Внимание у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание

Цель: исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.Предмет: влияние произвольности внимания на успешность учебной деятельности младших школьников
Объект: Особенности внимания младших школьников и их успеваемость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание – как познавательный процесс 5
1.2.Свойства внимания 15
1.3.Виды внимания 20
1.4.Младший школьный возраст – общая характеристика 23
1.5. Развитие внимания младшего школьника 26
1.6. Развивающая и традиционная система обучения 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В 38
РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Работа состоит из  1 файл

Диплом 1.doc

— 534.50 Кб (Скачать документ)
 

       Если  сравнить результаты анализа успеваемости двух классов, можно сказать, что  дети 2 «б» класса, обучающиеся по развивающей системе обучения, имеют лучшие показатели успеваемости по предметам, чем дети

2 «в»  класса, обучающиеся по программе  традиционного обучения.

       Данные  анализа показателей успеваемости по предметам  показаны в гистограмме, (рис.1), на основе сопоставления средних значений  показателей. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Средние значения показателей успеваемости по

     предметам в классах традиционного  и развивающего обучения 

     Обозначения: РО – класс с развивающей системой обучения (2 «б»),

                          ТО – класс  с традиционной системой обучения(2 «в») 

       Как видно из данной гистограммы (рис.1) у детей обучающихся по развивающей системе обучения (2 «б» класс) более высокая успеваемость по всем предметам.

       Возможно  такой результат обусловлен тем, что у детей   (2 «б» класс) более высокие способности, лучше развиты познавательные процессы,

чем у  детей 2 «в» класса.

    Возможно сыграл роль тот факт, что дети перед поступлением в школу (в первый класс) проходили тестирование на предмет готовности к школьному обучению. И те дети, которые набрали высокие показатели по тестам были отобраны в класс с развивающей системой обучения, а остальные дети, у которых были более низкие показатели по готовности к школьному обучению пошли учиться по традиционной системе обучения.        

Методика «Переплетенные линии»

                                                                              Таблица 2

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 20 66,7 15 50
Средний уровень 10 33,3 15 50
Низкий  уровень - - - -
 

      Анализируя  результаты исследования по методике «Переплетенные линии» видно, что дети 2 «б» класса, обучающиеся по системе развивающего обучения показали более высокие результаты - 20 человек (т.е.66,7%), дети 2 «в» класса, обучающиеся по системе традиционного обучения в количестве 15 человек (50%) также показали высокий результат, но на 16,7% меньше. Средний уровень показали 10 человек (33,3%) из 2 «б» класса и 12 человек (40%) из 2 «в» класса. Низкий уровень в обоих классах не обнаружен.

      Таким образом у детей, обучающихся  по системе развивающего обучения  более развита устойчивость внимания.

  Также результаты данного исследования показаны в гистограмме (см.Рисунок 2).

Тест  «Распределение и  переключение внимания»

                                                                        Таблица 3

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 5 16,7 3 10
Средний уровень 21 70 18 60
Низкий  уровень 4 13,3 9 30
 

      По  результатам данного тестирования наблюдается следующая ситуация: дети, обучающиеся по системе развивающего обучения (2 «б» класс) показывают результаты выше, чем дети, обучающиеся по системе традиционного обучения (2 «в» класс) на 6,7%. Высокий уровень показали 5 детей (16,7%)  из 2 «б» класса,  из 2 «в» класса 3 человека (10%), средний уровень показали 21 человек (70%) из 2 «б» класса, а из 2 «в» класса – 18 человек (60%) с разницей в 10%. Низкий уровень соответственно 4 человека (13,3%) и 9 человек (30%).

    Таким образом у детей, обучающихся  по системе развивающего обучения  более развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение.

      Также результаты данного исследования показаны в гистограмме (см.Рисунок 2). 

«Методика заучивания 10 слов»

                                                                             Таблица 4

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень - - - -
Средний уровень 26 86,7 24 80
Низкий  уровень 4 13,3 6 20
 

    По  результатам данного исследования оказалось, что высокий уровень  никто из учащихся не показал.

      Дети 2 «б» класса, обучающиеся по системе развивающего обучения -

26 человек  (86,7%) показывают средний уровень развития памяти и произвольности внимания с перевесом в 6,7%, дети 2 «в» класса, обучающиеся по системе традиционного обучения – 24 человека (80%) тоже набрали средний уровень. Низкий уровень соответственно – 4 человека (13,3%) и 6 человек (20%).

      Таким образом, у детей, обучающиеся по системе развивающего обучения  2 «б» класса  лучше развита память и произвольность внимания, чем у детей, обучающихся по системе традиционного обучения 2 «в» класса.

      Также результаты исследования показаны в  гистограмме (см.Рисунок 2). 
 

Методика  «Домик»

                                                                                  Таблица 5

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 13 43,3 6 20
Средний уровень 13 43,3 14 46,7
Низкий  уровень 4 13,4 10 33,3
 

      По  результатам этого исследования лидирует 2 «б» класс – 13 человек (43,3%) показали высокий уровень развития произвольного внимания.

На 23,3% ниже показатели у 2 «в» класса. Только 6 человек (20%) показали высокий уровень произвольного внимания. Во 2 «б» классе 13 человек (43,3%) показали средний уровень, а во 2 «в» - 14 человек (46,7%). Соответственно низкий уровень 2 «б» - 4 человека (13,4%), 2 «в» - 10 человек (33,3%). У детей, обучающихся по системе развивающего обучения (2 «б» класса), лучше развито произвольное внимание, чем у детей, обучающихся по системе традиционного обучения (2 «в» класса).

      Также результаты тестирования по методике «Домик» можно просмотреть по гистограмме (см.Рисунок 2).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Средние значения характеристик внимания (устойчивости, концентрации, распределения), произвольности внимания, памяти 

Обозначения: УВ – устойчивость внимания; КВ – концентрация внимания;

      РпВ – распределение внимания; П –  память; ПрВ – произволь-  ность внимания  

       Как видно из данной гистограммы у детей, обучающихся по развивающей системе обучения лучше развиты такие свойства внимания как распределение, устойчивость; также выше показатель памяти нежели у детей обучающихся по традиционной системе. Это говорит о том, что дети развивающего класса способны более длительное время сохранять внимание на каком-либо объекте, не ослабляя внимания. Дети могут рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. Также дети развивающей системы обучения могут больше запоминать и сохранять информации.

       Как показано в гистограммах - по методикам  чем выше показатель (балл), тем выше этот процесс. Что нельзя сказать  о таких свойствах внимания, как концентрация и произвольность внимания. Здесь процесс обратный. Чем меньше баллов ребенок набирает, тем лучше развито данное свойство. Следовательно, у детей обучающихся по системе развивающего обучения выше показатели концентрации внимания и произвольности внимания, т.е. они учатся более целенаправленно, применяя волевые усилия в преодолении трудностей, они могут дольше концентрировать свое внимание на одном деле, чем дети обучающиеся по системе традиционного обучения.  
 

«Методика изучения концентрации и устойчивости внимания»

(модификация Метода Пьерона-Рузера) 

                                                                                Таблица 6 

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 22 73,3 18 60
Средний уровень 8 26,7 12 40
Низкий  уровень - - - -
 

      Анализируя  результаты исследования по «Методике изучения концентрации и устойчивости внимания» дети 2 «б» класса показали лучшие результаты 22 человека (73,3%), чем дети 2 «в» класса – 18 человек (60%), показавшие высокий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Средний уровень показали 8 человек (26,7%) из 2 «б» класса, 12 человек (40%) из 2 «в» класса..

Также результаты исследования по методике показаны в гистограмме (см. Рисунок 3). 
 
 
 
 

Методика  «Красно-черная таблица» 

                                                                                Таблица 7 

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 3 10 - -
Средний уровень 21 70 23 76,7
Низкий  уровень 6 20 7 23,3

Информация о работе Внимание у школьников