Внимание у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание

Цель: исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.Предмет: влияние произвольности внимания на успешность учебной деятельности младших школьников
Объект: Особенности внимания младших школьников и их успеваемость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание – как познавательный процесс 5
1.2.Свойства внимания 15
1.3.Виды внимания 20
1.4.Младший школьный возраст – общая характеристика 23
1.5. Развитие внимания младшего школьника 26
1.6. Развивающая и традиционная система обучения 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В 38
РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Работа состоит из  1 файл

Диплом 1.doc

— 534.50 Кб (Скачать документ)

    Успеваемость  по математике положительно взаимосвязана  с показателями памяти (0,70***), распределение  внимания (0,67***), объем внимания (0,65***) и отрицательно взаимосвязана  с показателями произвольность внимания

(-0,58***), переключаемость внимания (-0,61***) и  концентрация внимания

(-0,69***). Т.е. чем лучше ребенок учится  по математике, тем лучше у  него развиты память, объем внимания, хорошее распределение внимания и произвольность внимания.

    Показатель  высокой успеваемости по окружающему  миру  обнаруживает положительные  связи с показателями распределение  внимания (0,69**), концентрации и устойчивости внимания (0,71***). Это свидетельствует о том, что чем лучше у ребенка развиты такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и распределение, тем выше его успеваемость по окружающему миру.

      У детей, обучающихся по развивающей  системе обучения более высокая  успеваемость по основным предметам (в среднем на 13,3%), чем у детей, которые учатся по системе традиционного обучения. У детей обучающихся по системе развивающего обучения (2 «б» класс) по результатам проведенного исследования более высокие показатели по таким познавательным процессам, как память и внимание. При этом следует отметить, что  высокий показатель успеваемости  по чтению и русскому языку во 2 «б» классе обнаружил положительные связи со следующими характеристиками внимания – концентрацией и устойчивостью, распределением внимания, его произвольностью. Высокий показатель успеваемости по математике  обнаружил положительные связи с показателями памяти и произвольности внимания. У  детей, обучающихся по традиционной системе обучения высокий показатель успеваемости по чтению и русскому языку обнаружил положительные связи с такими характеристиками внимания  как  концентрация, устойчивость и распределение, также память. Высокий показатель успеваемости по математике обнаружил положительную связь со следующими характеристиками внимания - объемом, распределением и произвольностью внимания, также памятью. Показатели хорошей успеваемости по окружающему миру обнаружил положительные связи с такими характеристиками внимания, как концентрация, устойчивость и распределение.

       Следует отметить, что учащихся 2 «б» класса (развивающего обучения) при поступлении в школу подвергали вступительным испытаниям: т.е. те дети, которые показали  достаточно высокие результаты, были отобраны в класс, обучающийся по развивающей системе обучения. К тому же все они прошли подготовительный класс  - 3 года школы развития личности. Остальные дети, у которых были более низкие показатели по готовности к школьному обучению пошли учиться по традиционной системе обучения. Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения (2 «б» класс) способны более длительное время сохранять  внимание на каком-либо объекте, не ослабляя его. Дети могут рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Также дети развивающей системы обучения могут больше запоминать учебного материала и сохранять информацию. Они учатся более целенаправленно, применяя волевые усилия в преодолении трудностей, они могут дольше концентрировать свое внимание на одном деле, более длительно могут заострять свое внимание на определенном объекте без отвлечения на что-либо и могут удерживать в поле своего внимания большее количество предметов или информации, чем дети, обучающиеся по системе традиционного обучения (2 «в» класс). На развитие этих характеристик (концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости, объема внимания, его произвольности) нацелены содержание, методы и приемы программы развивающего обучения.

             При анализе  содержания программ, методов и приемов подачи материала выяснилось, что в системе развивающего обучения развитие характеристик (памяти, произвольности внимания, концентрации, устойчивости, переключаемости, объема, распределения внимания, мышления) – одно из целей обучения. Каждый фрагмент  урока осуществляет эту задачу. Учит детей логически мыслить, работать с информацией (получать, сохранять), анализировать полученный материал, делать выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Данная выпускная квалификационная работа посвящена теоретическому и практическому изучению развития свойств внимания детей младшего школьного возраста в разных системах обучения. В представленной работе были рассмотрены психологические теории внимания, свойства внимания, его виды, а также прослежена взаимосвязь свойств внимания с успеваемостью младших школьников на примере двух различных систем обучения – развивающей и традиционной во вторых классах  «МОУ СОШ № 30». Применение теории на практике и определило актуальность данной работы.

    Актуальность и современность данной темы несомненны, т.к. хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные  исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания [23]. Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания. Проблема внимания изучалась в работах как советских, так и зарубежных ученых:  Титченер Э., Джемс У., Рибо и др. А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин, Н.Н.Ланге, физиологи И.П.Павлов, А.А.Ухтомский и др.  

      Можно утверждать, что интерес  к знаниям выступает  как мощная преобразующая сила всей учебной работы школьника. Увлеченность делом приводит к возникновению произвольного внимания.

      Учителю необходимо знать  некоторые рекомендации по вниманию школьника.

  • надо во время занятий устранить все отвлекающие внимание ребенка обстоятельства;
  • нельзя давать маленькому школьнику несколько заданий для одновременного выполнения: выполнение одного задания должно следовать за выполнением другого;
  • чем младше класс, тем чаще на уроке один вид занятий должен сменяться другим: с младшими школьниками нельзя долго заниматься одним и тем же;
  • чем конкретней и интересней предмет внимания, тем меньше утомляется внимание;
  • надо помнить, что труднее всего установить детское внимание, поэтому максимальное стимулирование внимания должно быть в самом начале данного занятия.

Внимание  можно улучшить путем  тренировки с помощью  специальных коррекционно-развивающих упражнений.

      Однако  относительно слабое развитие свойств  внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит  организованности внимания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности. 
 

    Целью выпускной работы являлось исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.

    Были  поставлены следующие задачи:

1.Провести  обзор научной литературы по данной проблеме.

2.Подбор  методов и методик исследования.

3.Провести  диагностику и анализ результатов.

      Исследование проходило  в «МОУ СОШ №  30» города Перми,  на группе детей 8-9 лет, учащихся двух классов: 2 «б» и 2 «в», в количестве 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек).

В работе были использованы методы психологического группового и индивидуального тестирования, при этом была соблюдена конфиденциальность.

      В соответствии с целями исследования  использовались методики:

-    Анализ успеваемости (по основным предметам);

  • Тест «Переплетенные линии» модификация теста Риссу;
  • Тест «Распределение и переключение внимания» (Тестирование детей. Автор-составитель В.Богомолов);
  • Методика заучивания десяти слов (А.Р.Лурия).
  • Методика «Домик» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей.)
  • Методика изучения концентрации и устойчивости внимания  (модификация метода Пьерона – Рузера);
  • Методика «Красно-черная таблица» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей);
  • Методика «Корректурная проба» Бурдона - буквенный вариант (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей).

      Полученные  данные подверглись математико-статистической обработке, проведен корреляционный анализ (Пирсон) и t-критериальный анализ Стьюдента с помощью программы Statistika 5.5.

      Результаты  тестирования выявили  следующее:

Дети, которые учатся по системе развивающего обучения (2 «б» класс) имеют более высокие показатели по основным предметам (на 13,3%). Также они показали высокие результаты по методикам, исследующим свойства внимания и произвольность внимания.

      Устойчивость  внимания (по методике «Переплетенные линии») у детей 2 «б» класса (развивающее обучение) выше на 16,7%, чем у детей 2 «в» класса (традиционное обучение). По тесту «Распределение и переключение внимания», дети, обучающиеся по системе развивающего обучения показали результаты выше, чем дети, обучающиеся по системе традиционного обучения на 6,7%. Показатели памяти («Методика заучивания 10 слов») у детей 2 «б» класса выше на 6,7%. Степень развития произвольности внимания по методике «Домик» у детей 2 «б» класса показатели выше на 23,3%, чем  у детей 2 «в» класса. Также показатели концентрации и устойчивости внимания (Пьерон-Рузер) выше во 2 «б» классе на 13,3%, чем во 2 «в» классе. Переключение внимания по методике «Красно-черная таблица» выше развито у детей 2 «б» класса на 10%.

Показатели  объема внимания (Методика «Корректурная проба») также выше у детей, обучающихся по системе развивающего обучения, на 13,3%.

      Корреляционный  анализ показал, что высокий показатель успеваемости  по чтению и русскому языку во 2 «б» классе обнаружил положительные связи со следующими характеристиками внимания – концентрацией и устойчивостью, распределением внимания, его произвольностью. Высокий показатель успеваемости по математике  обнаружил положительные связи с показателями памяти и произвольности внимания. У  детей, обучающихся по традиционной системе обучения высокий показатель успеваемости по чтению и русскому языку обнаружил положительные связи с такими характеристиками внимания  как  концентрация, устойчивость и распределение, также память. Высокий показатель успеваемости по математике обнаружил положительную связь со следующими характеристиками внимания - объемом, распределением и произвольностью внимания, также памятью. Показатели хорошей успеваемости по окружающему миру обнаружил положительные связи с такими характеристиками внимания, как концентрация, устойчивость и распределение.

      Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что если у учащихся развито внимание, то они будут более успешны в обучении.

      Практическая  значимость данной выпускной  работы. Материалы  работы востребованы в первую очередь  учителями начальных  классов СОШ № 30, так как вопросы повышения успеваемости  учащихся интересуют их в первую очередь. Теоретический материал был предложен им для повышения профессиональной компетентности, на семинарах, педагогических советах и как материал для самообразования. Результаты исследования помогли определить направления деятельности коррекционно-развивающей работы по повышению успеваемости и внимания учащихся. В свою деятельность учителя включают упражнения, которые способствуют развитию познавательных процессов детей.

БИБЛИОГРАФИЯ

 
 
    1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 384с.
    2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2005. – 272с.
    3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 574с.
    4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Педагогика, 1994. – 347с.
    5. Богомолов В.И. Тестирование детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 352с.
    6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Просвещение, 2001. – 326с.
    7. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. – М.: Акад.Проект, 2004. – 143с.
    8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 222с.
    9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.: Просвещение, 1976. – 346с.
    10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1983. – 385с.
    11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 344с.
    12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Моск.университет, 1974. – 191с.
    13. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.
    14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 275с.
    15. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М.: Знание, 1989. – 79с.
    16. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Педагогика, 1972. – 160с.
    17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 283с.
    18. Давыдов В.В. Психическое развитие младших кольников: Экспериментальное психологическое исследование. – М.: Педагогика, 1990. – 160с.
    19. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. // Советская педагогика, 1938, № 8. С.26-28.
    20. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. – М.: Флинта, 2002. – 371с.
    21. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303с.
    22. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.
    23. Ермолаев О.Ю. и др. Развитие произвольного внимания у первоклассников в зависимости от условий обучения. – М.: Знание, 1987. – 189с.
    24. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальное варианты развития младших школьников. – М.: Педагогика, 1973. – 175с.
    25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
    26. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.: Знание, 1980. – 178с.
    27. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. – М.: АПН РСФСР, 1976. – 235с.
    28. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Просвещение, 1975. – 327с.
    29. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 276с.
    30. Немов Р.С. Психология. 3 кн. – М.: Просвещение, 1995.
    31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442с.
    32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2004. – 238с.
    33. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 351с.
    34. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. Сборник статей, докладов, лекций, речей. – М.-Л.: Биомедгиз, 1938. – 774с.
    35. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – 248с.
    36. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник: (заметки врачей психоневрологов). – М.: Знание, 1981. – 96с.
    37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1994. – 423 с.
    38. Рибо Т. Психология внимания. – СПб.: Изд.-во Ф.Павленкова, 1980. – 126с.
    39. Римская Р.А., Римский С.И. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 376с.
    40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 527с.
    41. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. – М.-Л.: Учпедгиз, 1958. – 175с.
    42. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.
    43. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. // Русский физиологический журнал, 1923, № 8, С.37-40.
    44. Ушинский К.Д. Избранные произведения, вып.4, Кн.1. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1946. – 324с.
    45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М.: АПН РСФСР, 1949. – 287с.
    46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.10. – М.: АПН РСФСР, 1951. – 315с.
    47. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 291с.
    48. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.: Академия, 2001. – 144с.
    49. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. – М.: АПН СССР, 1962. – 205с.

Информация о работе Внимание у школьников