Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников
Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
2 уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении с друг другом, не всегда учитывают точку зрения другого;
3 уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему; речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.
Количество уровней и критериев может отличаться.
Итак, мы ознакомились с понятием коммуникативных умений, их классификацией и оценкой. Как же развиваются (формируются) коммуникативные умения?
Специалисты выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативных умений у младших школьников [8]:
1. Ознакомительный.
2. Подготовительный (аналитический).
3. Стандартизирующий (синтетический).
4. Варьирующий (ситуативный).
Процесс овладения коммуникативными умениями представляет собой многократное выполнение действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении.
Первоначально ребенок узнает о том или ином составляющем коммуникационного умения, далее это умение изучается, дается возможность его опробовать, проиграть, смоделировать. В процессе будущей деятельности учащегося применение данного умения постоянно повторяется и постепенно вводится в обиход ребенка. Далее предлагается применить данное умение в нестандартной ситуации, то есть дать возможность применить умение самостоятельно в реальном общении, закрепить его.
В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка –словами и грамматикой – для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только слов и грамматики недостаточно для того, чтобы общение было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных слов и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать речь не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет уровень коммуникативных навыков носителя языка.
Характер навыков общения, входящих в коммуникативную компетенцию, можно проиллюстрировать на примере, так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации. Например, если сосед за обеденным столом обращается к вам со следующими словами: – Не могли бы вы передать мне соль?, то по форме это вопрос, а по сути – просьба, и ответом на неё должно быть ваше действие: вы передаёте соседу солонку. Если же вы поймёте эту просьбу как вопрос и ответите: – Могу, не производя соответствующего действия и дожидаясь, когда же собеседник действительно прямо попросит вас передать ему соль, – процесс коммуникации будет нарушен: вы поступите не так, как ожидал говорящий и как принято реагировать на подобные вопросы – просьбы в аналогичных ситуациях.
Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями [11].
Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки и умения представляют собой центр речевой компетенции, на который опираются коммуникативные умения.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
На наш взгляд, общение является важнейшей фазой формирования личности младшего школьника.
При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными умениями. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлено на развитие личности младших школьников [15].
Идеально, с нашей точки зрения, для развития коммуникативных умений подходят уроки чтения.
Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
Уроки чтения в образовательных учреждениях согласно государственному образовательному стандарту [6] направлены на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов.
Все
вышеперечисленное и есть составляющие
коммуникативных умений. Каким же
образом они развиваются и
формируются на уроках чтения? Конечно
посредством творческой деятельности.
Далее рассмотрим технологию творческой
деятельности на уроках чтения в младших
классах более подробно.
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т. е. формировать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового [14].
Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
Творчество – это создание объективно или субъективно нового [2]. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает [4].
Чтение тоже включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, коммуникативных умений, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе [16].
Далее рассмотрим технологию творческой деятельности на уроках чтения Зайцевой Т. В. [7].
Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения включает несколько этапов:
- выделение мыслей текста, внимание к слову,
- прогнозирование,
- диалог с текстом,
- включение воображения.
Рассмотрим
основные виды работ с текстом на уроке
чтения.
1.2.1 Виды работ с текстом на уроке чтения
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части, составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения - пересказ.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста (из текста убираются предложения или слова, которые можно опустить).
7 .Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение в полголоса.
10. Чтение,
нахождение отрывков к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение
в тексте отрывка, который
13.Чтение
самого красивого места в
14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение может заменять логически законченный отрывок).
15. Чтение
«выше нормы» (в основном это
домашнее задание, которое
16. Чтение
отрывка, к которому можно
17. Нахождение
предложения, с помощью
18. Нахождение
предложения или отрывка,
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение,
нахождение предложений,
21. Чтение,
составление сценария к