Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа
Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников
Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
С целью устранения неточностей в произношении лучше начинать работу с чистоговорок, в ходе проговаривания которых, детям предлагается самим придумать ее продолжение. Ученики с удовольствием заканчивают фразу и сочиняют свои чистоговорки. Материалом, способствующим усвоению норм литературного произношения и ударения, могут быть: игры «Доскажи словечко», «Исчезли слова», «Кто больше подберет рифмы к словам», упражнение «Произнеси правильно».
На этом же начальном этапе необходимо познакомить детей с некоторыми особенностями стихотворений: ритмом, рифмой. Проводим наблюдения над созвучными окончаниями строк.
Один из интереснейших приемов работы над стихотворением, когда ребенок выступает в роли соавтора. На доске записано стихотворение, но наиболее яркие образные слова закрыты. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место.
Школьники, восстанавливая текст, должны помнить, что не любое слово подойдет, а только то, которое соответствует оригиналу и по числу слогов. Это важно еще и потому, что дети учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия.
Важную роль в развитии коммуникативных умений посредством творческой деятельности на уроках чтения также является работа с народным творчеством, в частности работа с пословицами. Методика использования пословиц в образовательном процессе способствует индивидуально – творческому развитию детей, и особенно развитию речи, творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств.
Пример работы с пословицами рассмотрен в Приложении Б.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В этом возрасте увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В
этом возрасте происходит появление
и другого важного
В этом возрасте ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
2.
Опытно-экспериментальное
исследование влияния
творческой деятельности
младших школьников
на уроках чтения на
развитие их коммуникативных
умений.
2.1
Организация и методы
исследования
В соответствии с целью и задачами данной работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование нашей проблемы. Для этого применялись следующие методы - наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения; беседы с учителями и детьми, направленные на выявление особенностей общения детей; анкетирование учителей; опрос школьников.
На протяжении месяца нами посещались уроки чтения в 3 «А» классе. Уроки были организованы в соответствии с государственной общеобразовательной программой обучения чтению [6] по учебно-методическому комплекту Гармония[9]. Уроки проводились по определенному плану.
I. Перед уроком в качестве домашнего задания ученики должны были ознакомиться с текстом.
II. В начале урока обосновывается актуальность темы. Зачастую проводилось музыкальное сопровождение материала. Учитель задает вопросы:
- Почему я начала урок с этой музыки?
- С каким произведением по этой теме мы уже познакомились?
- О ком это произведение? И т. д.
III. Далее учитель предлагает пересказать прочитанное произведение по плану, который выстраивается совместно с учениками. Задаются вопросы:
- Какой эпизод вам наиболее понравился?
- Что полезного вы взяли из этого рассказа? И т. д.
IV. Сообщается новая тема и цели урока.
V. Работа над новым материалом:
1. Cведения из биографии автора.
- Что вам известно о жизни этого писателя?
- О чем он пишет?
- Какие рассказы данного автора вы уже читали?
2. Подготовка к восприятию.
- Как называется рассказ, который мы будем читать?
- Как вы думаете, о чем это произведение?
- Посмотрите на картинку. О чем это произведение судя по картинке?
3. Первичное восприятие (читает учитель).
4. Проверка первичного восприятия.
- Какое впечатление произвел рассказ?
- В какой момент вы волновались?
- Что вызвало улыбку?
- Оправдались ли наши предположения?
5. Словарная работа.
- Объясните значения слов.
- Какими словами можно заменить данное слово?
6. Самостоятельное (жужжащее) чтение. Перед чтением ставится задание.
- Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.
- О чем говорится в 1-ой, 2-ой , 3-ей части? И т. д.
7. Речевая разминка (скороговорка).
- От топота копыт пыль по полю летит или другая.
8. Повторное чтение «цепочкой» по частям. Задаются вопросы по тексту.
- В какое время происходит событие?
- Что вы узнали нового?
- Как озаглавим первую часть?
9. Работа с иллюстрацией.
- Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.
10. Пересказ.
- Какими словами начинается рассказ?
- От какого лица будет вестись пересказ?
11. Идейно-эстетический анализ.
- С каким чувством автор вспоминает эту историю ?
- О какой черте характера говорит этот поступок?
- Почему?
- Что полезного вы вынесли из этой истории?
- Какие пословицы подходят к этому рассказу?
VI. Подведение итогов.
-Над
каким произведением мы
Данный план является примерным и зависит от изучаемого произведения (темы). На уроках проводилась активная работа с текстом. Ученики принимали активное участие в обсуждении поставленных вопросов.
После урока чтения с учениками была проведена беседа об их впечатлениях после изучения темы, об их мнении об уроках чтения. Большинство учащихся с интересом относятся к предмету, активно принимают участие на уроке. С этой целью был проведен опрос учеников по следующей схеме.
- 60% ответили – слушать рассказ учителя,
- 30% -
принимать участие в
- 10% - читать или др.
- 50% -
обыграть или пересказать
- 30% –
сочинить или
- 20% - чтение цепочкой.
Также у ребят отмечается интерес к игровым заданиям.
- 70% - интересную информацию,
- 20% - новые слова,
- 10% - правила поведения в той или иной ситуации.
Ответы учащихся носили множественные формы интерпретации, они охотно отвечали, принимали участие в беседе. Из опроса учащихся можно сделать следующие выводы:
Наибольший интерес у учащихся вызывают творческие задания. Школьники лучше запоминают новый материал, новые слова, если приходится употреблять их в речи, использовать в творческой деятельности. Ученики с удовольствием слушают своего учителя, принимают активное участие в обсуждении вопросов, выполнении заданий. Особенно живо воспринимают чтение по ролям, устное сочинение, охотно отвечают на вопросы, где необходимо подумать.
Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.
Так же, нам было интересно узнать мнение учителя по формированию коммуникативных навыков у учащихся. Учитель считает, что диалог в легкой непринужденной форме позволяет учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевой практики. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.