Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом - влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников.
Гипотеза Современное российское телевидение не может служить методом семейного воспитания младших школьников, вследствие преобладания агрессивных моделей поведения и сцен насилия и убийств.
Цель работы – изучить влияние современного телевидения на семейное воспитание младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семья как фактор формирования личности 5
1.1. Социальные функции семьи 5
1.2. Семейное воспитание в развитии ребёнка 9
Глава 2. Роль телевидения в семейном воспитании младших школьников 18
2.1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом 18
2.2. Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение................................................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

влияние телевидения на семейное воспитание мл. школьников.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

      Необходимо  иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие - приобретают подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями[2, с.32].

 

Глава 2. Роль телевидения  в семейном воспитании младших школьников

2.1. Теоретические модели медиаобразования в России и за рубежом

 

      Современный мир потрясен "информационным взрывом" получившим свое выражение в виде колоссального роста количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и "пленочном" (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации (компьютеры, телевидение, видео и др.). Новые информационные технологии не вытесняют традиционные - количество информации продолжает нарастать. Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное "информационное поле", представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией исследует такое направление в современной педагогике как визуальная грамотность (англ-visual literacy). Понятие визуальная грамотность рассматривается в различных аспектах «как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия; как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектом восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы» [10, с.34].

Средства  массовой коммуникации необходимо рассматривать  через понятие "массовая коммуникация". Массовая коммуникация (от лат. communicalio - сообщение, передача) - один из современных массовых процессов производства и распространения информации (через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись, интернет). Используется правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Большинство исследователей массовой коммуникации полагают, что ее характер и цели как орудия политической борьбы, управления пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества[11, с.23].

      Педагогические  аспекты массовой коммуникации в  отечественной теории рассматриваются  в двух направлениях: образовательном  и вocпитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно взаимосвязанных аспекта: просвещения широких слоев населения и использование средств массовой коммуникации в обучении. Воспитательные аспекты чаще реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодежной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия массовой коммуникации на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: многие произведения для взрослых становятся популярными у детей. В воспитательной практике сложилось еще одно направление: деятельность творческих организаций в сфере массовой коммуникации (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.).

На сегодняшний  день медиа (СМК) - комплексное средство освоения человеком окружающего  мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Медиакультура через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы получает все большее влияние и распространяется по всему миру. Исследования последних лет показывают высокую популярность медиатекстов среди подавляющего большинства аудитории (особенно среди подростков и молодежи). Авторы исследований по проблемам влияния медиа на школьную и аудиторию констатируют; что общение с произведениями медиакультуры у школьников находится на одном из первых мест[11, с.14].

     Современные теории медиаобразования

     На  сегодняшний день в мире нет сложившейся единой теоретической концепции медиаобразования. При этом условно можно выделить основные теоретические подходы[11, с.134].

     1."Инъекционная" теория медиаобразования - основывается на "инъекционной" теории медиа: медиа оказывает сильное в основном негативное воздействие на аудиторию, которая состоит из массы пассивных потребителей, не понимающих сути медиатекста. Следовательно, главной целью медиаобразования является снижение негативного эффекта чрезмерного увлечения медиа. Медиапедагоги помогают учащимся понять разницу между реальностью и медиатекстом с помощью конкретных примеров негативного влияния медиа.

      2. Теория медиаобразования как  источника "удовлетворения потребностей" аудитории. Теоретической основой является "теория потребления и удовлетворения" в области медиа: влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут самостоятельно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями. Главная цель медиаобразования - помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими желаниями и склонностями.

      3. "Практическая" теория медиа. Теоретическая основа - адаптированная теория "потребления и удовлетворения" в области медиа, т.е. удовлетворение интереса в сфере медиатехники (научить кино/видео съемке, озвучиванию и т.д.). В рамках этого подхода считается, что влияние медиа на аудиторию ограничено, а главной целью медиаобразования является обучение школьников и учителей использовать медиааппаратуру с подробным изучением ее технического устройства, а также формированием практических умений использования аппаратуры.

      4. Теория "развития критического мышления". Теоретической основой данной теории является теория "повестки дня", где медиа рассматривается как средство распространения моделей поведения и социальных ценностей среди населения. Ведущая цель медиаобразования - защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества[14, с.62]. Человек, не обладающий знаниями о манипулятивных возможностях медиа, не владеющий навыками полноценного понимания и анализа получаемой информации, не сможет противостоять воздействиям медиа.

      5. "Идеологическая  теория". Теоретической базой является марксистская теория медиа: медиа способны манипулировать общественным мнением в интересах какого-либо социального класса. Младшие школьники являются самой доступной аудиторией для воздействия с помощью медиа. Цель медиаобразования: либо стимулировать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации, либо внушить аудитории, что имеющаяся система медиа - самая лучшая в мире. В современном медиаобразовании данная теория трансформировалась: вместо классовых приоритетов на первое место выходят национально-региональные и социально-политические подходы к медиаинформации.

      6. Семиотическая теория медиаобразования. Многозначный знаковый характер медиатекстов не воспринимается аудиторией полноценно (особенно школьной). Главной целью медиаобразования является помощь учащимся в "правильном чтении" медиатекстов с изучением кодов и "грамматики" медиатекста.

      7. Культурологическая теория медиаобразования. Теоретической основой выступает культурологическая теория медиа - медиа предлагает интерпретацию медиатекстов. Аудитория не просто "считывает", а вкладывает различные смыслы в воспринимаемую медиаинформацию. Следовательно, главной целью медиаобразования выступает помощь учащимся в понимании того, как медиа могут обогатить восприятие, знания аудитории.

      8. Эстетическая      (художественная)     теория      медиаобразования.

Теоретической основой выступает культурологическая теория медиа. Главная цель медиаобразования обозначена как помощь учащимся в понимании основных законов и языка художественного аспекта медиаинформации, развитии эстетического восприятия и вкуса, способности к анализу художественных медиатекстов.

      Таким образом, отметим что массовые коммуникации выполняют образовательную и вocпитательную функцию. Воспитательные аспекты реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодежной аудитории.

2.2. Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников

 

     Человек 21 века живет в медиатизированном  пространстве, которое составляет его  новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

     Информационный  бум, ставший реальностью жизни Российского общества, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности[7, с.122].

     С первых лет своей человек попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

     Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных  программ, видеоматериалов, развивающих  игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д. [7, с.82].

     К проблеме "масс медиа\молодежь”  неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение  занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей у младших школьников.

     В отечественной литературе сформировалась определенная тенденция рассматривать телевидение в непосредственной связи с идеологической борьбой, пропагандой и контрпропагандой, что привело к редукционизму в теории массовой коммуникации. Тем не менее, в 70-е-80-е гг. появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМК, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.).

     Современные исследователи рассматривают телевидение  не как автономный самодостаточный объект, а как узел пересечения разнородных сигнифицирующих практик. Как пишет американский исследователь Р. Аллен, «мы воспринимаем телевидение не как изолированные произведения, но как отрезки времени наполненные разнородными текстами, тщательно соединенными вместе, так что они перетекают друг в друга почти незаметно».

     Коммуникативная природа телевидения имеет свою специфику. К. Метц выделяет пять каналов телекоммуникации: образ, письменный текст, голос, музыка и звуковые эффекты. Он считает, что телевидение и кино — это две сходные языковые системы, которые характеризуются крайней открытостью.

     Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на семейное воспитание, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи[7, с.128-135].

Информация о работе Влияние телевидения на семейное воспитание младших школьников