Внимание у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание

Цель: исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания младших школьников и успеваемости в условиях развивающей и традиционной систем обучения.Предмет: влияние произвольности внимания на успешность учебной деятельности младших школьников
Объект: Особенности внимания младших школьников и их успеваемость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Внимание – как познавательный процесс 5
1.2.Свойства внимания 15
1.3.Виды внимания 20
1.4.Младший школьный возраст – общая характеристика 23
1.5. Развитие внимания младшего школьника 26
1.6. Развивающая и традиционная система обучения 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В 38
РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Работа состоит из  1 файл

Диплом 1.doc

— 534.50 Кб (Скачать документ)
 

      Анализируя  результаты методики «Красно-черная таблица» высокий уровень показали 3 человека (10%) из 2 «б» класса, из 2 «в» класса никто из учащихся не набрал высокий балл. Средний уровень показали 21 человек (70%) из 2 «б» класса, что на 6,7% выше, чем у детей из 2 «в» класса – 23 чел. (76,7%). Низкий уровень соответственно 6 человек (20%) и 7 человек (23,3%). Следовательно, у детей 2 «б» класса, которые учатся по системе развивающего обучения более развито свойство внимания, как переключение внимания.

Также результаты исследования показаны в  гистограмме (см.Рисунок 3).  

                          
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Рисунок 3. Средние значения характеристик внимания (концентрация и устойчивость, переключение)

Обозначения: РО – класс развивающего обучения (2 «б»), ТО – класс

                        традиционного обучения (2 «в»), КУВ – концентрация и

                      устойчивость внимания, ПВ – переключение внимания 

      Анализируя  полученные результаты, показанные на рисунке 3, можно сказать, что  показатель концентрации и устойчивости внимания у детей, обучающихся по развивающей системе выше, чем у детей обучающихся по традиционной системе обучения.

      Исходя  из этого дети развивающего класса более длительно могут заострять свое внимание на определенном объекте без отвлечения на что-либо. Что еще раз подтверждает предыдущий результат по рисунку 2, где отдельно рассматривались концентрация и устойчивость внимания. Там тоже результаты были выше у детей обучающихся по системе развивающего обучения. Что касается показателя переключаемости внимания, у детей которые обучаются по традиционной системе обучения этот показатель выше чем у детей обучающихся по системе развивающего обучения. Значит дети, обучающиеся по развивающей системе обучения,  могут за более короткое время переводить свое внимание с одного объекта на другой. 

Методика  «Корректурная проба»

                                                                                                       Таблица 8 

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 28 93,3 24 80
Средний уровень 2 6,7 6 20
Низкий  уровень - - - -
 
 

    Определим концентрацию внимания по методике «Корректурная  проба»: 

                             

                        Таблица 9

  2 «б» класс % 2 «в» класс %
Высокий уровень 3 10 - -
Средний уровень 21 70 23 76,7
Низкий  уровень 6 20 7 23,3
 

      По  результатам данного исследования можно сказать, что дети, обучающиеся по системе развивающего обучения (2 «б» класс) снова показали результаты выше, чем дети, обучающиеся по системе традиционного обучения (2 «в» класс). Высокий уровень по объему внимания показали 28 человек (93,3%) из 2 «б» класса, что на 13,3 % выше, чем у детей из 2 «в» класса – 24 человека (80,0%). Средний уровень соответственно 2 человека (6,7%) и 6 человек (20%).  По степени концентрации внимания высокий уровень только у троих детей (10%) из 2 «б» класса. Дети 2 «в» класса не показали высокие результаты.

Средний уровень во 2 «б» классе показали 21 человек (70%), а во 2 «в» - 23 человека (76,7%) с разницей в 6,7%. Низкий уровень соответственно 6 человек (20%) и 7 человек (23,3%).

Также результаты по методике «Корректурная  проба» показаны в гистограмме (см.Рисунок 4).                                                                                                

Рисунок 4. Средние значения объема внимания 

Обозначения: РО – класс развивающего обучения (2 «б»), ТО –класс

                       традиционного  обучения (2 «в»),  ОВ – объем внимания 

      В результате исследования объема внимания можно сказать, что у детей, которые обучаются по развивающей системе обучения выше это свойство внимания. У детей, которые обучаются по традиционной системе обучения данное свойство ниже.

      Значит, дети, обучающиеся по системе развивающего обучения могут удерживать в поле своего внимания большее количество предметов или информации. 

       Результаты  исследования подверглись корреляционному анализу по Пирсону (см.Приложение 8) и t–критериальному анализу Стьюдента для независимых переменных (см.Приложение 9)

       Использование метода t–критерия Стьюдента для независимой выборки позволило выявить значимые различия между данными группами испытуемых. 
 

       Значимые  различия между группами испытуемых

       (t – критерий Стьюдента)

                                                                               Таблица 10 

Показатели Развивающее обучение Традиционное обучение Значения Т-критерия. Вероятность ошибки
Математика 4,0 3,5 3,2 P<0,01
Окружающий  мир 4,3 3,8 4,5 P<0,001
Объем

внимания

936,2 818,1 2,7 P<0,01
Концентрация  внимания 6,3 9,5 -2,4 P<0,05
Распределение внимания 3,7 3,2 2,0 P<0,05
Произвольность внимания 0,7 1,2 -2,5 P<0,05

        

       Как видно из таблицы 10,  между данными группами испытуемых существуют значимые различия по показателям: успеваемость по математике и окружающему миру, объем внимания, концентрация, распределение и произвольность внимания.

        Это свидетельствует  о том, что у детей обучающихся  по развивающей системе обучения более высокие показатели успеваемости по математике и окружающему миру, более высокие показатели по объему и распределению внимания. Дети обучающиеся по традиционной системе обучения показывают более низкие показатели концентрации и произвольности внимания.

       При анализе полученных в ходе исследования данных, был проведен корреляционный анализ по Пирсону, в результате которого были выделены значимые связи различных показателей. 
 
 
 

Чтение Рус. язык   Матем.   Окр. мир

         
 
 

    КУВ   РпВ   П   ПрВ
 

Рисунок 5. Анализ связей показателей у детей, обучающихся по системе развивающего обучения 

          Показатель высокой  успеваемости по чтению  обнаруживает положительные связи с показателями концентрации и устойчивости внимания (0,49**), распределения внимания (0,63***), памяти (0,67***) и отрицательную связь с показателем произвольности внимания (-0,61***). Это свидетельствует о том, что чем лучше у ребенка развиты память и такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и распределение,  (т.е. чем дольше ребенок может фиксироваться на одном занятии, сохранять состояние внимания на одном объекте, распределять свое внимание на значительном пространстве) тем выше его успеваемость по чтению. Также его успеваемость повышается, если высокая произвольность внимания.

    Показатель  высокой успеваемости по русскому языку  положительно коррелирует с показателями концентрации и устойчивости внимания (0,47**), распределения внимания (0,73***), памяти (0,81***) и отрицательно коррелирует с показателем произвольности внимания

(-0,70***).

      На основании этого можно говорить о том, что чем лучше у ребенка развиты память и такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и распределение, тем выше его успеваемость по русскому языку. Также его успеваемость повышается если высокая произвольность внимания.

    Успеваемость  по математике положительно взаимосвязана  с показателем памяти (0,53**) и отрицательно взаимосвязана  с показателем произвольности внимания (-0,56**). Т.е. чем лучше ребенок учится по математике, тем лучше у него развита память, и тем более развита произвольность внимания. 

Чтение Рус. язык Матем.   Окр. мир
 
 
 
 
РВ   КУВ   ОВ   КВ   РпВ   ПВ   П   ПрВ
 

Рисунок 6. Анализ связей показателей  у детей, обучающихся  по традиционной системе обучения 

    Показатель  высокой успеваемости по чтению  обнаруживает положительные связи с показателями распределение внимания (0,71***), концентрации и устойчивости внимания (0,64***), памяти (0,67***) и отрицательные связи с показателями переключаемости внимания (-0,68***) и произвольности внимания (-0,75***). Это свидетельствует о том, что чем лучше у ребенка развиты память и такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и распределение, тем выше его успеваемость по чтению. Также его успеваемость повышается если высокая произвольность и переключаемость внимания.

    Показатель  высокой успеваемости по русскому языку  положительно коррелирует с показателями концентрации и устойчивости внимания (0,57**), распределения внимания (0,76***), памяти (0,65***) и отрицательно коррелирует с показателем концентрации внимания (-0,57**). На основании этого можно говорить о том, что чем лучше у ребенка развиты память и такие характеристики внимания, как концентрация, устойчивость и распределение, тем выше его успеваемость по русскому языку. Также его успеваемость повышается если высокая концентрация внимания.

Информация о работе Внимание у школьников