимание и сотрудничество. Однако должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны обеспечить устойчивость представлений, а с другой не останавливать развитие общества.
Как пишет И.С.Кон, «издавна шел спор, считать ли более желательным поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина), или, напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина)? Причем на более высоких ступенях развития общества все большее предпочтение отдается второй модели, сулящей большее взаимопонимание полов, тогда как в первом случае их отношения мыслятся как иерархические, основанные на господстве и подчинении».
Отрицательный эффект состоит в том, что стереотипы способствуют закреплению доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин. Более того, существует мнение, что они тормозят развитие не только женщин, но и мужчин. А также служат источником психического напряжения мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Дж.Плек даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.
►Осознание
и принятие того факта, что каждый человек,
вне зависимости от его гендерной принадлежности,
является индивидуальностью, со своим
набором психологических качеств и свойств,
соотношением маскулинности и феминности
в психике, позволит каждой индивидуальности
и обществу в целом стать более продуктивным,
развивающимся и гармоничным.
Таким
образом, гендерные стереотипы формируются
в рамках определенной культуры. У разных
групп и культур гендерные стереотипы
разные. Представления
о типично мужском и
типично женском меняются
в зависимости от культурной
среды, в которой живет
человек, от исторического
периода, а также конкретных
социально-политических
условий даже в истории
одного и того же общества.