Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников
Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования творческих заданий на уроке чтения в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных умений на уроке является одной из важнейших задач любого учителя.
В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъем, положительный настрой, желание изучать предмет.
Также дадим краткую психолого-педагогическую характеристику учеников 3 «А» класса.
2. Всего в классе 20 человек.
3. Из них 11 девочек и 9 мальчиков.
4. Средний возраст учеников 9 лет.
5. В данном коллективе организованна группа детей, составляющая актив класса. В него входят пятеро человек: ответственный за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же староста, который отвечает за деятельность класса.
6. Класс следует отнести к среднедисциплинированному. Уровень воспитанности соответствует нормам поведения, допустимого в школе. Не все ученики класса принимают участие в общественной работе.
7.
В коллективе сложились
8.
В классе существует система
традиций. Дети всегда поздравляют
одноклассников с днем
В ходе исследования мною была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков у учеников данного класса. Для диагностики использовался метод экспертных оценок, указанный Шевченко А. Е. в ее работе Общепедагогические технологии. Для обработки результатов применялся метод математической статистики. Для этого я зафиксировала уровень коммуникативных навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:
Я
оценила уровень
«1» – почти не владеющие;
«2» – низкий уровень владения;
«3» – удовлетворительный уровень владения;
«4» – хороший уровень владения;
«5» –отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.
Уровень
коммуникативных навыков в 3 «А» классе
представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки уровня коммуникативных навыков в 3 «А» классе
№ | Ф.И.О. ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний показатель каждого учащегося |
1 | Бродский Г. | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2,8 |
2 | Гуро А. | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,8 |
3 | Довгопол Л. | 3 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2,2 |
4 | Иниев И. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
5 | Карина С. | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
6 | Карпова Е. | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
7 | Кихай К. | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | Котова Е. | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,2 |
9 | Кошманова В. | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,2 |
10 | Мацаренко Э. | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2,6 |
11 | Мящерякова А. | 4 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3,4 |
12 | Плужникова Ю. | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,4 |
13 | Симаненкова Ю. | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3,6 |
14 | Стрельченко А. | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3,6 |
15 | Стуканов С. | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,4 |
16 | Тайдаченко И. | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2,8 |
17 | Фицин А. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
18 | Чехова М. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
19 | Шишкин Р. | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 4 |
20 | Шупикова Н. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
Средний показатель по каждому критерию | 3,4 | 3,55 | 2,95 | 2,85 | 3,05 | 3,16 |
Средний
показатель по использованию коммуникативных
речевых оборотов у учащихся – 3,4 балла,
умение задавать вопросы – 3,55 балла, умение
отвечать на вопросы – 2,95 балла, навыки
оперирования языковыми средствами –
2,85 балла, речемыслительная активность
учащихся – 3,05 балла. Средний балл развития
коммуникативных умений – 3,16 балла. Это
достаточно хороший показатель для данного
возраста.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
У
детей изменилось отношение к
собственным ошибкам и
Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников:
– правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения; соблюдать интонацию основных типов предложения;
– овладеть наиболее употребительной лексикой;
– получить представление об основных грамматических категориях, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и использовать их в устном общении;
– понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
– участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
– кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
– овладеть техникой чтения вслух; читать про себя тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
– писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
– освоить элементарные сведения об окружающем мире.
Таким образом, важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом определяют эффективность формирования коммуникативных навыков младших школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на уроках чтения. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо, а живое и активное общение с учителем и друг с другом, то есть творческая деятельность.
Заключение
На основе материалов исследования можно сделать вывод, что в настоящее время остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки чтения обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через творческую деятельность, формируют коммуникативные умения у младших школьников.
Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению литературы.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания чтения имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Данный подход соответствует современным тенденциям в методике преподавания.
Данные
основные положения коммуникативного
подхода нашли отражение в
разработанном комплексе
На материале проведённого исследования, было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса является эффективным средством формирования коммуникативных навыков, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а имеющийся комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для развития коммуникативной стороны речи на начальном этапе обучения.
В результате исследования мы определили сущность понятия коммуникативных умений, классифицировали их, определили и применили метод экспертной оценки развития коммуникативных умений у младших школьников; теоретически обосновали процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения, рассмотрели технологию творческой деятельности на уроках чтения; систематизировали изученный материал; экспериментально определили наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников.
Таким
образом, мы можем говорить, что цели
и задачи данной курсовой работы, выполнены.
Список использованных
источников