Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

22. Чтение, подборка звукового оформления  фильма.

23. Беседа  с сопровождением выборочного текста.

24. Нахождение  в тексте три (пять, семь…) выводов. 

25. Высказывание  своих непосредственных суждений  о прослушанном тексте после чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось  произведение, что запомнилось.

27. Установление  путем чтения причинно – следственных связей.

28. Чтение названия рассказа (как еще можно назвать?).

29. Чтение  по ролям. 

30. Чтение  по ролям диалога, исключая  слова автора.

31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью  жестов, мимики, позы.

32. «Живая  картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует  на услышанное).

33. Нахождение  предложения (отрывка), которое мог  бы прочитать вот этот человечек. 

34. Нахождение  отрывка, который нужно прочитать  презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, с насмешкой, с радостью, весело, печально и т. д.

35. Нахождение  и чтение предложения с восклицательным  знаком, с вопросительным знаком, с запятой, с многоточием. 

36. Конкурсное  чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

37. Нахождение  и чтение образных слов и  описаний.

38. Нахождение  и чтение слов с логическим  ударением. 

39. Нахождение  и чтение слов, предложений, которые  читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение  стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение  стихотворения цепочкой, заканчивая  каждый раз на паузах.

42. Выразительное  чтение отрывка, стихотворения,  рассказа по собственному выбору.

43. Чтение  отрывка текста с распространением предложений в нем.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.

45. Кто  быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

46. Нахождение  в рассказе самого длинного  слова. 

47. Нахождение  двух-, трех-, четырехсложных слов.

48. Нахождение  в рассказе и чтение сочетаний:

      а) существительное + прилагательное;

      б) существительное + глагол.

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение  слабочитающими учениками слов  с предварительной разбивкой  их на слоги. 

51. Нахождение  и чтение слов и выражений,  с помощью которых можно нарисовать  устный портрет. 

52. Нахождение  и чтение в тексте слов, близких  по значению данным (данные слова записаны на доске).

53. Чтение  слов, к которым даны сноски.

54. Нахождение  и чтение слов и выражений,  которые можно использовать при  написании сочинений. 

55. Чтение  с выписыванием слов для практического  словаря, например, к теме «Осень»,  «Зима» и т. д.

56. Комбинированное  чтение (учитель – учащиеся хором).

      Каковы  же виды творческой деятельности учащихся на уроках чтения? Рассмотрим их с учетом возрастных особенностей. 

1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения 

     1 класс. 

1. Составление  слога.

2. Составление  слова. 

3. Составление  предложения: по картинке, по началу  слов, закончи предложения. 

4. Игры  «Доскажи словечко», «Верни слово  на место», Подбери рифмы к  словам», «Сочини чистоговорку»,  «Буква заблудилась», «Буриме».

5. Составление  скороговорок, чистоговорок.

     2 класс. 

1. Иллюстрирование  произведений и подписывание  рисунков словами из текста.

2. Серия  рисунков к одному тексту. Каждому ученику дается задание проиллюстрировать одно предложение или один абзац изучаемого текста.

3. Нарисуй портрет героя. Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем устраивается конкурс «Кто точнее?».

4. Составление  писем и телеграмм от имени  героев.

     3 класс. 

1. Сочинение  стихотворений по данному началу.

2. Закончи  стих и самостоятельно напиши стихотворение.

3. Сочинение  загадок, считалок, потешек. 

4. Составление  диафильмов.

5. Инсценировка  произведений. 

     4 класс. 

1. Составление  карты волшебной страны.

2. Защита  фантастических проектов.

3. Составление  программы для выборов мэра.

4. Изобрази, как представляешь. Это задание можно использовать после

чтения  произведений по природе. Напиши свой рассказ, сказку,

стихотворение.

5. Пишем,  подражая автору.

6. Самостоятельное  составление сказок.

     На  протяжении всех лет обучения проводятся:

1. Сочинения:

- по картине,

- по музыкальному произведению,

- по прочитанной книге,

- по наблюдениям в природе,

- по событиям в жизни.

2. Описание  предметов. 

3. Разгадывание  ребусов, шарад, анаграмм и  самостоятельное их составление. 

4. Изготовление  книжек – самоделок. 

     Границы творчества неуловимы, ибо оно может  проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством голосе, в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него, в наблюдательности, в умении сделать неожиданный вывод, обобщение. 

     Каковы  же условия создания творческой атмосферы  на уроках?

     1. Свободная атмосфера в школе и в классе: без авторитарности; возможность выбора вида деятельности – для учеников, методики – для учителя.

     2. Доверие и уважение к ученикам  со стороны учителя; постоянное  предоставление ученикам самостоятельности  в познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

     3. Высокий уровень познавательной  активности учащихся, внимание учителя  к мотивации учения, игровые методики, юмор, решение субъективно – творческих  задач и при изучении разных тем.

     4. Внимание к интересам каждого  ученика, к его склонностям,  здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому,  интеллектуальному и пр.), к его  способностям.

     5. Атмосфера общей культуры в  школе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся.

     Таким образом, творческому развитию детей  способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале. Остановимся на некоторых из них более подробно. 

     1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову 

     Выделить  главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости.

     Наиболее  ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа. Пословицы, как правило, содержат две мысли:

- частную,  конкретную, прямо вытекающую из  текста (например, «Дорога ложка  к обеду»), 

- общую  – переносный смысл, требующий  абстрагирования от конкретного текста и широкого обобщения.

          На каком еще материале можно формировать умение схватывать суть?

     Снова обратимся к народной мудрости. Ею создан специфический жанр для развития смекалки у детей – загадки. Загадки  учат отыскивать сходство между самыми отдельными, внешне не сходными вещами на основании существенных свойств. Для разгадывания загадок требуется немалая сообразительность.

     Таким образом, чтобы научиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать  следующие условия:

1. Осознание  учащимися необходимости выделения концепта при каждом взаимодействии с текстом;

2. Вычерпывание  всех смыслов каждого слова,  словосочетания, предложения и более  крупных смысловых единиц текста, а так же их 

монтажа;

3. Постоянная  работа по прогнозированию текста на всех уровнях - от слова или словосочетания до целого текста;

     При организации этой работы надо иметь  в виду, что она будет эффективной  в том случае, если и сами тексты, и задания к ним будут разнообразны.  

     1.2.4 Прогнозирование 

     Беря  в руки любой текст, зрелый читатель всегда, хотя иногда и неосознанно, ставит перед собой задачу выделить главное, т. е. понять, ради чего написан этот текст. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовков.

      Заголовок – это «входная дверь»  текста. Если поразмышлять над смыслом заголовка, то многое станет понятно еще перед чтением, «на пороге текста». Мысленная обработка заголовка – первый шаг к усвоению идеи автора.

     Сопоставление известного  с темой заголовка  рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Учитель задает вопрос:

- Как  вы думаете, о чем или о ком пойдет речь, судя по названию текста?

     Дети  выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают. После этого читается текст.

     Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

     В некоторых случаях автор пользуется заголовком – загадкой. Понять скрытый  смысл такого заголовка мы сможем после прочтения, однако, на «пороге  текста», он невольно привлекает наше внимание, настраивает на вдумчивое чтение. Например: «Королевство кривых зеркал», «Кому было плохо?», «Какая бывает роса на траве?».

     У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. При чтении ребенок может по отдельным словам догадаться, что будет дальше. А дети младшего школьного возраста делают это с большим удовольствием.

     Начиная обучать прогнозированию с первого  класса, использую задания в качестве минуток – разминок и минуток  – отдыха. Позже мы занимаемся прогнозированием буквально на каждом уроке.

     Существуют 3 типа вопросов:

1. Тематические, помогающие понять информацию. 

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений