Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом - влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников.
Гипотеза Современное российское телевидение не может служить методом семейного воспитания младших школьников, вследствие преобладания агрессивных моделей поведения и сцен насилия и убийств.
Цель работы – изучить влияние современного телевидения на семейное воспитание младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семья как фактор формирования личности 5
1.1. Социальные функции семьи 5
1.2. Семейное воспитание в развитии ребёнка 9
Глава 2. Роль телевидения в семейном воспитании младших школьников 18
2.1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом 18
2.2. Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение................................................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

влияние телевидения на семейное воспитание мл. школьников.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Приложение................................................................................................................34

 

Введение

 

      Современный мир трудно представить без медиа - средств массовой коммуникации (СМК), которые приобрели особую значимость в жизни человечества. Масс-медиа сегодня - это одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.

      Современный этап развития нашей страны отличается качественными изменениями во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Возникают социальные проблемы далеко не локального характера. Разрешение этих проблем напрямую зависит от системы информационных связей в обществе, от той побудительной мотивации, которая меняет восприятие и поведение многих людей.

     Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед семьей стоит задача не просто воспитания ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.   Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

      Проблемой исследования является создание условий в семье для семейного воспитания младших школьников и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы родителям требуется не только знание основ педагогических знаний, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих детей, в том числе и их предпочтения в телевизионном просмотре. Родители должны знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМК в своих воспитательных целях.

     Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.

     Предметом -  влияние телевидения  на семейное воспитание младших школьников.

     Гипотеза  Современное российское телевидение не может служить методом семейного воспитания младших школьников, вследствие преобладания агрессивных моделей поведения и сцен насилия и убийств.

     Цель работы – изучить влияние современного телевидения на семейное воспитание младших школьников.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить влияние семейного воспитания на формирование личности младших школьников;

     - выявить влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников;

     -   рассмотреть модели медиаобразования  в России и за рубежом;

     - провести исследование методом анкетирования по выявлению влияния телевидения на семейное воспитание младшего школьника.

     Для решения задач были использованы следующие методы исследования:

     - изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме исследования;

     - наблюдения  за учащимися в процессе учёбы и внеучебной деятельности;

     - беседы с учителями,  родителями и детьми;

     - исследования методом анкетирования.

     Теоретико-методологическими  основами исследования являются  научная литература  по  психологии  и педагогике, общеобразовательные и научно-популярные журналы, пособия  по  педагогике  и  психологии по  проблемам семейного  воспитания.

 

Глава 1. Семья  как фактор формирования личности

1.1. Социальные функции  семьи

 

      Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом. Выполняя функции первичной (базисной) социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.

      Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка[2, с.5]. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

      Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и  экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности[8, с.72-73].

      В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения  и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Социологи-педагоги считают, что функции современной семьи представлены периодами формирования   семьи: для каждого этапа семейных отношений   характерны

определенные функции. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи: [5, с.35-37].

      1. Этап формирования семьи. Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих обоих; развито взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства, налаживание отношении с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи [5, с.38].

      II. Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем. Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью[5, с.38].

      III. Семья с ребенком дошкольного возраста. Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей. Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа[5, с.39].

      IV. Семья школьника. Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников. Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли: осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира[5, с.40-41].

      V. Семья с ребенком старшего школьного возраста. Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения[5, с.42].

      VI. Семья со взрослым ребенком, входящим  в мир. Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки: создание хороших отношений между собственной семьей и осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи. Партнерские функции. [5, с.45].

      VII. Семья среднего возраста (“пустое  гнездо”). Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) [5, с.45].

      VIII. Постаревшая семья. Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть. Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки) [5, с.47].

      Итак, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

1.2. Семейное воспитание в развитии ребёнка

      Воспитание  в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства  к детям сложны, изменчивы и  противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Информация о работе Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников