Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, дипломная работа
Цель: исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.Предмет: влияние произвольности внимания на успешность учебной деятельности младших школьников
Объект: Особенности внимания младших школьников и их успеваемость.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание – как познавательный процесс 5
1.2.Свойства внимания 15
1.3.Виды внимания 20
1.4.Младший школьный возраст – общая характеристика 23
1.5. Развитие внимания младшего школьника 26
1.6. Развивающая и традиционная система обучения 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В 38
РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Таким образом, ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте является содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальных классах школы стало развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания, т.е. о том, чтобы дети усваивали систему научных понятий и способы их получения. Развитие мышления детей в этот период и есть ключ к их умственному развитию в целом.
Существует много разнообразных методов по исследованию внимания.
В рамках данной работы исследование проводилось методом психологического тестирования: группового и индивидуального. Результаты тестирования после интерпретации были донесены до классного руководителя, при этом была соблюдена конфиденциальность.
Полученные
данные подверглись математико-
Исследование
проводилось в средней
Исследование проводилось сначала во 2 «б» классе (класс, обучающийся по развивающей системе обучения) – с 10 апреля по 12 апреля 2006 г. с 12.00 до 13.30 часов. Во 2 «в» классе (класс, обучающийся по традиционной системе обучения) – с 17 апреля по 19 апреля 2006 г. с 12.00 до 13.30 часов. Вся работа проводилась с небольшими перерывами на отдых между методиками.
В соответствии с целями исследования использовались методики:
- Анализ успеваемости (по основным предметам);
Анализ
успеваемости по основным
предметам
Цель: изучение успеваемости по основным предметам (выявление взаимосвязи свойств внимания и успеваемости между детьми, обучающихся по системе развивающего и традиционного обучения.
Результаты
исследования показаны в сводной ведомости
(Приложение 7).
Тест
«Переплетенные линии» (модификация
теста Риссу)
Цель: тест «Переплетенные линии» (модификация теста Риссу) оценивает устойчивость внимания.
Материал: готовый бланк ответов, ручка, секундомер.
Процедура исследования: ребенку предлагается бланк, на котором изображены 25 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) а у конца справка пустой квадрат. Ребенок должен проставить номер в конце линии (справа), в квадратике, который был указан в начале строки. При этом ребенок должен прослеживать линии от начала до конца, без помощи рук. Большинство детей 8-9 лет справляются с этим заданием за 10 минут.
Хорошим результатом в данной методике является, если ребенок проследил без ошибок 10-18 линий.
Тест
«Распределение и
переключение внимания»
Цель: тест направлен на исследование распределения и переключения внимания.
Материал: бланк ответов, секундомер.
Процедура исследования: предлагается рисунок с цифровой таблицей, в которой беспорядочно расположены цифры черного и белого цвета. Испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т.е.1 – белое, 24 черное, 2 – белое, 23 – черное и т.д. Фиксируется время выполнения задания, количество ошибок.
Средним
результатом этого теста
См.Приложение 2
Еще
тест «Распределение и переключение внимания»
можно провести вторым способом, где
испытуемый пишет на доске числа от 1 до
20 и одновременно громко считает в обратном
порядке от 20 до 1. В итоге нужно сравнить
время выполнения, количество ошибок,
степень затруднения у разных испытуемых.
Методика
заучивания 10 слов
Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р.Лурия.
Цель: предназначена для исследования процессов памяти, может использоваться для оценки произвольного внимания.
Материал: набор из 10 слов.
Процедура исследования: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.
Пример набора слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.
Испытуемому
дается инструкция «Я сейчас прочту 10
слов. Слушай внимательно. Когда я окончу
читать, повтори слова, которые запомнил,
в любом порядке».
Методика
«Домик»
Цель: данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, степень развития произвольности внимания.
Материал: бланк с образцом, нарисованного домика, чистый лист бумаги, карандаш.
Процедура исследования: ребятам раздаются чистые листы бумаги и образцы нарисованного домика.
Дается инструкция: «Вам нужно, как можно точнее срисовать изображение домика карандашом на чистый лист». Время по этой работе не ограничено.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется по 1 баллу.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
(модификация
метода Пьерона-Рузера)
Цель: название методики говорит само за себя, предназначена для изучения концентрации и устойчивости внимания.
Материал: бланк для ответов, ручка, секундомер.
Процедура исследования: Детям предлагаются готовые бланки с фигурами или знаками (в верхней части бланка имеется образец). Нужно закодировать таблицу, расставив в ней знаки по образцу. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Средним
уровнем устойчивости и концентрации
внимания является 60% закодированных фигур
за 1 минуту 45 секунд, допускается сделать
2 ошибки.
Методика
«Красно-черная таблица»
Цель: методика предназначена для оценки переключения внимания.
Материал: бланк с таблицей, секундомер.
Процедура исследования: обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, включающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке /время выполнения Т1 фиксируется/. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 /время выполнения Т2 фиксируется/. Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем порядке /время выполнения Т3 фиксируется/. Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 - /Т1+Т2/.
Методика
«Корректурная проба» (буквенный
вариант)
Цель: данная методика предназначена для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Материал: готовый бланк ответов, ручка, секундомер.
Процедура исследования: бланк для ответов состоит из беспорядочного чередования отдельных букв (цифр), причем каждый знак повторяется в каждой строке несколько раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени /3-5-10 минут/ вычеркивать заданные буквы (цифры). Экспериментатор отмечает число букв (цифр), вычеркнутых в течение длительного времени. Норма объема внимания для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее. Время работы – 5 минут.
Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Проведем сравнительный анализ полученных
результатов после проведения методик,
используемых в работе с классами 2»б»
(дети обучающиеся по системе развивающего
обучения - РО) и 2»в» (дети обучающиеся
по системе традиционного обучения - ТО).
Анализ успеваемости по предметам
Предметы | 2 «б» класс | % | 2 «в» класс | % |
Литерат.
чтение |
Выс.ур.(«5») – 13
Ср.ур.(«4») – 15 Ниже ср.(«3»)- 2 Низ.ур.(«2»)- 0 |
43,3
50 6,7 0 |
Выс.ур.(«5») – 9
Ср.ур.(«4») – 17 Ниже ср.(«3»)- 4 Низ.ур.(«2»)- 0 |
30
56,7 13,3 0 |
Русский язык | Выс.ур.(«5»)- 3
Ср.ур. («4») – 19 Ниже ср.(«3»)- 8 Низ.ур.(«2») - 0 |
10
63,3 26,7 0 |
Выс.ур.(«5») – 1
Ср.ур.(«4») – 17 Ниже ср.(«3»)- 12 Низ.ур.(«2»)- 0 |
3,3
56,7 40 0 |
Матема-
тика |
Выс.ур.(«5») –
4
Ср.ур.(«4») – 21 Ниже ср.(«3»)- 5 Низ.ур.(«2») - 0 |
13,3
70 16,7 0 |
Выс.ур.(«5») – 0
Ср.ур.(«4») – 16 Ниже ср.(«3»)- 14 Низ.ур.(«2»)- 0 |
0
53,3 46,7 0 |
Окруж.
мир |
Выс.ур.(«5»)- 10
Ср.ур.(«4»)- 20 Ниже ср.(«3»)- 0 Низ.ур.(«2»)- 0 |
33,3
66,7 0 0 |
Выс.ур.(«5») – 1
Ср.ур.(«4») – 21 Ниже ср.(«3»)- 8 Низ.ур.(«2»)- 0 |
3,3
70 26,7 0 |