Внимание у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание

Цель: исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.Предмет: влияние произвольности внимания на успешность учебной деятельности младших школьников
Объект: Особенности внимания младших школьников и их успеваемость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание – как познавательный процесс 5
1.2.Свойства внимания 15
1.3.Виды внимания 20
1.4.Младший школьный возраст – общая характеристика 23
1.5. Развитие внимания младшего школьника 26
1.6. Развивающая и традиционная система обучения 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В 38
РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Работа состоит из  1 файл

Диплом 1.doc

— 534.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте является содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальных классах школы стало развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания, т.е. о том, чтобы дети усваивали систему научных понятий и способы их получения. Развитие мышления детей в этот период и есть ключ к их умственному развитию в целом. 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В                                       

                РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация и  методы исследования

 

      Существует  много разнообразных методов по исследованию  внимания.

      В рамках данной работы исследование проводилось методом психологического тестирования: группового и индивидуального. Результаты тестирования  после интерпретации были донесены до классного руководителя, при этом была соблюдена конфиденциальность.

      Полученные  данные подверглись математико-статистической обработке, проведен корреляционный анализ по Пирсону и t-критериальный анализ Стьюдента с помощью программы Statistika 5.5.

    Исследование  проводилось в средней общеобразовательной  школе № 30 Мотовилихинского района г.Перми. Время проведения исследования – IV четверть 2005 – 2006 учебного года. В исследовании приняли участие учащиеся двух классов: 2 «б» и 2 «в»  в количестве 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек). Возраст детей 8-9 лет. Успеваемость по основным предметам в 2 «б» и 2 «в» классах хорошая, на «4» и «5». Ученики 2 «б» и 2 «в» - дети из благополучных семей,  материально обеспеченные,  родители работают.

    Исследование  проводилось сначала во 2 «б» классе (класс, обучающийся по развивающей системе обучения) – с 10 апреля по 12 апреля 2006 г. с 12.00 до 13.30 часов. Во 2 «в» классе (класс, обучающийся по традиционной системе обучения) – с 17 апреля по 19 апреля 2006 г. с 12.00 до 13.30 часов. Вся работа проводилась с небольшими перерывами на отдых  между методиками.

      В соответствии с целями исследования использовались методики:

-    Анализ успеваемости (по основным предметам);

  • Тест «Переплетенные линии» модификация теста Риссу;
  • Тест «Распределение и переключение внимания» (Тестирование детей. Автор-составитель В.Богомолов);
  • Методика заучивания десяти слов (А.Р.Лурия).
  • Методика «Домик» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей.)
  • Методика изучения концентрации и устойчивости внимания  (модификация метода Пьерона – Рузера);
  • Методика «Красно-черная таблица» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей);
  • Методика «Корректурная проба» Бурдона - буквенный вариант (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей).
 

Анализ  успеваемости по основным предметам 

      Цель: изучение успеваемости по основным предметам (выявление взаимосвязи свойств внимания и успеваемости между детьми, обучающихся  по системе развивающего и традиционного обучения.

  1. Литературное чтение.
  2. Русский язык.
  3. Математика.
  4. Окружающий мир.

    Результаты исследования показаны в сводной ведомости (Приложение 7). 

    Тест  «Переплетенные линии» (модификация  теста Риссу) 

    Цель: тест «Переплетенные линии» (модификация теста Риссу) оценивает устойчивость внимания.

    Материал: готовый бланк ответов, ручка, секундомер.

    Процедура исследования: ребенку предлагается бланк, на котором изображены  25 переплетенных линий. Каждая линия имеет  свой номер  у начала (слева)  а у конца справка пустой квадрат. Ребенок должен проставить номер в конце линии (справа), в квадратике, который был указан в начале строки. При этом ребенок должен прослеживать линии от начала до конца, без помощи рук. Большинство детей 8-9 лет справляются  с этим заданием за 10 минут.

    Хорошим результатом в данной методике является, если ребенок проследил без ошибок 10-18 линий.

                                                      См.Приложение 1 

Тест  «Распределение и  переключение внимания» 

    Цель: тест направлен на исследование распределения и переключения внимания.

    Материал:  бланк ответов, секундомер.

    Процедура исследования: предлагается рисунок с цифровой таблицей, в которой беспорядочно расположены цифры черного и белого цвета. Испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т.е.1 – белое, 24 черное, 2 – белое, 23 – черное и т.д. Фиксируется время  выполнения задания, количество ошибок.

    Средним результатом этого теста является, если ребенок справился с заданием от 2 минут 40 секунд до 5 минут 30 секунд, без ошибок.

                    См.Приложение 2 

    Еще тест «Распределение и переключение внимания» можно провести вторым способом, где  испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке от 20 до 1. В итоге нужно сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых. 
 
 

Методика заучивания 10 слов 

      Методика  заучивания десяти слов была предложена А.Р.Лурия.

      Цель: предназначена для исследования процессов памяти, может использоваться для оценки произвольного внимания.

      Материал: набор из 10 слов.

      Процедура исследования: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Пример  набора слов: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.

Испытуемому дается инструкция «Я сейчас прочту 10 слов. Слушай внимательно. Когда я окончу читать, повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».  

Методика  «Домик» 

      Цель: данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, степень развития произвольности внимания.

      Материал: бланк с образцом, нарисованного домика, чистый лист бумаги,  карандаш. 

    Процедура исследования: ребятам раздаются чистые листы бумаги  и образцы нарисованного домика.

    Дается  инструкция: «Вам нужно, как можно  точнее срисовать изображение домика карандашом на чистый лист». Время по этой работе не ограничено. 

    Точное  воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется по 1 баллу.

                                                      См.Приложение 3 
 

Методика  изучения концентрации и устойчивости внимания

(модификация метода Пьерона-Рузера) 

    Цель: название методики говорит само за себя, предназначена для изучения концентрации и устойчивости внимания.

      Материал: бланк для ответов, ручка, секундомер.

    Процедура исследования:  Детям предлагаются готовые бланки с фигурами или знаками (в верхней части бланка имеется образец). Нужно закодировать таблицу, расставив в ней знаки по образцу. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

    Средним уровнем устойчивости и концентрации внимания является 60% закодированных фигур за 1 минуту 45 секунд, допускается сделать 2 ошибки. 

                                                            См.Приложение 4 

    Методика  «Красно-черная таблица» 

      Цель: методика предназначена для оценки переключения внимания.

      Материал: бланк  с таблицей, секундомер.

    Процедура исследования: обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, включающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке /время выполнения Т1 фиксируется/. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 /время выполнения Т2 фиксируется/. Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем порядке /время выполнения Т3 фиксируется/. Показателем переключения  внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 - /Т1+Т2/.

                                                            См.приложение 5 

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) 

    Цель: данная методика предназначена для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

    Материал: готовый бланк ответов, ручка, секундомер.

      Процедура исследования: бланк для ответов состоит  из беспорядочного чередования  отдельных букв (цифр), причем каждый знак повторяется в каждой строке несколько раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени /3-5-10 минут/ вычеркивать заданные буквы (цифры). Экспериментатор отмечает число букв (цифр), вычеркнутых в течение длительного времени. Норма объема внимания  для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее. Время работы – 5 минут.

Продуктивность  работы и число допускаемых ошибок могут служить  показателем колебаний внимания.

                                                      См.Приложение 6

2.2. Результаты исследования и их анализ

 

       Проведем сравнительный анализ полученных результатов после проведения методик, используемых в работе с классами 2»б» (дети обучающиеся по системе развивающего обучения - РО) и 2»в» (дети обучающиеся по системе традиционного обучения - ТО). 
 
 

       Анализ  успеваемости по предметам

                                                                                 Таблица 1

Предметы 2 «б» класс % 2 «в» класс %
Литерат.

чтение

Выс.ур.(«5») – 13

Ср.ур.(«4») – 15

Ниже  ср.(«3»)- 2

Низ.ур.(«2»)- 0

43,3

50

6,7

0

Выс.ур.(«5») – 9

Ср.ур.(«4») – 17

Ниже  ср.(«3»)- 4

Низ.ур.(«2»)- 0

30

56,7

13,3

0

Русский язык Выс.ур.(«5»)- 3

Ср.ур. («4») – 19

Ниже  ср.(«3»)- 8

Низ.ур.(«2») - 0

10

63,3

26,7

0

Выс.ур.(«5») – 1

Ср.ур.(«4») – 17

Ниже  ср.(«3»)- 12

Низ.ур.(«2»)- 0

3,3

56,7

40

0

Матема-

тика

Выс.ур.(«5») –  4

Ср.ур.(«4») – 21

Ниже  ср.(«3»)- 5

Низ.ур.(«2») - 0

13,3

70

16,7

0

Выс.ур.(«5») – 0

Ср.ур.(«4») – 16

Ниже  ср.(«3»)- 14

Низ.ур.(«2»)- 0

0

53,3

46,7

0

Окруж.

мир

Выс.ур.(«5»)- 10

Ср.ур.(«4»)- 20

Ниже  ср.(«3»)- 0

Низ.ур.(«2»)- 0

33,3

66,7

0

0

Выс.ур.(«5») – 1

Ср.ур.(«4») – 21

Ниже  ср.(«3»)- 8

Низ.ур.(«2»)- 0

3,3

70

26,7

0

Информация о работе Внимание у школьников