Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

Чайковский  профессионально-педагогический колледж

Предметно-цикловая комиссия специальности 050709

Преподавание  в начальных классах 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных  умений 

              Выполнила: студентка 3 курса группы 131

              очной формы обучения

              специальности 050709

              Волкова Елена 

              Руководитель:

              преподаватель психологии высшей квалификационной категории

              ______________ Сырова Г. В. 
               
               
               

Чайковский 2009

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений…………………………………………………………………….

1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников…….

1.2. Технология  творческой деятельности младших  школьников на уроках чтения……………………………………………………………...

1.2.1 Виды  работы с текстом на уроке  чтения………………………….

1.2.2 Виды  творческой деятельности на уроках  чтения……………….

1.2.3 Выделение  мыслей текста, внимание к слову…………………….

1.2.4 Прогнозирование……………………………………………………

1.2.5 Диалог  с текстом…………………………………………………….

1.2.6 Включение  воображения……………………………………………

1.2.7 Работа  над сочинением……………………………………………...

1.3. Психолого-педагогическая  характеристика младших школьников

2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений………………………………………………..

2.1. Организация  и методы исследования……………………………….

2.2. Результаты  исследования и их обсуждение………………………..

Заключение………………………………………………………………..

Список  использованных источников…………………………………….

Приложение  А……………………………………………………………..

Приложение Б……………………………………………………………..

3 
 

6

6 

12

14

16

19

19

21

21

22

27 
 

30

30

36

38

40

42

43

 
 

 

Введение 

     Сфера коммуникации – необходимая часть  социального пространства, в котором  существует личность. В современных  условиях жизнедеятельности человека коммуникативные умения приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Коммуникативные умения и навыки – это средства обеспечения успешной деятельности человека. Кроме того, общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки целесообразно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

     Исследования  показывают, что формирование коммуникативной  деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс  этот должен строиться на четкой системе  знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Именно поэтому приоритетную значимость на уроках в младших классах приобретает развитие у школьников коммуникативных умений.

     В связи с тем, что направление  обучения с уклоном на развитие коммуникативных умений появилось сравнительно недавно (до настоящего времени развитию коммуникативных умений уделялось не достаточно внимания), оно еще не достаточно изучено и внедрено в существующие образовательные программы. Количество учителей, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами в данном направлении, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями – задача весьма нелегкая и ответственная. Следовательно, педагогам необходимо совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков школьников на уроках в младших классах.

     Особую  роль в развитии коммуникативных умений у младших школьников играет творческая деятельность на уроках чтения, так как она приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности.    Также на уроках чтения формируются основные навыки общения – связная речь, умение слушать и понимать, логическое мышление и т. д.

     Таким образом, влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений – тема актуальная, требующая детального изучения и внедрения в педагогический процесс.

    Информационной  базой исследования послужила научная и учебная литература, труды ученых и специалистов в области педагогики и психологии, государственные стандарты, учебные программы, а также публицистические издания и прочие материалы.

    Тема  исследования – влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений.

    Объектом  исследования является педагогический процесс развития коммуникативных умений у младших школьников на уроках чтения.

    Предметом исследования данной работы является технология творческой деятельности как средство развития коммуникативных навыков на уроках чтения в младших классах.

    Контингент  исследования – учащиеся начальной  школы.

    Цель  исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.

    Задачи  исследования:

  1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
  2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
  3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
  4. Систематизировать изученный материал.
  5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников.

    Методы  исследования - изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения; беседы с учителями и детьми, направленные на выявление особенностей общения детей; анкетирование учителей; опрос школьников; анализ полученных результатов.

    Организационная база исследования - МУП "СОШ № 11" г. Чайковский.

    Этапы исследования.

    На первом этапе (сентябрь 2009 г.) - Теоретико-поисковом – был проведен поиск теоретического материала исследования, который систематически изучался, анализировался и конспектировался.

    На  втором этапе (октябрь 2009) - Опытно-экспериментальном – для подтверждения теоретического материала нами были проведены исследования коммуникативных умений учащихся третьего класса школы №11, велось систематическое наблюдение за педагогическим процессом проведения уроков чтения, за деятельностью учащихся на уроках, за их коммуникациями вне занятий. Было проведено анкетирование учителя и опрос школьников для оценки уровня развития коммуникативных умений у школьников.

    На  последнем этапе (ноябрь 2009) - Итогово-аналитическом – были подведены итоги исследования, был обобщен изученный материал и сделано соответствующее заключение. Материалы исследования были систематизированы и отражены в данной работе.

 

     1. Теоретические  основы влияния  творческой деятельности  младших школьников  на уроках чтения  на развитие их  коммуникативных  умений 

    1. Развитие  коммуникативных  умений у младших  школьников
 

     Коммуникативные умения играют важную роль в социализации человеческой личности, являются условием любой деятельности человека, имеющей общественную природу.

     Прежде  всего, рассмотрим какова же их сущность и структура.

     К этому вопросу существует несколько  подходов. Некоторые специалисты  определяют коммуникативные умения как умение общаться. Существуют и  другие определения данной категории.

     Например, в журнале Начальная школа дано следующее определение: коммуникативные умения – это умения точно и не затрудненно излагать материал, опираясь на большой словарный запас и знания в области предметного поля; владеть логикой и синтаксисом языка; правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи; находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания [10].

     Адамьянц  Т. З. в своей статье определяет коммуникативные умения как характеристику особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающую степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора [1].

     Преподаватель психологии Андреева Л. Н. приводит свое определение. Коммуникативные умения – это умение общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [2].

     Существуют  и другие определения. Так или  иначе, коммуникативные умения подразумевают  под собой в основном речевые навыки, то есть средства вербального общения. Они в наибольшей степени подвластны развитию и тренировке, так как средства невербального общения в основном носят неосознанный характер. Но те и другие входят в структуру коммуникативных умений. Рассмотрим некоторые из них.

     Тищенко В. А. в своей работе привел следующую  классификацию [19]:

     Коммуникативные умения состоят из блока общих  умений и блока специальных умений (Рисунок 1). В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

     Рисунок 1 – Классификация коммуникативных  умений по Тищенко В. А. 

     Существует  также и более подробная классификация  коммуникативных умений (Рисунок 2) [5].

     Рисунок 2 - Классификация коммуникативных умений 

     Далее рассмотрим метод оценки уровня развития коммуникативных умений у младших школьников [20]. Шевченко А. Е. в своей работе предлагает метод экспертных оценок. При обработке результатов используется метод математической статистики. Согласно данном методу предлагается создать экспертную комиссию и определив критерии оценить уровень развития коммуникативных умений у каждого школьника. Далее вычисляется среднестатистический показатель по всему классу в целом.

     Можно выделить 3 основных уровня сформированности коммуникативных умений учащихся:

     1 уровень (низкий): техника чтения - ниже нормы; не может сформулировать  тему и главную мысль текста; отсутствует логичность, последовательность, связность высказывания; налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения  формулировать вопросы и ответы по заданной задаче;        

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений