Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников
Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приемы, позволяющие пробудить фантазию детей
1.
Игра со словами. Ребята
2. «Метод Робинзона Крузо». Проводится тоже в форме игры. Выбираем любой предмет, например, шляпу. Чем еще (кроме головного убора) может быть? В качестве чего может использоваться? Кто больше придумает? Шляпа, оказывается, может быть гнездом, кораблем, корзиной для бумаг, ситом и т. д.
3. Сказки на новый лад. Пробуем переделывать сказки, выбирая в качестве персонажей предметы и животных.
4.
Написание рассказов, по
Приложение Б
Работа с пословицами
1. Собери пословицу.
Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления.
Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей восстановить исходный текст.
Пример:
Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
Версии детей:
- Не изба, а красна углами, красна пирогами. / Похоже на загадку, правда?/
- Не пирогами изба красна, а углами.
- Не красна изба углами, а красна пирогами. / Исходная пословица/
Что можно сказать о третьей версии? Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше та из них, где встретят тебя с лаской, добром, да с румяными пирогами.
Подумаем вместе с детьми: почему именно этот вариант остался в памяти
народной?
2. «Крокодил с головой петуха».
Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления.
Здесь тоже необходимо собрать пословицу, но уже не одну, а несколько. В условии даны пословицы, имеющие «чужой» хвост, т. е. соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом», чтобы получилась пословица, как в стихотворении: «Ушли крокодил с головой крокодила, а петух – с головой петуха».
1. Хозяин весел – при матери добро.
2. Ехал бы в гости, а на сердце лед.
3. На языке – мед – и гости радостны.
4. При солнышке тепло – да никто не зовѐт.
(1. Хозяин весел – и гости рады.
2. Ехал бы он в гости, да никто не зовѐт.
3. На языке мѐд, а на сердце лѐд.
4. При солнышке тепло, при матери добро.)
Это задание может быть дано и как индивидуальная, и как групповая работа. В последнем случае начало и конец пословиц удобно записать на отдельных листочках.
3. «Найди лишнюю пословицу».
Цель – понимание смысла прочитанной информации, нахождение общего и различного.
1. Хвастать – не косить, спина не болит.
2. Не спеши языком, торопись делом.
3. Язык до Киева доведет.
4. От слова до дела сто перегонов.
Суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является 3 пословица.
4. «Найди пару».
Цель – понимание смысла прочитанного, логическое мышление.
1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
2. Руби дерево по себе.
3. Знания никому не в тягость.
4. Без корня и полынь не растет.
5. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
6. По Сеньке и шапка.
Правильными будут ответы: 1 – 3, 2 – 6, 4 – 5.
5. Антипословицы.
Цель – закрепление знаний слов – антонимов.
Научившись понимать смысл пословиц, можно попробовать составлять
пословицы с противоположным значением.
Рассмотрим пример:
Пришла беда – отворяй ворота.
Находим антонимы: пришла – ушла (улетела), беда – счастье, отворяй –
закрывай, ворота – здесь трудно подобрать антоним сразу, нужно рассмотреть функцию ворот – пропускать, либо не пропускать людей в дом. Тогда противоположным может быть, например, окно, так как оно пропускает, либо не пропускает (если затворено) свет, т. е. нечто противоположное людям: люди – живые, свет – неживой. Разобрав это, можем получить антипословицу:
Улетело счастье – закрывай окна.
Конечно, проще по уже данным антипословицам угадать исходные.
1. Мужик на повозку – коню тяжелее. /Баба с возу – кобыле легче./
2. Коротка ночь до зари, коли много работы. /Долог день до вечера, коли
делать нечего./
3. Велик телом, да мал телом. /Мал телом, да велик делом./
6. «Перевод с русского на русский».
Цель – расширение словарного запаса, знакомство с толковым словарем.
Рассмотрим суть упражнения на примере пословицы:
1. Цыплят по осени считают.
Цыплята – домашние птицы; по осени – время после летнего периода;
считают – занимаются математическими расчетами.
В результате получается:
Математическими подсчетами, связанными с домашними птицами, лучше заниматься после летнего отпуска.
А теперь сделаем наоборот – зашифрованную пословицу переведем в исходное состояние:
1. Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя.
/Трусливому зайке и пенек – волк./
2. Одна из частей суток до прихода другой становится похожей на нить
клубка при том условии, что большую часть времени вы будете бить
баклуши.
/ Долг день до вечера, коли делать нечего./
7. «Картинка + рассказ + пословица».
Цель – развитие творческого воображения.
Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.
8. Изобрази пословицу пантомимой.
Цель – обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, на умение «читать» их.
Пословицу показывает желающий ребенок, остальные ее отгадывают. Можно разделить ребят на 2-3 группы и устроить соревнование между ними.
9. «Нарисуй пословицу».
Цель – развитие творческого воображения.
У каждого ребѐнка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии педагог показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.
10. Изобрази пословицу схемой.
Цель – развитие творческого воображения.
Многие ребята пугаются того, что нужно что-то нарисовать. В этом случае выручают схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».
11. Изображение пословицы нестандартными средствами.
Цель – развитие нестандартного мышления, творческого воображения
Посмотрите, что у вас под рукой: спички, цветные ниточки, камешки и др. Попробуйте выложить, изобразить с их помощью пословицу. Работы детей нумеруются. Рядом вывешивается список пословиц. Предлагается найти соответствие между ними. В конце предлагаются ответы.
Также могут использоваться и другие варианты работы с пословицами [7].