Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников
Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края
Чайковский профессионально-педагогический колледж
Предметно-цикловая комиссия специальности 050709
Преподавание
в начальных классах
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Влияние
творческой деятельности
младших школьников
на уроках чтения на
развитие их коммуникативных
умений
Выполнила: студентка 3 курса группы 131
очной формы обучения
специальности 050709
Волкова
Елена
Руководитель:
преподаватель психологии высшей квалификационной категории
______________
Сырова Г. В.
Чайковский 2009
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Теоретические
основы влияния творческой деятельности
младших школьников на уроках чтения на
развитие их коммуникативных умений……………………………………………………………… 1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников……. 1.2. Технология
творческой деятельности 1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения…………………………. 1.2.2 Виды
творческой деятельности на 1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову……………………. 1.2.4 Прогнозирование……………………………………… 1.2.5 Диалог с текстом……………………………………………………. 1.2.6 Включение воображения…………………………………………… 1.2.7 Работа
над сочинением………………………………………… 1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений……………………………………………….. 2.1. Организация
и методы исследования……………………… 2.2. Результаты
исследования и их обсуждение…… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………………. Приложение А…………………………………………………………….. Приложение Б…………………………………………………………….. |
3 6 6 12 14 16 19 19 21 21 22 27 30 30 36 38 40 42 43 |
Введение
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях жизнедеятельности человека коммуникативные умения приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Коммуникативные умения и навыки – это средства обеспечения успешной деятельности человека. Кроме того, общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки целесообразно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Именно поэтому приоритетную значимость на уроках в младших классах приобретает развитие у школьников коммуникативных умений.
В связи с тем, что направление обучения с уклоном на развитие коммуникативных умений появилось сравнительно недавно (до настоящего времени развитию коммуникативных умений уделялось не достаточно внимания), оно еще не достаточно изучено и внедрено в существующие образовательные программы. Количество учителей, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами в данном направлении, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями – задача весьма нелегкая и ответственная. Следовательно, педагогам необходимо совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков школьников на уроках в младших классах.
Особую роль в развитии коммуникативных умений у младших школьников играет творческая деятельность на уроках чтения, так как она приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности. Также на уроках чтения формируются основные навыки общения – связная речь, умение слушать и понимать, логическое мышление и т. д.
Таким образом, влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений – тема актуальная, требующая детального изучения и внедрения в педагогический процесс.
Информационной базой исследования послужила научная и учебная литература, труды ученых и специалистов в области педагогики и психологии, государственные стандарты, учебные программы, а также публицистические издания и прочие материалы.
Тема исследования – влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений.
Объектом исследования является педагогический процесс развития коммуникативных умений у младших школьников на уроках чтения.
Предметом исследования данной работы является технология творческой деятельности как средство развития коммуникативных навыков на уроках чтения в младших классах.
Контингент исследования – учащиеся начальной школы.
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения; беседы с учителями и детьми, направленные на выявление особенностей общения детей; анкетирование учителей; опрос школьников; анализ полученных результатов.
Организационная база исследования - МУП "СОШ № 11" г. Чайковский.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2009 г.) - Теоретико-поисковом – был проведен поиск теоретического материала исследования, который систематически изучался, анализировался и конспектировался.
На втором этапе (октябрь 2009) - Опытно-экспериментальном – для подтверждения теоретического материала нами были проведены исследования коммуникативных умений учащихся третьего класса школы №11, велось систематическое наблюдение за педагогическим процессом проведения уроков чтения, за деятельностью учащихся на уроках, за их коммуникациями вне занятий. Было проведено анкетирование учителя и опрос школьников для оценки уровня развития коммуникативных умений у школьников.
На последнем этапе (ноябрь 2009) - Итогово-аналитическом – были подведены итоги исследования, был обобщен изученный материал и сделано соответствующее заключение. Материалы исследования были систематизированы и отражены в данной работе.
1. Теоретические
основы влияния
творческой деятельности
младших школьников
на уроках чтения
на развитие их
коммуникативных
умений
Коммуникативные умения играют важную роль в социализации человеческой личности, являются условием любой деятельности человека, имеющей общественную природу.
Прежде всего, рассмотрим какова же их сущность и структура.
К этому вопросу существует несколько подходов. Некоторые специалисты определяют коммуникативные умения как умение общаться. Существуют и другие определения данной категории.
Например, в журнале Начальная школа дано следующее определение: коммуникативные умения – это умения точно и не затрудненно излагать материал, опираясь на большой словарный запас и знания в области предметного поля; владеть логикой и синтаксисом языка; правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи; находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания [10].
Адамьянц Т. З. в своей статье определяет коммуникативные умения как характеристику особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающую степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора [1].
Преподаватель психологии Андреева Л. Н. приводит свое определение. Коммуникативные умения – это умение общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [2].
Существуют и другие определения. Так или иначе, коммуникативные умения подразумевают под собой в основном речевые навыки, то есть средства вербального общения. Они в наибольшей степени подвластны развитию и тренировке, так как средства невербального общения в основном носят неосознанный характер. Но те и другие входят в структуру коммуникативных умений. Рассмотрим некоторые из них.
Тищенко В. А. в своей работе привел следующую классификацию [19]:
Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений (Рисунок 1). В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).
Рисунок
1 – Классификация
Существует
также и более подробная
Рисунок
2 - Классификация коммуникативных умений
Далее рассмотрим метод оценки уровня развития коммуникативных умений у младших школьников [20]. Шевченко А. Е. в своей работе предлагает метод экспертных оценок. При обработке результатов используется метод математической статистики. Согласно данном методу предлагается создать экспертную комиссию и определив критерии оценить уровень развития коммуникативных умений у каждого школьника. Далее вычисляется среднестатистический показатель по всему классу в целом.
Можно выделить 3 основных уровня сформированности коммуникативных умений учащихся:
1
уровень (низкий): техника чтения
- ниже нормы; не может